Круговороты азота и серы

Человечество долго не осознавало ту большую опасность, кото­рая возникла в результате индустриального бума в XX веке. Посто­янная потребность в источниках энергии (электростанции, котель­ные, двигатели внутреннего сгорания) вошла в противоречие с эко­логической ситуацией - антропогенное вмешательство в природные круговороты привело к появлению такого глобального процесса, как "кислотные дожди".

Кислотные дождив первую очередь действуют на листву, при этом важным показателем является рH дождя или тумана (например, уже при рН = 2 растения подвергаются значительным повреждениям). В случае действия кислотных дождей на почвенную систему важнее общее количествовыпавших осадков, которое способствует закислению почвы, усиливает коррозию и выветривание материалов, опреде­ляет скорость ионообменных процессов. В водных экосистемах вода находится в равновесии с окружающим воздухом, насыщенным углекислым газом, что приводит к образованию угольной кислоты с рН = 5,6. Это состояние можно считать исходным для определения кис­лотности природной воды.При рН = 5,4 отмечается интенсивное развитие зеленыхводорослей. Однако при дальнейшем закислении(рН = 5) обильно развиваются сине-зеленые водоросли, вытесняющие водоросли других типов, резко снижается популяция рыб и при рH < 5 поддержание их популяции становится практически невозможно.

2.4. Нормативные платежи за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников

Наименование загрязняющих веществ Нормативы платежей завыброс 1т, р.
Предельно допустимый выброс Превышение предельно допустимого выброса  
Оксиды авота (NOх) Ангидрид серный (SO3) Ангидрид сернистый (SO2) Озон 52 21 68,3 341,5

Промышленные выбросы в атмосферу значительно превышают предельно-допустимые концентрации, особенно в больших городах, где уровни загрязнений во много раз выше. По данным ВОЗ , 80% всех болезней обусловлены экологической напряженностью. Финансовый ущерб в России от потери трудоспособности ежегодно исчисляется миллиардами рублей.

Нормативные платежи раз­личны при норме предельно допустимого выброса и превышении этой нормы (табл. 2.4).

Таблица 2.5. Предельно-допустимые концентрации для воздушной среды населенных мест

  Вещество   ПДК, мг/м3
Максимальная разовая Среднесуточная
Диоксид азота 0,085 0,085
Аммиак 0,20 0,20
Серная кислота 0,30 0,10
Диоксид серы 0,50 0,05
Оксид углерода 3,00 1,00
Сажа (копоть) 0,15 0,05
Пыль нетоксичная 0,50 0,15
       

Порядок нормирования выбросов (сбросов) устанавливается в соответствии с "Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", утвержденной в 1989 году, "Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий" выпущенными в 1989 году и "Методикой расчета предельно допустимых сбросов (НДС) веществ в водные объекты со сточными водами".

Предельно допустимые концентрации (ПДК) для воздушной среды населенных мест приведены в табл. 2.5.

Частично ущерб природе от кислотных дождейможно учесть в виде затрат производителя на возвращение почве плодородия. Нап­ример,если после кислотного дождя рН почвы составил 4,4, то для доведения почвы, занятой под производство сельхозпродукции, до нормальной рН требуется известкование.Оценку ущерба проводят по уравнению:

У = S∙ Д ∙С

где У – ущерб, р;

S - площадь поля, м2;

Д - количество извести (СаО), кг/м2; принимается, что доза 0,05 кг СаО изменяет рН почвы на 0,1 единицы;

С - стоимость 1кг СаО (0,50 руб/кг в ценах 1991 г.).

Ущерб от загрязнения воздушнойсреде состоит из двух видов платежей: 1) за выбросы в пределах ПДК (ПДВ)и 2) за выбросы, превышающие ПДК (ППВ).Например,тепловая электростанция содер­жит в выхлопных газах следующие загрязняющие вещества: оксиды азота с концентрацией 0,200 мг/м3 и диоксид серы с концентрацией 0,300 мг/м3. Объем выхлопных газов составляет 500 тыс. м3/ч. Оценку экологического ущерба за расчетное время работы станции проводят по уравнению:

У = mпдв∙n∙Cпдв + mппв∙n∙Сппв,

где У - ущерб, нанесенный природе от выброса каждого компонен­та загрязнений, р.;

mпдв - масса загрязнителя впределах ПДВ (равная ПДК), т;

mППВ - масса загрязнителя, превышающая ПДВ (разность между реальным выбросом и mпдв), т;

п - количество дней работы станции;

Спдв - платежи за выбросы в пределах ПДК (ПДВ), р.;

Сппв - платежи за выбросы, превышающие ПДК (ППВ), р.

