Нисходяще-восходящий тон в повествовательных фразах
Повествовательные фразы, произнесенные с нисходяще-восходящим тоном, выражают различного рода импликации, такие как:
А) коррекция, уточнение
His 'sister is ˋtwenty I ̩think. – 'Twenty-ˋʹthree.
Б) контраст (чаще всего при разделенном варианте нисходяще-восходящего тона)
Is ʹeveryone ˙present at the ˙lecture? – ˋJohn is aˏway.
Неразделенный вариант тона употребляется, если противопоставлению подвергается одно слово. В начале фразы это слово, как правило, образует неконечную интонационную группу.
Are you 'busy 'every ʹday? – On ˋʹ Thursday ⁞ I am ˋfree.
В) возражение, несогласие
She’s ar'riving toˋmorrow. – She ˋʹ isn’t.
В кратких отрицательных ответах обычно употребляется разделенный вариант нисходяще-восходящего тона: падение происходит на слове “no” (или “yes” при утвердительной форме возражения), которое не отделяется паузой от остальной части фразы, а подъем высоты голоса реализуется на глаголе (или на отрицательной частице “not”).
I 'think we can af'ford aˋnother ̩holiday this ̩year. – ˋNo, we ˏcan’t.
They are 'planning a ˙trip to ˋGermany, as far as I ̩know. – ˋNo, they are ˏnot.
You are on the 'phone for ˋhours. – ˋNo, I am ˏnot.
Г) сомнение, предположение
'When is he ex'pected ˋback? – It may be ˋʹSaturday.
Д) предупреждение
'Let me ˙put the 'cups into the ˋcupboard. -- ˋʹCareful. ˋDon’t ˙take them 'all at ˋʹonce.
Как видно из приведенных примеров, конкретная импликация, передаваемая нисходяще-восходящим тоном, обусловлена ситуативным контекстом или лексико-грамматическим содержанием самой фразы.
Часть IV
Ассимиляция (повторение)
