Как заниматься по самоучителю

САМОУЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Петрова А. В.

Самоучитель английского языка: Учеб. пособие. — 7-е изд., испр. — M.: Высш. шк., 1991

Оглавление

АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ. 7

Урок первый. 9

1. АРТИКЛЬ. 13

Неопределенный артикль a (an)[q], [qn] 13

Определенный артикль the [Dq, Di:, DI] 14

2. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА.. 14

Урок второй. 16

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Множественное число. 19

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 20

3. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.. 21

4. ГЛАГОЛ. Настоящее неопределенное время. 21

Урок третий. 24

«Немые» буквы.. 28

Основные особенности чтения букв и произношения звуков. 28

1. Порядок слов в предложении. 29

2. Косвенный падеж личных местоимений. 29

3. Указательные местоимения. 30

Урок четвертый. 34

1. Притяжательные местоимения. 34

2. Существительное. Притяжательный падеж.. 34

3. Предлог of 35

4. Глагол-связка to be. 36

5. Счет до двенадцати. 36

Урок пятый. 40

1. Глагол. Инфинитив. 40

2. Модальные глаголы can, may, must 40

3. Определение, выраженное существительным. Сложные слова. 41

4. Предлоги in, at, on, to, from, into. 42

Урок шестой. 48

1. Глагол to have. The Present Indefinite Tense. 48

2. Конверсия. 48

3. Суффиксы -еr, -or 49

Урок седьмой. 56

1. Оборот there is (there are) 56

2. Суффикс -ly. 57

Урок восьмой. 63

1. Вопросительная форма глаголов в Present Indefinite Tense. 63

1) Вспомогательные и модальные глаголы to be, to have, can, may, must 63

2) Смысловые глаголы.. 63

2. Вопросительные слова. 64

3. Вопросительные предложения. Общие и специальные вопросы.. 65

4. Многозначность местоимений who, which, that 66

Урок девятый. 73

1. Отрицательная форма глагола в Present Indefinite Tense. 73

1) Вспомогательные и модальные глаголы to be, to have, can, may, must 73

2) Смысловые глаголы.. 74

2. Отрицательная форма повелительного наклонения. 74

3. Краткие ответы.. 74

4. Отрицательные предложения. 75

1) Предложения с отрицательными словами. 75

2) Предложения с глаголом to have и оборотом there is 75

Урок десятый. 82

1. Притяжательные местоимения (вторая форма) 82

2. Степени сравнения прилагательных и наречий. 83

1) Прилагательные. 83

2) Наречия. 84

3. Причастие I 84

4. Неопределенные местоимения some, any. 85

5. Сложные слова с some, any, every, по. 85

Урок одиннадцатый. 94

1. Прошедшее неопределенное время (The Past Indefinite Tense) 94

1) Стандартные глаголы.. 94

2) Нестандартные глаголы.. 95

3) Вопросительная и отрицательная формы глагола в Past Indefinite. 97

4) Краткие ответы в Past Indefinite. 99

2. Счет до ста. 99

3. Даты.. 100

Урок двенадцатый. 107

1. Будущее неопределенное время (The Future Indefinite Tense) 107

2. Числительные. 109

1) Числительные количественные. 109

2) Числительные порядковые. 110

3) Дроби. 111

3. Артикль. 111

4. Суффикс -ure. 113

Урок тринадцатый. 119

1. Три основные формы глагола. Причастие II 119

2. Предлоги by, with. 121

3. Сравнение причастий I и II. Причастные обороты.. 121

4. Форма -ing. Герундий. 122

5. Суффикс -ed. 123

6. Сложные глаголы.. 123

Урок четырнадцатый. 131

1. Страдательный залог (The Passive Voice) 131

1) Общее понятие. 131

2) Образование страдательного залога. 131

3) Значение и употребление страдательного залога. 133

4) Перевод страдательного залога на русский язык. 134

5) Инфинитив страдательного залога. 134

2. Группа неопределенных времен (Indefinite Tenses) 135

3. Суффиксы -al, -ic(s), -ern, -ion. 136