Расчетпроводят по каждому компоненту загрязнений и после суммирования определяют плату за экологический ущерб предприятия.

КРУГОВОРОТ ФОСФОРА

Фосфор, главным образом в виде фосфат-ионов (РО43- и НРО4-), является важнейшим питательным элементом как для растений, так и для животных. Он входит в состав молекул ДНК, несущих генетичес­кую информацию; молекул АТФ и АДФ, в которых запасается необхо­димая для организмов химическая энергия, используемая при кле­точном дыхании; молекул жиров, образующих клеточные мембраны в растительных и животных клетках; а также веществ, входящих в состав костей и зубов животных.

Таблица 2.6. Нормативы платежей за сброс загрязняющих ве­ществ в водные объекты и на рельеф местности

Наименование   загрязняющих веществ Нормативы платежей за сброс 1т загрязняющих веществ, р.
Предельно допустимый сброс Превышение предельно допустимого сброса
ОП-7 полиэтиленгликолевые эфиры моно - и диалкилфенолов
ОП-10 смесь моно - и диалкилфеноловых эфиров полиэтиленгликоля
Фосфаты (по фосфору)
Аммиак (по азоту)
Взвешенные вещества (к фону)

В этом круговороте осадочного типафосфор медленно переме­щается из фосфатных месторождений на суше и мелководных океани­ческих осадков к живым организмам и затем обратно.

Животные получают необходимый им фосфор, поедая растения или растительноядных животных. Значительная часть этого фосфора в виде экскрементов животных и продуктов разложения мертвых жи­вотных и растений возвращаются в почву, в реки и на дно океана в виде нерастворимых фосфатных осадочных пород.

Вмешательство человека в круговорот фосфора сводится, в ос­новном, к двум вариантам:

- добыча больших количеств фосфатных руд для производства минеральных удобрений и моющих средств;

- увеличение избытка фосфат-ионов в водных экосистемах при попадании в них загрязненных стоков с животноводческих ферм, смытых с полей фосфатных удобрений, а также очищенных и неочищенных коммунально-бытовых стоков. Как и в случае с нитрат-иона­ми и ионами аммония, избыток этих питательных веществ способствует "взрывному" росту сине-зеленых водорослей и других водных растений, что нарушает жизненное равновесие в водных экосистемах. Плата за ущерб, нанесенный водным экосистемам, проводится согласно нормативам платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности.

Плата проводится раздельно за предельно допустимый сброс загрязняющих веществ (ПДС) и за его превышение (ППС) по уравне­нию:

У = mпдс∙n∙Cпдс + mппс∙n∙Сппс

где mпдс и mппс- соответственно масса допустимого сброса загрязнений и превышающая допустимый сброс, т;

п - количество дней работы предприятия;

У - плата за ущерб, р.

Примером может быть оценка экологического ущерба предприятия, имеющего в сточных водах моющие средства. Рассчитывается масса моющего - средства и, определив mпдс из расчета предель­но допустимой концентрации С - 0,05 мг/л вычисляется mппс. Ис­пользуя данные таблицы нормативных платежей и время работы предприятия, вычисляется ущерб У.

Если разрешение на сброс загрязняющих веществ от природоох­ранных органов не было получено и не оформлено соответствующим образом, то вся масса загрязняющих веществ рассматривается как превышающая допустимый сброс. Например: определить экологический ущерб за смыв дождями в водную экосистему 20 т фосфорных удобре­ний (в пересчете на Р) в результате плохого их хранения.

Расчет проводится по уравнению:

У = m∙Сппс.

МИГРАЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ

Около 30 элементов, и их соединений, необходимых для жизни в небольших или незначительных количествах, называют питательными микроэлементами.Это железо, медь, цинк, хлор, йод и прочие. Они в небольших количествах участвуют во всех круговоротах.

Появление гигантских свалок, полигонов, шламонакопителей, золоотвалов, сброс загрязненных сточных вод и др. привело к то­му, что вклад антропогенной деятельности имеет один порядок с природной миграцией или, в некоторых случаях, значительно превы­шает последний. Это, согласно третьему закону экологии,влечет за собой непредсказуемые последствия для всех биотических (жи­вых) компонентов экосистем, в том числе и людей.

