Совершенствование языковых навыков

Введение

В соответствии с федеральным учебным планом на иностранный язык отводится 340 учебных часов.

Предлагаемая программа предназначена для специализированного информационного образовательного курса, рассчитанного на два семинара.

340 учебных часов распределены следующим образом: в каждом семестре – 20 часов практических занятий и 150 часов самостоятельной работы.

Самостоятельная работа включает в себя подготовку к пра­ктическим занятиям, изучение программного учебного материала, выполнение контрольных работ (в форме тестовых заданий), чтение текстов по тематике разделов.

Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранным языкам регламентирует цели изучения иностранных языков и обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Цели изучения иностранного языка:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, учебно-познавательной и профессиональной деятельности);

расширение кругозора студентов средствами иностранных языков.

Конечное требование к уровню владения иностранным языком на данном этапе – наличие языковой и коммуникативной компетенции, достаточной для дальнейшей учебной деятельности, а также для осуществления деловых контактов на иностранном языке на элементарном уровне.

Цели изучения иностранных языков реализуются в конкретных задачах:

развитие определенных умений иноязычного общения;

совершенствование языковых навыков, характерных для основных видов речевой деятельности.

Развитие умений иноязычного общения
в разных сферах и ситуациях

Чтение: владение всеми видами чтения литературы, в том числе:

ознакомительным чтением со скоростью 150 слов в минуту без словаря (английский язык) и 110 слов в минуту (немецкий и французский языки) при количестве неизвестных слов, отосящихся к потенциальному словарю, не превышающих 2–3% общего количества слов в тексте;

изучающим чтением (количество неизвестных слов не превышает 5–6% общего количества слов в тексте, допускается использование словаря).

Говорение и аудирование: участие в диалоге с опорой на содержание текста; владение речевым этикетом повседневного общения (с опорой на знакомство, представление, установление контакта, запрос и сообщение информации, побуждение к действию, выражение просьбы, согласия/несогласия с мнением собеседника, завершение беседы); сообщение информации (подготовленное монологическое высказывание) в рамках страноведческой, общенаучной и общеэкономической тематики (в объеме не менее 10–12 фраз за 3 минуты (нормальный средний темп речи); понимание монологического высказывания в рамках указанных сфер и ситуаций общения длительностью до 3 минут звучания (10–12 фраз в нормальном темпе речи).

Письмо: фиксация информации, получаемой при чтении текста; письменная реализация коммуникативных намерений (запрос сведений, информирование, заказ, предложение, побуждение к действию, выражение просьбы, согласия/несогласия, отказа, извинения, благодарности).

Дается перечень речевых моделей, служащих для выражения этих коммуникативных намерений.

Совершенствование языковых навыков

Фонетика: совершенствование слухопроизводительных навыков, приобретенных в средней школе; совершенствование навыков чтения «про себя»; развитие навыков обращенного чтения (вслух).

Лексика: коррекция и развитие лексических навыков (объем лексического минимума 1 800–2 000 ед., из них 1 000 ед. продуктивно); развитие рецептивных и продуктивных навыков словообразования.

Английский язык (далее – А). Аффиксальное словообразование: суффиксы существительных -er/or, -ment, -ence/ance,
-ing, -ness, -tion/ation/(s)ion, -ist, -ty, -ture; суффиксы прилагательных. -ous, -able/ible, -ful, -al, -ive, -ic(al), -lesse; суффиксы глаголов -ize, -(i)fy; суффиксы наречий -ly; префиксы отрицаний -dis, un-, in/im-; конверсия как способ словообразования.

Немецкий язык (далее – Н). Аффиксальное словообразование: суффиксы существительных -ung, -er, -keit, -heit, -e; cуффиксы прилагательных и наречий -los, -lich, -ig, -arm, -bar; суффиксы прилагательных -formig, -fest, -frei, -ahnlich; префикс прилагательных un-; префиксы глаголов vor-, ab-, ver-; конверсия как способ словообразования.

Французский язык (далее – Ф). Аффиксальное словообра­зование: суффиксы существительных -eur/teur/ateur, -ment, -esse, -tion/ ation, -ance/ence, -age, -ade, -oire, -té/é, -ier/ière; префиксы существительных pré-, anti-; суффиксы прилагательных -able/ible, -al, -eux/euse, -ique, -ien/ienne, -aire; префиксы прилагательных in/im-, -dis-, pre-, contre-, sur-, sous-, mal-, super-, a-; суффикс наречий -ment; конверсия как способ словообразования.

Грамматика
для чтения и письменной фиксации информации

1. Структура простого предложения.

1.1. Формальные признаки подлежащего: позиция в предложении (повествовательном, вопросительном).

А: обороты there is, there are; личные местоимения в именительном падеже (I, he, she, they, we).