4. Отрицательные приставки un-, in-, поп- 136

5. Приставки under-, over- 137

Урок пятнадцатый. 145

1. Времена группы Continuous (Continuous Tenses) 145

1) Спряжение времен группы Continuous. 145

2) Значение времен Continuous и их перевод. 147

2. Сложноподчиненное предложение. 148

3. Бессоюзное подчинение придаточных предложений. 149

4. Место предлога. 150

5. Суффикс -ive. 150

Урок шестнадцатый. 157

1. Времена группы Perfect (Perfect Tenses) 157

2. Present Perfect 158

3. Безличные предложения. 160

4. Суффиксы -meat, -y, -en. 160

Урок семнадцатый. 168

1. The Past Perfect Tense. 168

2. «Будущее в прошедшем» (Future-in-the-Past) 168

3. Согласование времен. 169

4. Суффиксы -ish, -ist, -ward(s) 170

Урок восемнадцатый. 179

1. Модальные глаголы и обороты.. 179

2. Многозначность as 181

3. Суффиксы -able, -ous, -ful, -less 182

4. Суффиксы -ry, -ize (-ise) 183

Урок девятнадцатый. 191

1. Инфинитив и причастие как дополнение (винительный падеж с инфинитивом и причастием) 191

2. Союзы either ... or, neither ... nor 192

3. Возвратные и усилительные местоимения. 192

4. Словопроизводство с помощью изменения произношения. 193

Урок двадцатый. 200

1. Совершенные длительные времена (Perfect Continuous Tenses) 200

2. Оборот «именительный падеж с инфинитивом». 201

3. Суффикс -ness 202

Урок двадцать первый. 210

1. Герундий. 210

2. Суффиксы -ant, -ent; -ance, -ence; -ancy, -ency. 213

3. О РАБОТЕ С ОБЩИМ АНГЛО-РУССКИМ СЛОВАРЕМ.. 214

Урок двадцать второй. 222

Инфинитив. 222

Слова-заместители. 226

Суффикс -ty (-ity) 227

Урок двадцать третий. 235

1. Причастия (сложные формы) 235

2. Самостоятельный причастный оборот. 237

3. Форма на -ing. 238

4. Приставки dis-, en- 239

5. Сложные существительные с элементами -man и -woman. 239

Урок двадцать четвертый. 246

1. Косвенный вопрос. Союзы if, whether 246

2. Будущее действие в условных и обстоятельственных придаточных предложениях 246

3. Оборот to be going to. 247

4. Would. 247

5. Суффиксы -an, -ian. 248

6. Приставка re- 249

Урок двадцать пятый. 256

1. Сослагательное наклонение. 256

2. Should. 256

3. Условные предложения. 257

4. Бессоюзное подчинение условных предложений. 259

Урок двадцать шестой. 269

КЛЮЧ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ.. 279

ТАБЛИЦА СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.. 289

СПИСОК НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СЛОВ.. 296

АНГЛО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ. 302

КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО САМОУЧИТЕЛЮ

Структура самоучителя

Самоучитель состоит из двадцати шести уроков. Из них первые три урока в основном посвящены звуковой стороне английского языка и правилам чтения.

Каждый урок состоит из грамматических и лексических пояснений иллюстрированных примерами, текста со словарем и примечаниями, упражнений и контрольной работы. Кроме того, в уроках 4—18 есть факультативный раздел «Дополнительный материал для устной речи», а к урокам 8—25 приложены тексты для дополнительного чтения по выбору учащегося.

В конце самоучителя вы найдете приложения: №1. «Ключ к контрольным работам»; № 2. «Таблица спряжения стандартных глаголов»; № 3. «Перечень основных форм наиболее распространенных нестандартных глаголов»; № 4. «Список наиболее употребительных служебных слов»; № 5. «Англо-русский словарь». Для удобства таблицы «Английский алфавит» и «Знаки международной фонетической транскрипции» даются в начале учебника, перед первым уроком.

Указания по работе с общим англо-русским словарем вы найдете в уроке 21, а советы по переводу, которые даются на протяжении всего курса, суммируются в уроке 26.