Таблица 2.7. Состав загрязнений, ПДС и нормативные платежи за сброс сточных вод гальванического производ­ства

  Вещество Концентрация загрязнителей, мг/л ПДС, мг/л Нормативная плата, р./т
Cпдс Сппс
Fе (общ) 2,20
Сг6+ 0,008
Cd2+ 1,0 0,04
Zn2+ 7,5 0,006
Ni2+ 4,0 0,02
Сu2+ 1,0 0,009
ПАВ - 0,05

Одним из примеров такого загрязнения может служить сброс тяжелых металлов в процессах нанесения гальванических покрытий. Такие участки или цеха имеют практически все предприятия. Состав этих загрязнений, предельно допустимые концентрации сброса (ПДС) и нормативные платежи представлены в табл. 2.7.

Рассчитав экологический ущерб, наносимый водной. экосистеме, по уравнению

у = mпдс∙n Спдс + mппс∙nСппс

можно оценить прибыль предприятия, равную разности нормативных платежей за сброс загрязненных сточных вод и сточных вод с нор­мами ПДСв случае постройки очистной установки.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ

В этом процессе происходит очистка, накопление и перераспределениепланетарного запаса воды. Солнечная энергия и земное притяжение непрерывно перемещают воду между океанами, атмосферой, сушей и живыми организмами. Важнейшими процессами этого круговорота являются испарение, конденсация ларов, осадки (дождь, град, снег) и сток воды с суши в моря и океаны для возобновления цикла. Это вызывает эрозию почв, которая приводит к миграции различных химических веществ в рамках других биогеохи­мических циклов.

Значительная часть возвращающейся на сушу воды просачивается глубоко в грунт. Там происходит накопление грунтовых вод в водоносных горизонтах - подземных резервуарах, расположенных как внутри, так и между различными формациями горных пород. Подземные источники и водотоки в итоге возвращают воду на поверхность суши и в реки, озера, ручьи - откуда она вновь испаряется или стекает в океан. Циркуляция подземных вод происходит несравненно медленнее, чем циркуляция поверхностных и атмосферных вод.

Человек вмешивается в круговорот воды двумя способами:

1. Забор больших количеств пресной воды из рек, озер и во­доносных горизонтов. В густозаселенных или интенсивно орошаемых районах водозабор привел к истощению запасов грунтовых вод или к вторжению океанической соленой воды в подземные водоносные горизонты.

2. Сведение растительного покрова суши в интересах развития сельского хозяйства, при добыче полезных ископаемых, строительстве дорог, жилья и других видов деятельности. Это приводит к уменьшению просачивания поверхностных вод под землю, что сокращает пополнение запасов грунтовых вод, увеличивает риск наводнений и повышает интенсивность поверхностного стока, тем самым усиливая эрозию почв.

Несмотря на то, что за пользование пресной водой установлена плата (1,5 к./м3 в ценах 1991г.), ее использование на техни­ческие нужды непрерывно увеличивается. Многие предприятия могли бы значительно сократить расходы и снизить нагрузку на окружающую среду, если бы ввели в технологические процессы внутренние водооборотные циклы. Экономический эффект от внедрения этого процесса можно рассчитать на примере эксплуатации очистной установки сточных вод гальванопроизводства с водооборотным циклом (данные для расчета представлены в табл. 2.7). При таком процессе экономический и экологический эффект получается в результате отсутствия платежей за водозабор, а также за прекращение сброса сточных вод.

3. ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И КОНТРОЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ ПО КУРСУ "ЭКОЛОГИЯ"

1. Предмет, цели и объекты, изучаемые экологией. Методы экологических исследований.

2. Понятие о популяции. Что отражают статистические и динамические показатели популяциии? Какие экологические причины вызывают саморегуляцию плотности популяции.

3. Какие причины вызывают рост численности популяции по экспоненте и по логистической кривой? Проанализируйте экспоненциальный рост населения на нашей планете. По какому уравнению рассчитывают время удвоения численности населения?

4. Какие глобальные, социальные, экономические и экологические проблемы возникли в связи с ростом народонаселения?

5. Проанализируйте демографические пирамиды в развитых и развивающихся странах. Что может произойти с человеческой популяцией, если ее численность достигнет предельной биологической емкости ( 12 — 15 млрд человек) ?

6. Какими факторами ограничен рост человеческой популяции?