Н: местоимения man, sie, es, wir; строевые слова – детерминативы существительного (артикли и их заменители – указательные и притяжательные местоимения) в именительном падеже; состав: существительное с левым определением.

Ф: оборот il y a; местоимения личные je, il, ils; указательное ce, неопределенно-личное on.

1.2. Формальные признаки сказуемого:

позиция в предложении (повествовательном, вопросительном);

окончание смыслового глагола в 3-м лице (А: единственного числа -s и суффикс -ed; Н: единственного и множественного числа; -t, -en; суффикс -te; Ф: единственного и множественного числа: -e, -t, -ent, -a, -ait, -aient, -it, -ut, -érent, -irent, -urent);

строевые слова: вспомогательные глаголы (А: be, have, do, will/shall; Н: haben, sein, warden; Ф: avoir, être), модальные глаголы (А: can, may/might, must; Н: müssen, sollen, können, dürfen, wollen, mögen, lassen; Ф: devoir, pouvoir, vouloir) и утратившие полнозначность глаголы (A: get, grow, become, make и др.; Н: bringen, gehen, kommen и др.; Ф: faire, laisser);

состав однококмпонентного сказуемого (смысловой глагол) и многокомпонентного сказуемого (строевое слово – вспомогательные, связочные и утратившие полнозначность глаголы в сочетании с инфинитивом/причастием/именной (предложной) группой/прилагательным).

1.3. Формальные признаки второстепенных членов предложения.

А: позиция перед группой подлежащего и сказуемого; предлоги в именной группе; личные местоимения в косвенном падеже.

Н: перед сказуемым – спрягаемой частью/после сказуемого и подлежащего; предлоги в именной группе; артикли и их детерминативы в косвенных падежах.

Ф: позиция: предлоги и наречия в именной группе; указательные и притяжательные местоимения с предлогом; личные местоимения в косвенном падеже.

1.4. Строевые слова – средства связи между элементами предложения.

А: but, and, as… as, so… as, either… or, neither… nor, both… and и др.

Н: und, oder, aber, weder… noch, entweder… oder, sowohl… als auch, nicht nur… sondern auch, др.

Ф: et, dont, où, ni, mais, or, malgré cela, comme, car, pour, др.

2. Структура сложносочиненного предложения.

2.1. Формальные признаки.

A, Ф: строевые слова – союзы, союзные слова, относительные местоимения.

A, Н: знаки препинания, союзы и союзные слова, порядок слов и придаточном предложении.

2.2. Бессоюзные предложения.

Обязательный минимум
содержания образовательных программ

Обязательный минимум представлен в форме набора обязательных для изучения предметных разделов, включаемых в конкретные календарные планы по английскому, французскому и немецкому языкам, разработанных для I и II семестров.

Контрольные мероприятия

I семестр

Содержание зачета

1. Письменный перевод текста со словарем (900 знаков, 40 минут).

2. Беседа по темам: «Семья», «Друзья», «Учеба».

К зачету допускаются студенты, выполнившие компьютерные тесты по грамматике.

II семестр

Содержание экзамена

1. Письменный перевод текста со словарем (1 000 знаков, 40 минут).

2. Беседа по темам: «Рабочий день», «Место работы», «Деловая поездка», «Гостиница», «Покупки», «Мой город».

К экзамену допускаются студенты, выполнившие компьютерные тесты по грамматике.

Календарные планы

Английский язык

I семестр

Урок Содержание занятия Количество часов
Практика Самосто­ятельная работа
Тестирование (переаттестация)
I. Грамматика. Личные местоимения: притяжательные местоимения-существительные, притяжательный падеж существительных. Объективный падеж личных местоимений. Указательные местоимения. Количественные местоимения much, many, little, few, a few. Спряжение глагола to be в Present Simple. Оборот there is/are
II. Устная практика Тема «Знакомство, приветствие»
I. Грамматика. Спряжение глагола to have. Настоящее продолженное время (Present Continuous Tense). Простое настоящее время (Present Simple Tense). Типы вопросительных предложений
II. Устная практика. Тема «Внешность и характер»
I. Грамматика. Прошедшее простое время (Past Simple Tense). Прошедшее продолженное время (Past Continuous Tense)
II. Устная практика. Тема «Моя семья», «Друзья
I. Грамматика. Степени сравнения прилагательных. Будущее простое время (Future Simple Tense). Будущее продолженное время(Future Continuous Tense)
II. Устная практика (продолжение)
III. Защита контрольной работы 1
  Итого:

II семестр

Урок Содержание занятия Количество часов
Практика Самосто­ятельная работа
I. Грамматика
Причастие. Participle I. Participle II    
II. Устная практика
Тема «Рабочий день»    
I. Грамматика
Present Perfect Tense Active Past Perfect Tense Active Future Perfect Tense Active    
II. Устная практика
Тема «Офис»    
I. Грамматика
Passive Voice    
II. Устная практика    
Тема «Офис, рабочий день»    
III. Защита контрольной работы (текст контрольной работы)
I. Грамматика
Модальные глаголы и их эквиваленты    
II. Устная практика (продолжение)
Тема «Офис, рабочий день»    
III. Защита контрольной работы 2 (текст контрольной работы)
  Итого:

Примечание. Номера уроков в календарных планах сопряжены с последовательностью нумерацией учебного пособия по английскому языку.

