Тема 2. Особенности взаимодействия общества и природной среды

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема 1. Предмет, методология и задачи курса

Экономика природопользования как новое научное направление начала складываться на рубеже 60-х – 70-х годов ХХ столетия, исходя из проблем ограниченности и истощения природных ресурсов, опасности «техногенного» природоемкого типа развития, необходимости проведения природовосстановительных работ в больших масштабах.

Природопользование-это совокупность всех видов воздействия общества на окружающую среду, связанных с развитием производства и непроизводственной сферы, а именно: изучение, использование, охрана ивоспроизводство природных ресурсов.

Задачи природопользования заключаются в удовлетворении потребностей общества в природных ресурсах, повышении продуктивности природной среды, эффективном, комплексном использовании невозобновимых природных ресурсов, предотвращении их потерь, сведению к минимуму ущерба здоровью людей и народному хозяйству.

Экономика природопользования изучает экономические отношения между людьми при использовании сил и ресурсов природы, т.е. эколого-экономические отношения.

Задачи экономики природопользования:

-разработка стратегических направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства.

-формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности.

-исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях рынка.

-разработка экономического механизма охраны окружающей среды.

-определение путей и методов повышения эффективности использования ресурсов , снижение материало- и энергоемкости производства в целях смягчения воздействия на окружающую среду.

МЕТОДЫ:

-Общенаучные: диалектический, системный, исторический.

Согласно диалектическому методу предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, самодвижении, через возникновение и разрешение противоречий.

Исторический метод, позволяющий проследить динамику взаимоотношений природы и общества.

Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные взаимосвязи и на практике используется при разработке комплексных программ природопользования.

Специфические:

Нормативный метод - разработка и использование нормативов, устанавливающих границы допустимых нагрузок на природу. Без должной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающей деятельности и рациональное использование природных ресурсов.

Экономико-математический, метод экспертных оценок, картографические методы, космические, методы количественного учета организмов, методы оценки состояния окружающей среды(ОС) и регистрации(измерение температуры, хим. состава, радиационного фона) и т.д.

Тема 2. Особенности взаимодействия общества и природной среды

1. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

2. Диалектика развития взаимоотношений человека и природы.

3. Закономерности и принципы природопользования.

4. Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной экологической ситуации

1.Учение В. И. Вернадского о биосфере

В 1926 г. В. И. Вернадский опубликовал книгу «Биосфера», которая представляет собой крупнейшее из обобщений в области естествознания в ХХ в. Она ознаменовала рождение новой науки о природе и взаимосвязи с ней человека.

Сущность учения В. И. Вернадского заключена в признании исключительной роли живого вещества, преобразующего облик планеты. Ученый показал, что взаимодействие живого вещества с веществом костным есть часть большого механизма земной коры, благодаря которому происходят разнообразные геохимические и биогенные процессы, миграции атомов, осуществляется их участие в геологических и биохимических циклах.

В этих процессах живое вещество выполняет следующие функции:

- энергетическую – перераспределение солнечной энергии между компонентами биосферы;

- средообразующую (газовую) – в процессе жизнедеятельности живого вещества создаются основные газы: азот, кислород, углекислый газ, метан и др.;

- концентрационную – извлечение и накопление живыми организмами биогенных элементов (кислорода, углерода, водорода, азота, натрия, магния, калия, алюминия, серы и др.) в концентрациях, в сотни раз превышающих их содержание в окружающей среде;

- деструктивную (проявляется в минерализации органического вещества);

- окислительно-восстановительную (заключается в химическом превращении веществ биосферы).

Живое вещество находится в постоянном энергетическом обмене с внешним миром. Оно является основным организующим элементом в поддержании круговорота веществ.

В.И.Вернадский внес наибольший вклад в развитие идеи ноосферы. Поэтому учение о ноосфере ассоциируется с его именем.

НООСФЕРА-высшая форма развития биосферы, определяемая гармонично сосуществующими процессами развития общества и природы.

Ноосфера(«ноос»-по-гречески означает разум, дух)-новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

«Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой», писал Вернадский.
Вернадский указывал ряд условий, необходимых для становления и существования ноосферы:

1.Заселение человеком всей планеты.

2.Резкое преобразование средств связи и обмена информацией между странами.

3.Усиление связей, и том числе политических, между всеми странами Земли.

4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7.Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных и политических построений.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния людей. Не допустить голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

11. Разумное преобразование природы.

12. Исключение войн из жизни общества.

Наши рекомендации