7. Сравните разницу в среднедушевом доходе ВНП между более и менее развитыми странами. Сравните отношение этих стран к природным ресурсам. К каким эколого-экономическим проблемам это приводит?

8. Дайте определение природным ресурсам. Как классифицируют природные ресурсы по различным признакам?

9. Что такое ресурсообеспеченность? Индекс использования природных ресурсов.

10. Принципы безотходного, малоотходного производств и замкнутого водооборота. Ресурсный цикл.

11. Принципы рационального использования природных ресурсов.

12. Принципы охраны природных ресурсов.

13. Какими методами можно увеличить потенциал использования невозобновимых ресурсов?

14. По какому закону происходит потребление ресурсов? Приведите пример и формулу для расчета периода истощения ресурсов.

15. Понятие об окружающей среде. Факторы окружающей среды; их классификация.

16. Законы минимума Либиха и толерантности Шелфорда. Лимитирующие факторы окружающей среды.

17. Экологическая ниша. Принципы: «взаимоисключения Гаузе» и «заполняемости». Практическое значение этого понятия.

18. Что описывает диапазон толлерантности (экологической валентности)? Как подразделяют живые организмы по ширене диапазона их толлерантности.

19. Понятия: «экосистема», «биогеоценоз» и «нообиогеоценоз». Соотношение этих понятий.

20.

21. Классификация экосистем по различным признакам. Приведите примеры.

22. Продуктивность экологических систем; ее виды.

23. Потоки вещества и энергии в экологических системах и в биосфере. (Ответ обоснуйте на основе 1 и 2 начал термодинамики).

24. Пищевые цепи; их типы. Виды экологических пирамид.

25. Виды взаимосвязей в экологических системах.

26. Горизонтальная и вертикальная структура экологических экосистем.

27. Факторы, определяющие устойчивость экологических систем.

28. Факторы, определяющие динамику (развитие) экологических систем.

29. Что называется сукцессией? Назовите виды сукцессий. Приведите примеры.

30. Круговорот веществ в природе; их типы. Дайте общую характеристику каждого типа.

31. Опишите круговороты кислорода и углерода в природе. Антропогенное вмешательство в эти круговороты и его экологические последствия.

32. Азот в природе. Опишите круговорот азота в природе. Антропогенное вмешательство в этот круговорот и его экологические последствия.

33. Фосфор в природе. Опишите круговорот фосфора в природе.

Антропогенное вмешательство в этот круговорот и его экологические последствия.

34. Сера в природе. Опишите круговорот серы в природе. Антропогенное вмешательство в этот круговорот и его экологические последствия.

35. Техногенный (социальный) круговорот веществ. Опишите этот круговорот на примере одного из металлов.

36. Сформулируйте четыре экологических закона Б. Коммонера. Раскройте их содержание.

37. Использование природных ресурсов и проблема загрязнения ОПС.

38. Понятие о загрязнителях ОПС, их классификация по различным признакам. Источники загрязнения ОПС.

39. Понятие о токсичности загрязнителей ОПС. Виды доз токсичных веществ. Факторы, влияющие на токсичность и тяжесть воздействия загрязнителя на ОПС.

40. Экологические и производственно-хозяйственные показатели качества ОПС.

41. Дайте общую характеристику физических загрязнителей.

42. Шум и вибрация как загрязнители ОПС. Их влияние на экосистемы и здоровье человека. Методы защиты от шумового и вибрационного загрязнения.

43. Световое и тепловое загрязнения ОПС. Экологические проблемы, связанные с этими загрязнителями.

44. Дайте общую характеристику химическим загрязнителям ОПС.

45. Оксиды серы - как загрязнители ОПС. Поведение диоксида серы в атмосфере. Экологические проблемы, обусловленные этим загрязнителем.

46. Оксиды азота — как загрязнители ОПС. Их поведение в окружающей среде. Экологические проблемы, обусловленные этими загрязнителями.

47. Хлорпроизводные углеводородов — как загрязнители ОПС. Экологические проблемы, обусловленные этими загрязнителями.

48. Загрязнение окружающей среды синтетическими поверхностно-активными веществами. Экологические последствия.

49. Факторы, приводящие к образованию кислотных дождей. Влияние кислотных осадков на биоту.

50. «Парниковый эффект» и эффект «ядерной зимы». Факторы, приводящие к этим эффектам и их экологические последствия.

51. Загрязнение ОПС нефтью, поведение нефти и нефтепродуктов в окружающей среде. Экологические последствия.