Французский язык

I семестр

Урок Содержание занятия Количество часов
Практика Самосто­ятельная работа
I. Тестирование (переаттестация) Вводно-коррективный фонетический курс
  II. Грамматика Артикли (определенный, неопределенный, частичный) Спряжение глаголов avoir, être Оборот il y a Притяжательные прилагательные Числительные
  III. Устная практика
  Тема «Знакомство. Приветствия»    
I. Грамматика
Имя существительное, род и число Основные модели образования существительных Указательные прилагательные и местоимения Спряжение глаголов I и II групп в Présent Местоименные глаголы    
II. Устная практика
Тема «Моя семья»    
I. Грамматика
Глаголы III группы в Présent Повелительное наклонение Личные несамостоятельные местоимения Предлоги à, de    
II. Устная практика
Тема «Моя учеба»    
I. Грамматика
Вопросительное предложение Способы построения вопросительных предложений Степени сравнения прилагательных и наречий    
II. Устная практика (продолжение)    
Тема «Мой рабочий день»    
III. Защита контрольной работы (текст контрольной работы)
  Итого:

II семестр

Урок Содержание занятия Количество часов
Практика Самосто­ятельная работа
I. Грамматика
  Относительные местоимения Будущее время: Future simple Imparfait прошедшее незаконченное время    
  II. Устная практика
  Тема «Деловая поездка» («Вокзал. «Аэропорт»)    
I. Грамматика
Прошедшее время: Passé composé Причастие Participe passé в роли определения    
II. Устная практика
Тема «Деловая поездка» (продолжение – «Устройство в гостиницу», «Кафе»)    
  III. Контрольная работа (проверка самостоятельной работы – тесты по содержанию текстов)
I. Грамматика
Непосредственные времена: Future Immédiat, Passé immédiat Пассивная форма    
II. Устная практика
Тема «Переговоры. Контракты»    
I. Грамматика
Неличные формы глагола Условное и сослагательное наклонения    
II. Устная практика (продолжение)
Тема «Покупки»    
III. Защита контрольной работы 2 (текст контрольной работы)
  Итого:

Немецкий язык

I cеместр

Урок Содержание занятия Количество часов
Практика Самосто­ятельная работа
I. Тестирование (переаттестация) Вводно-фонетический курс
  II. Грамматика Простое немецкое предложение: повествовательное, вопросительное Личные местоимения Артикли (определенные, неопределенный) Притяжательные местоимения (именительный падеж) Настоящее время глаголов (слабых, haben, sein). Activ
  III. Устная практика
  Тема «Знакомство. Приветствия»    
I. Грамматика
Неопределенно-личное местоимение man Настоящее время сильных глаголов sein, haben, warden. Activ Модальные глаголы Повелительное наклонение    
II. Устная практика
Тема «Моя семья. Мой друг»    
I. Грамматика
Способы выражения отрицания Склонение притяжательных и указательных местоимений Склонение существительных    
II. Устная практика
Тема «Учеба в университете»    
I. Грамматика
Степени сравнения прилагательных и наречий. Склонение личных местоимений Спряжение возвратных глаголов II. Устная практика    
II. Устная практика (продолжение)
Тема «Мой рабочий день»    
III. Защита контрольной работы 1 (текст контрольной работы)
  Итого:

II семестр

Урок Содержание занятия Количество часов
Практика Самосто­ятельная работа
I. Грамматика
  Простое прошедшее время (Prateritum Activ) Сложное прошедшее время (Perfekt Aktiv) Причастие совершенного вида (Partizip II)    
  II. Устная практика
  Тема «Мой родной город»    
I. Грамматика
Будущее время (Future Activ) Сложносочиненное предложение    
II. Устная практика    
Тема «Посещение кафе»
I. Грамматика
Сложносочиненное предложение Относительные местоимения    
II. Устная практика
Тема «Покупки в магазине»    
  III. Защита контрольной работы 2
I. Грамматика
Временные формы страдательного залога Сложноподчиненное предложение (продолжение)    
II. Устная практика (продолжение)
Тема «Фирма (предприятие)»    
III. Тестирование текстов для самостоятельного чтения
  Итого:

Наши рекомендации