Способы защиты человека от вредного воздействия дорожно-транспортного комплекса

Известные способы борьбы с загрязнением воздушного бас­сейна можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся способы, обеспечивающие уменьшение токсичности транспорта: улучшение конструкции автомобильной техники, усовершенствование и создание новых двигателей внутреннего сгорания (форкамерный двигатель), заме­на двигателей внутреннего сгорания электродвигателями, содер­жание автомобилей в исправном состоянии и др., перевод автомо­билей на новые виды топлива (газ), внедрение различных систем очистки отработавших газов (с каталитическими нейтра­лизаторами).

Вторая группа охватывает архитектурно-планировочные решения, которые предусматривают увеличение площадей парков и скверов, строительство новых транспортных систем, создание безостановочных магистралей, строительство подземных перехо­дов, тоннелей, регулирование движения автомобилей и др. Не­обычайно важен вопрос совершенствования организации движе­ния (оптимизация скоростных режимов, «зеленая волна», улуч­шение светофорного регулирования и др.), рациональной органи­зации транспортных процессов (разгрузка улиц, дорог и центра города, введение бестранспортных зон и др.).

К третьей группе можно отнести способы, связанные с уменьшением токсичности отработанных газов, и организацион­но-технические мероприятия по установке на автомобилях газо­улавливающих аппаратов, оптимизации работы карбюраторов, применение к топливу присадок, контролю загазованности и ме­роприятия по выселению автотранспортных предприятий за пре­делы города.

Эффективность применения того или иного способа борьбы с загрязнением воздуха зависит от конкретных условий эксплуата­ции автомобильного транспорта. Но все они являются приемле­мыми, так как направлены на решение важнейшей проблемы — защиту окружающего нас пространства.

Наиболее логичным способом защиты человека от вредного воздействия дорожно-транспортного комплекса является создание преграды между автомобильной дорогой и селитебной зоной для предотвращения широкого распространения загрязнителей.

Наиболее распространено создание вдоль дорог полосы зеле­ных насаждений.

Зеленые насаждения очищают воздух от вредных веществ, пыли и газов, снижают шум в жилых квартирах, повышают влажность воздуха в жаркие дни. Зеленые насаждения на площа­ди в 1 га за год очищают 10 млн. м3 воздуха, а за 1 ч поглощают 8 кг углекислого газа, который выдыхают за это время 200 чело­век. Газозащитный эффект зеленых насаждений зависит от ха­рактера посадок, видового состава деревьев и кустарников, вре­мени года. Установлено, что на расстоянии 1 км от источника концентрация окиси азота при наличии зеленых насаждений в пять раз меньше, чем без них. Содержание угарного газа на рас­стоянии 30-60 м от проезжей части после появления листвы на деревьях снижается в 2-2,5 раза. Хвоя и листья деревьев способ­ны активно поглощать сернистый газ. Наибольшей интенсивно­стью поглощения обладает клен серебристый. Значительно ниже этот показатель у ели обыкновенной.

Зеленые насаждения имеют лечебное значение. Они выде­ляют в воздух лечебные вещества — фитонциды, которые убивают вредные для человека микроорганизмы, отпугивают кровососу­щих насекомых и тем самым предупреждают многие инфекцион­ные заболевания. Некоторые растения за сутки способны выде­лить такое количество фитонцидов, что их достаточно, чтобы обезвредить от микроорганизмов целую улицу большого города. Например, в тщательно стерилизованной операционной всегда можно обнаружить 5-10 микробов на 1 дм3 воздуха, а в дубовом лесу летом не удается найти и десятка их на 1 м3.

Зеленые насаждения имеют определенное эстетическое и психологическое значение. Благодаря богатству форм, красок и фактуры растения благоприятно действуют на настроение челове­ка, снижают переутомление и нервные кризисы, создают опти­мальные условия для отдыха.

Велико и многообразно значение зеленых насаждений в формировании ландшафтов, они обогащают архитектуру населен­ных пунктов, городских площадей и улиц, автомобильных маги­стралей и мест массового отдыха.

Практика подтверждает эффективность применения зеле­ных насаждений для защиты жилых районов от загрязнения ав­тотранспортом. В этом случае посадки должны состоять из газо­устойчивых пород деревьев и кустарников.

Влияние зеленых насаждений на уровень загазованности воздуха приведено в табл. 5.