52. Радиационное загрязнение ОПС. Источники радиации в промышленности и в быту. Влияние радиации на здоровье растений, животных и человека.

53. Электромагнитное загрязнение ОПС и его источники.

54. Проблема загрязнения и качественного истощения природных вод. Пути решения проблемы дифицита питьевой воды.

55.Загрязнители гидросферы. Экологические последствия загрязнения природных вод.

56. Нормирование качества питьевой воды.

57. Понятие о сточных водах. Очистка сточных вод. Защита гидросферы.

58. Загрязнение и деградация почв. Защита почвы от загрязнения.

59. Защита атмосферы от загрязнения. Какая экозащитная техника используется для этих целей?

60. Проблема пестицидов.

61. Проблема утилизации и переработки твердых бытовых отходов.

62. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Пути снижения загазованности автомобильнах дорог.

63. Экологические проблемы тепловой энергетики. Когенерация энергии.

64. Экологические проблемы ядерной энергетики.

65. Альтернативные источники получения энергии.

66. Пути улучшения экологических характеристик топлива.

67. Что такое качество энергии? Охарактеризуйте энергии высокого и низкого качества. Где их необходимо применять?

68. Что такое урбанизация? Какие страны называют урбанизированными? Экологические особенности урбанизированных экологических систем.

69. Что такое контроль загрязнителя на входе и на выходе.

70.. Экологический мониторинг. Его цели, задачи и структура.

71. Методы проведения экологического мониторинга.

72. Каково место и назначение экологической экспертизы в системе гарантий качества ОПС? Назовите принципы государственной экологической экспертизы.

73. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

74. Предмет, нормы, субъекты и объекты экологического права России.

75. Структура экологического права России.

76. Экологические права и обязанности человека ( по материалам Конституции РФ и Закона РФ об охране окружающей природной среды).

77. Экономико-правовой механизм охраны ОПС.

78. Какие виды экологических правонарушений Вам известны? Приведите

примеры.

79. Проффессиональная, гражданская и правовая экологическая ответственность.

80. Правовая охрана земельного фонда России.

81. Правовая охрана водных объектов в России.

82. Принципы международного сотрудничества в области экологии.

83. Формы и методы Международного сотрудничества в области экологии.

84. Объекты международно-правовой охраны ОПС.

85. Международные организации по охране окружающей среды.

86. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по охране ОПС.

87. Концепция устойчивого развития.

88. Здоровье человека и ОПС. Субъективные и объективные показатели здоровья «среднего человека».

89. Синдром «антропогенного напряжения» и факторы, обуславливающие его.

90. Окружающая среда и болезни человека.

92. Пути проникновения и поведение загрязнителей в организме человека.

93. Питательные вещества. Питание - как фактор антропогенного напряжения.

94. Опасные для здоровья неорганические вещества.

95. Опасные для здоровья органические вещества.

96. Основные принципы эколого-экономического

(эко-экономического) развития.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология –М.: 2002. -488 с.

2 .Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология.- М.: Высшая школа, 2001. -310 с.

3. Воронков Н.А. Экология: общая,прикладная, социальная. М.:Агар, 2000. -424 с.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2003-2009. -576 с. (серия Высшее образование».)

5. Варламов А.А., Хабаров Ф.В. Экология землепользования и охрана природных ресурсов.- Москва: Колос, 1999.- 159 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Николайкин Н.И. Экология. Учебник для вузов.–М.: Дрофа, 2004. – 624 с.

2. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

3. Тайлер Миллер. Жизнь в окружающей среде. Программа всеобщего экологического образования, т.1, под редакцией члена РАО профессора Г.А.Ягодина, М.,1993 г.

4. Б.В.Ерофеев. Экологическое право России. - М.: «Юрист», 1996 г.

5. В.Ф.Протасов, А.В.Молчанов. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: «Финансы и статистика», 1995 г.

6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология вопросах и ответах: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 382 с.

7. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» // Российская газета. – 2002 – 12.01

8. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» /Под ред. Проф. С.А.Боголюбова – М.: Норма-ИФРА, 1999. – 368 с.

9. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Учебник для вузов. – М.: Высшая шк., 2001 – 273 с.

10. Родионов А.И., Клушин В.П., Систер В.Г. Технологические процессы экологической безопасности: Учебник для студентов технических и технологических специальностей. 3-е изд, перераб и доп. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2000. – 800 с.

11. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1986.–657 с.