Звуковые упражнения
I. Произнесите следующие слова и словосочетания, соблюдая потерю взрыва.
a) ˋsteppeǝrǝnt ǝt ˋdͻ:n ˋbʊkki:pǝ ˋfi:dbӕk ꞌstɒp ˋkͻ:lıŋ
ꞌdi:p ˋbreθ ǝt ˋdᴧsk ˋbӕkgraʊnd ꞌgʊd ˋbaı ꞌki:p ˋgǝʊıŋ
ꞌʃɑ:p ˋpeın ǝt ˋdınǝ ꞌbıg ˋgri:f ꞌgʊd ˋbɑ:gın ꞌki:p ˋkwaıǝt
ꞌhɜ:b ˋbred ǝt ˋtaımz ꞌtͻ:k ˋkɑ:mlı ꞌgreıt ˋpӕʃn ˋflıp ˌkɒpı
ꞌstep ˋbӕk ˋtɒpkǝʊt ꞌlʊk ˋgͻ:dʒǝs ꞌsӕd ˋpıktʃǝ ꞌʃɑ:p ˋkɒntrɑ:st
ꞌrɒb ˋpi:pl ˋsaıdtrӕk ˋli:g ˌklᴧb ˋnaıt ˌpᴧb ǝꞌbaʊt ˋtwelv
b) nɒkt krept ˋskeptık ꞌteık ˋpıktʃǝz ꞌbıg ˋben
pӕkt stɒpt ˋlӕptɒp ꞌlӕk ˋpeıʃns ˋhedˌkwͻ:tǝz
mɒkt pi:pt ꞌstep ˋdaʊn ˋtʃek ˌbʊk ꞌkwaıt ˋkɒmǝn
hʊkt slıpt ꞌtɒp ˋten ꞌlʊk ˋbӕk ǝt ˋkrısmǝs
lӕgd dᴧbd ꞌki:p ˋdaʊn ꞌbıg ˋbıznıs ꞌgreıt ˋkᴧrıdʒ
begd rᴧbd ˋaʊtkᴧm ǝ ꞌʃɑ:p ˋtᴧŋ ꞌbӕd ˋkwɒlǝtı
II. Произнесите слова и словосочетания, соблюдая носовой взрыв.
a) ˋsᴧdn ǝt ˋnu:n pǝˋlaıtnǝs ˋhɑ:dnıŋ
ˋpɑ:dn ꞌraıt ˋnaʊ ˋsmɑ:tnǝs ˋfraıtnıŋ
ˋbraıtn ꞌgʊd ˋnju:z ˋru:dnǝs ˋwi:knǝs
ˋlaıtn ꞌgʊd ˋnaıt ˋkaındnǝs ˋplᴧmpnǝs
ˋhaıtn ˋsɜ:tn ˋfӕtnıŋ ˋdɑ:knǝs
ˋbrͻ:dn ˋgɑ:dn ˋswi:tnıŋ ˋraıpnǝs
b) ˋθıknıŋ ˋlıp ˌnӕrǝʊıŋ ꞌgǝʊld ˋmedl ıˋkwıpmǝnt
ˋsıknıŋ ꞌᴧp ˋnͻ:θ ꞌnɒt ˋmᴧtʃ ˋʃıpmǝnt
ˋkwıknıŋ ˋsteıtmǝnt bıꞌjɒnd ˋmeʒǝ ꞌkwık ˋmaınd
ˋdi:pnıŋ ˋͻıntmǝnt ꞌgʊd ˋmͻ:nıŋ ꞌblӕk ˋmɑ:kıt
ꞌdɑ:k ˋnaıt rıˋzentmǝnt ˋstıgma ꞌbıg ˋmᴧnı
ꞌbıg ˋneıʃn ıkˋsaıtmǝnt ˋblӕkmeıl ꞌtɒp ˋmɑ:ks
III. Произнесите следующие слова и сочетания слов, соблюдая явление бокового взрыва.
a) klǝʊðz ˋhӕndl ˋspɒtlǝs ˋӕmplı
glımps ˋdʒᴧŋgl ˋhǝʊplǝs ˋlaıklı
pleın ˋbӕtl ˋtɒplǝs ˋbrısklı
kleım ˋsaıkl ˋgraʊndlǝs ˋhɑ:dlı
bleım ˋrӕmbl ˋendlǝs ˋraıtlı
plᴧndʒ ˋsɑ:mpl ˋreklǝs ˋwi:klı
b) ǝt ˋlɑ:dʒ ꞌpɒt ˋlᴧk ꞌgʊd ˋlᴧk
ǝt ˋleŋgθ ꞌgʊd ˋlʊks ꞌspi:k ˋlaʊdǝ
ǝt ˋlɑ:st ꞌhɒt ˋlaın ꞌlıtl baı ılıtl
ǝt ˋli:st ꞌtɒp ˋleıǝ ǝ ꞌkwık ˋlʊk
ꞌhɑ:d ˋlaıf ꞌkwaıt ˋleıt ꞌblӕk ˋlӕdǝ
IV. Произнесите словосочетания, соблюдая явление “связующее [r]”.
after ˋall a ꞌlecture on ˋhistory ꞌdead or aˋlive ꞌclutter of ˋcats
for ˋexample a ꞌpicture of a ˋcity ꞌsooner or ˋlater ꞌlitter of ˋpigs
for ˋinstance a ꞌteacher of ˋFrench ꞌask for a ˋfavour ꞌnever ˋagain
more imˋportant a ꞌtour of ˋScotland ꞌGerman or ˋEnglish ꞌpair of ˋhorses
ꞌfar ˋaway the ꞌTower of ˋLondon ꞌpartner and ˋcolleague ꞌclear ˋeyes
V. Произнесите пары слов, соблюдая явление оглушения сонанта [r] a) внутри слова; b) на стыке слов.
a) fraʊn traʊt ˋfrıvǝl ˋkrıkıt ˋprıntıd ˋtrıkı ˋθrıftı
kraʊd θrǝʊn ˋfri:zıŋ ˋkri:tʃǝ ˋpri:tʃǝ ˋtri:zn ˋθretn
praʊd treıl ˋfreıgrǝnt ˋkreızı ˋpreızıŋ ˋtrӕmplıŋ ˋθreʃǝʊld
b) ꞌbest ˋri:zn ꞌhi:t ˋrӕʃ ꞌpӕnık ˋraızıŋ ꞌswi:p ˋru:fs
ꞌleıt ˋraızǝ ꞌlaıt ˋreın ꞌbɜ:θ ˋreıt ꞌdi:p ˋrıŋklz
VI. Произнесите слова и словосочетания, соблюдая слитное произнесение сочетаний [dr], [br], [gr]. Помните, что в сочетании [dr] звук [d] становится заальвеолярным, а в сочетаниях [br], [gr] ассимиляция отсутствует.
ˋbri:flı ˋ gri:nıʃ ˋdri:mıŋ ꞌǝʊld ˋrᴧgz
ˋbraıtlı ˋgri:vǝs ˋdrͻ:bӕk ꞌӕsıd ˋreın
ˋbrͻ:dlı ˋgru:sǝm ˋdraıvıŋ ꞌdıg ˋrӕpıdlı
ˋbraʊnıŋ ˋgraʊlıŋ ˋdraʊnıŋ ꞌbıg ˋrӕbıt