Таблица 5. Влияние зеленых насаждений на уровень загазованности воздуха

Тип посадки Коэффициент ажурности Снижение уровня загазованности, %
Зима Лето Зима Лето
Однорядная посадка деревьев 0,11 0,22 0-5 7-10
Двухрядная посадка де­ревьев с двухрядной по­садкой кустарников 0,18 0,58 5-7 30-40
Трехрядная посадка де­ревьев с трехрядной по­садкой кустарников 0,20 0,68 10-12 40. ..50
Четырехрядная посадка деревьев с четырехрядной посадкой кустарников 0,23 0,75 10-15 50-60

Разные породы деревьев и кустарников обладают различной пылепоглащающей способностью. Так, запыленность березы в 2,5 раза, а хвойных пород в 30 раз больше запыленности осины. Вяз задерживает пыли в 6 раз больше, чем тополь бальзамический. Запыленность поверхности листьев (г/м2) составляет: вяз — 3,39; тополь бальзамический — 1,32; клен остролистый — 1,0; сирень венгерская— 1,61 и т.д. За вегетационный период взрослые дере­вья аккумулируют из воздуха пыли (кг):

Вяз: Тополь:
шершавый 23 туркестанский 13
перистоветвистый 28 Болле 18
Каштан конский 16 канадский 34
Ива плакучая 38 Шелковица белая 31
Ясень обыкновенный 27
Клен:
татарский 12
серебристый 13
полевой 20
ясенелистый 33
остролистый 28

Лучше пыль задерживают растения с шероховатыми листьями.

Уровень шума уменьшается по мере удаления от дороги. При этом степень гашения зависит от состояния поверхности, по которой идет его распространение. Способ содержания и обуст­ройства прилегающей к дороге полосы во многом определяет ха­рактер распространения шума.

Заглубление дороги по отношению к территории уменьшает уровень шума. Типовыми средствами гашения транспортного шу­ма являются различного рода противошумные экраны-заборы, живые изгороди, полосы древесной растительности, земляные валы, здания. К наиболее эффективным относятся заборы, земля­ные валы, здания (постройки). Преимуществом заборов являются их малая пространственность, недостатком — их уродливость. Эстетический вид их, однако, можно улучшить путем посадки кустарника. Земляные валы занимают значительное пространст­во, требуют большого количества грунта и не отличаются эсте­тичностью. Но и здесь озеленение может улучшить общий вид дороги и восприятия окружающего ландшафта. Хорошим реше­нием являются постройки, предназначенные под гаражи, магази­ны, склады, павильоны обслуживания населения и др., в которых можно допустить высокий уровень шума, а со стороны дороги предусмотреть шумозащитные окна. Дешевым и эстетическим решением можно считать зеленые полосы. К сожалению, только несколько полос зеленых насаждений, объединенных в единую систему, шириной несколько десятков метров, могут обеспечить заметное снижение уровня шума (табл. 6).

Таким образом, защитную эффективность зеленых насажде­ний часто переоценивают. А в стесненных условиях городской застройки нет даже теоретической возможности использовать ши­рокие полосы зеленых насаждений.

Кроме того, формирование полос зеленых насаждений из деревьев высотой 7-8 м и подростом 1,5-2 м создает плотную стену, что, по мнению специалистов по безопасности движения, утомляет водителя, закрывает обзор окрестности.

Таблица 6. Эффективность шумозащитных полос зеленых насаждений

Ширина полосы, м Характеристика шумозащитной полосы Снижение уровня шума за полосой, дБА
Интенсивность движения транспорта, авт./ч
3-рядная посадка лиственных деревьев
4-рядная посадка лиственных деревьев
4-рядная посадка хвойных деревьев
5-рядная посадка лиственных деревьев
5-рядная посадка хвойных деревьев
6-рядная посадка лиственных деревьев

В связи с этим представляют интерес используемые за рубежом прозрачные экранирующие барьеры, позволяющие сохранить обзор прилегающего ландшафта.

Придорожные экранирующие сооружения иногда целесообразно выполнять в виде земляного кавальера со стенкой и защитными зелеными насаждениями (рис. 10). Они хорошо вписываются в ландшафт, имеют естественный вид, но из-за большой занимаемой валом территории могут иметь большую стоимость, чем защитные экраны.

способы защиты человека от вредного воздействия дорожно-транспортного комплекса - student2.ru

Рис. 10. Примеры комплексного применения защитных сооружений:

1 – земляной вал; 2 – защитный экран; 3 – зеленые насаждения; 4 – нежилые здания и сооружения

Конструкции защитных экранов могут быть самые разнообразные. По способу защиты они различаются на отражающие и поглощающие. Использование отражающих экранов может ухудшать экологическую ситуацию на самом транспортном коридоре. Поглощение достигается применением определенных материалов или структурированием поверхности.

К сожалению, в нашей стране и в государствах СНГ нет широкого опыта использования экранирующих конструкций. На дорогах Европы это неотъемлемый атрибут автострады. Кроме того, в Европе особое внимание уделяется экологической безопасности транспортных тоннелей. При длине тоннелей свыше 1 км предусматривается устройство принудительной вентиляции. Все тоннели оборудованы телефонными кабинами, имеющими герметическую конструкцию и систему вентиляции воздуха для обеспечения безопасности человека.