12. Андреева Т.А. Экология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2006. – 184 с.

13. И.А.Шилов. Экология. - М.: «Высшая школа», 1997 г.

14. Заиков Г.Е., Маслов С.А., Рубайло В.Л. Кислотные дожди и окружающая среда. М: Химия, 1991 г.

15. O состоянии здоровья населения РФ в 1991 г. /"Зеленый мир", N 45 - 46, 1992 г.

16. Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях, омывающих территорию РФ./"Зеленый мир", N 13,15,16,1993 г.

17. Бернардинер М.Н., Шурыгин А.П. Огневая переработка и обезвреживание промышленных отходов. – М.: Химия, 1990. – 304 с.

18. Гарин В.М., Хвостиков А.Г. Утилизация твердых отходов: Учебное пособие. - Ростов н/Д: РГУПС., 2000. – 80 с.

19. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1995.–557 с.

20. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учебное посо­бие // Санкт-Петербург, ун-т, Санкт-Петербург, 1992.

21. Будыко М.И. Глобальная экологии.-М., 1991.

22. Вернадский В.И. Биосфера и неосфера.- М,:Наука, 1989.

23. Кузнецов Г.А. Экология и будущее: Анализ философских ос­нований глобальных прогнозов. - М. :Изд-во МГУ, 1938.

24. Одум Ю.П. экология-М.,:Прогресс, 1986.

25. Химия в интересах устойчивого развития // ВО “наука”. 1993.

26. Экономика природопользования/ Под редакцией академика Т.С.Хачатурова //Издательство Московского ун-та.-М, 1991.

27. Г.П.Гущина и др. Озон в земной сфере. – Ленинград, 1996.

28. Ф.С.Ортенберг, Ю.М.Трифонов. Озон: взгляд из космоса.- М.: Знания,1990.

  1. Ю.Гиляров А.М.Популяционная экология. М.: изд-во МГУ, 1990. окружающая среда.- М, 1991.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Варианты   Номера вопросов
1, 9, 28, 57, 89 2, 10, 29, 58, 90 3, 11, 30, 59, 91 4, 12, 31, 60, 92 5, 13, 32, 61, 93 6, 14, 33, 62, 94 7, 15, 34, 63, 95 8, 16, 35, 64, 89 1, 17, 36, 65, 90 2, 18, 37, 66, 91 3, 19, 38, 67, 92 4, 20, 39, 68, 93 5, 21, 40, 69, 96 6, 22, 41, 70, 92 7, 23, 42, 71, 90 8, 24, 43, 72, 91 1, 25, 44, 73, 89 2, 26, 45, 74, 95 3, 27, 46, 75, 94 4, 9, 47, 76, 93 5, 10, 48, 77, 92 6, 11, 49,78, 93 7, 12, 50, 79, 90 8,13, 51, 80, 89 1, 14, 52, 81, 96 2, 15, 53, 82, 91 3, 16, 54, 83, 92 4, 17, 55, 84, 93 5, 18, 56, 85, 94 6, 19, 28, 86, 89 7, 20, 29, 87, 96 8, 21, 30, 88, 91 1, 22, 31, 57, 90 2, 23, 32, 58, 92 3, 24, 33, 59, 93 4, 25, 34, 60, 96 5, 27, 36, 62,93 7, 10, 38, 64, 89 1, 11, 39, 65, 90 2, 12, 40, 66, 91 3, 13, 41, 67, 92 4, 14, 42, 68, 93 5, 15, 43, 69, 94 6, 16, 44, 70, 95 7, 17, 45, 71, 89 8, 18, 46, 72, 90 1, 19, 47, 73, 91 2, 20, 48, 74, 96 5,26, 35, 61, 94 6, 28, 37, 63, 88

Выбор варианта проводится по двум последним цифрам шифра студенческого билета и зачетной книжки. Например, если последние две цифрышифра 3 и 1, то отвечайте на вопросы и решайте задачу 31 варианта. Если последние две цифры шифра больше числа 50, то надо из номера шифра вычесть число 50 и выбрать соответствующий вариант. Например, последние две цифры шифра 88. Вычитаем из 88 число 50, получаем 38. Выполняется контрольная работа 38 вариан­та.

Отвечать на вопросы и решать задачу необходимо в той последовательности, в какой они даны в методических указаниях. Номер и текст вопросов и условие задачи приводятся обязательно. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы.

Работа подписывается студентом с проставлением даты выполнения..

Наши рекомендации