Лекция №10. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Общие представления об управлении в природопользовании.

Токсикологические основы нормирования загрязняющих веществ в окружающей среде. Гигиеническая регламентация загрязняющих веществ в окружающей среде. Понятие о промышленной токсикологии. Ксенобиотики. Яды. Дозы ядовитых веществ. Токсичность веществ. Хроническое и острое отравление. Кумуляция. Предельно-допустимые концентрации (ПДК). Нормирование загрязняющих веществ. Ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Научно-технические нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водный бассейн. Предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую среду.

Рациональное природопользование и охрана природы. Охрана флоры и фауны. Красная книга. Заповедные и другие охраняемые территории. Биосферные заповедники.

Экологический мониторинг окружающей среды. Биоиндикация и биотестирование загрязнений окружающей среды.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды — одна из важнейших проблем современного общества в эпоху развития научно-технического прогресса, сопро­вождающегося активным воздействием на природу.

С методологической точки зрения важно определить основ­ные понятия в области охраны окружающей среды.

Понятие «окружающая среда» является центральным в во­просах экологии. Окружающая среда — это среда обитания и производственной деятельности человека, окружающий природ­ный и созданный материальный мир. То есть природа, — сово­купность естественных условий существования человеческого об­щества.

Следует выделять понятия природных условий и природных ресурсов. Природные условия — совокупность объектов, явлений и факторов природной среды, имеющих существенное значение для материально-производственной деятельности человека, но непосредственно в нее не вовлекаемые (например, климат).

Природные ресурсы — природные объекты и явления, кото­рые используются или могут быть использованы в будущем для удовлетворения материальных и других потребностей общества и общественного производства, способствующие воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования челове­чества и повышения жизненного уровня.

Деятельность человека, связанная с непосредственным ис­пользованием природных условий и ресурсов или с воздействием на них, называется природопользованием.

Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вред­ных последствий человеческой деятельности, поддержание и по­вышение продуктивности и привлекательности природных ком­плексов и отдельных природных объектов.

Охрана природы — система естественнонаучных, технико-производственных, экономических и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства и в международном масштабе и направленных на сохранение и кон­тролируемое изменение природы в интересах развивающегося человечества, на поддержание ее продуктивности, обеспечение рационального использования природных ресурсов и окружающей среды.

Таким образом, охрана окружающей среды — биосоциальный процесс взаимоотношений между обществом и окру­жающей средой, направленный на минимизацию вредного воздей­ствия хозяйственной деятельности человека на состояние био­сферы.

В настоящее время существует проблема глобализации про­цессов засорения природной среды за счет трансграничного за­грязнения: загрязнения среды, охватывающего территорию не­скольких государств или целые континенты и формирующегося за счет трансграничного переноса загрязнителей. Решение про­блем трансграничного загрязнения (например, связанных с кислотными дождями, радиоактивным загрязнением, транс­портными выбросами) требует национальных и международных усилий по оценке участия различных стран в формировании за­грязнений, по контролю и регулированию качества атмосферного воздуха.

Трансграничный перенос — распространение загрязните­лей с воздушными потоками на большие расстояния — за преде­лы границ государств, на территории которых источники загряз­нения находятся. Этот процесс обусловливает трансграничное загрязнение огромных территорий (во многих случаях ингредиен­тами, которые в данном конкретном государстве не производятся или не используются).

Начавшееся в 60-х годах массовое движение за сохранение природной среды в интересах будущих поколений приобретает с каждым годом все более существенное значение. В развитых странах состояние среды обитания стало важным предметом забот граждан, одной из главных обязанностей властей всех уровней. На сохранение природной среды направляется все большая часть национального продукта. Активизировались поиски практических путей защиты природной среды в различных сферах производ­ства.

Осознание тупикового характера сложившегося ныне пути «индустриального развития», при котором степень прогресса из­меряется количеством потребляемых товаров, расходом энергии, а качество среды обитания людей постоянно ухудшается, потребо­вало действий мирового сообщества.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конфе­ренция ООН по окружающей среде и развитию, на которой пред­ставители 180 государств мира, включая и Республику Беларусь, в результате обсуждения результатов многочисленных авторитет­ных исследований, приняли к руководству новую концепцию «устойчивого развития». Эта концепция предусматривает предот­вращение дальнейшего разрушения среды обитания человека пу­тем установления приоритетности экологических и социальных требований. Любая деятельность, ухудшающая условия обитания человека, должна быть исключена.

Модель устойчивого развития использует в качестве основ­ного критерия показатель качества жизни человека, включающий экологические, социальные и экономические факторы. Она ис­ключает действия, наносящие прямой или потенциальный ущерб природной среде.

С точки зрения управления процессами природопользования и охраны окружающей среды важнейшее значение имеет норма­тивно-правовая база.

Наши рекомендации