Структура урока

В уроке (начиная с 4-го) материал расположен в следующем порядке: 1. грамматика; 2. словообразование; 3. упражнение в чтении; 4. текст; 5. словарь к тексту; 6. примечания к тексту; 7. анализ слов урока; 8. упражнения; 9. контрольная работа; 10. повторительные задания (для подготовки к следующему уроку); 11. факультативный материал (для устной речи и дополнительного чтения).

Порядок прохождения курса

Материал в уроке расположен строго в том порядке, в котором его нужно изучать. Другими словами, надо сначала, прочитать грамматические пояснения, тщательно продумать все примеры и сравнить их с переводом этих примеров, который дается на той же странице.

Разделы словообразования изучаются в том же порядке.

Идущие за ними упражнения в чтении обязательно нужно выполнять вслух.

После этого следует переходить к изучению текста, который является центром урока. К тексту следует обращаться повторно до полного усвоения его содержания. Рекомендуется сначала прочитать текст про себя, обращаясь за справками к словарю и примечаниям, которые даются сразу после текста, и возвращаясь, в случае надобности, к грамматическим разделам. Добившись полного и точного понимания текста, перечитайте его еще раз (желательно вслух) и переведите устно и, если позволяет время, то и письменно.

После этого нужно прочитать раздел, посвященный анализу слов (он дается в каждом уроке, начиная с 8-го), и выучить новые слова. Это особенно трудоемкая, но абсолютно необходимая работа. Упражнения, содействующие запоминанию слов, вы найдете в каждом уроке. Особенно важно постоянно повторять слова пройденных уроков, как путем чтения текстов, так и всеми другими способами. О том, как проводить эту работу, говорится подробно в уроке 6 (раздел «О запоминании слов»).

После этого приступайте к выполнению упражнений. Делайте их в том порядке, в котором они напечатаны в книге. Выполнять их нужно письменно, если нет указания об устном выполнении данного упражнения. Пропускать упражнения нельзя.

Контрольные работы по каждому уроку тоже выполняются письменно (кроме тех заданий, где есть указание об их устном выполнении).

Правильность выполнения контрольных работ обязательно проверьте по ключу (Приложение 1) и исправьте ошибки, если они есть.

До перехода к следующему уроку надо выполнить повторительные задания, которые даются после контрольных работ (начиная с урока 2). Попутно восполняйте и все обнаружившиеся пробелы в знаниях.

Раздел «Дополнительный материал для устной речи» (уроки 4—8) является факультативным (необязательным). Просматривайте его и выбирайте то, что вы сочтете нужным. Встречающиеся в этих разделах слова включены в словарь самоучителя, но не считаются необходимыми для дальнейшего прохождения курса. Например, в факультативном материале к уроку 8 встретилось слово German немецкий, но в уроке 24 оно выделено как новое. Другими словами, незнание слов этого раздела не мешает изучению основного материала.

Из материала для дополнительного чтения (уроки 8—25) выбирайте тексты по своему усмотрению. В этот раздел включены газетные сообщения, научно-популярные заметки, анекдоты, стихи, пословицы, поговорки, распространенные цитаты. Выбирайте для чтения то, что вам покажется интересным или полезным. Основные слова этого раздела также включены в словарь самоучителя, а менее распространенные слова и выражения объясняются в самих этих разделах (в примечаниях или в самом тексте).

Для занятий заведите себе общую тетрадь, чтобы можно было возвращаться к выполненным упражнениям. Писать на отдельных листках не рекомендуется. Для слов нужна отдельная тетрадь, алфавитный блокнот или карточки (указания по ведению словаря см. в уроке 6).

При изучении шести последних уроков самоучителя вам нужен будет общий англо-русский словарь. Указания, как им пользоваться, даны в уроке 21.

Дальнейшие методические указания вы найдете в самих уроках. Заниматься надо регулярно. Как уже сказано в предисловии, каждый урок рассчитан в среднем на две-три недели работы при занятиях три раза в неделю по часу-полтора. Если вы сможете заниматься по часу пять раз в неделю, это будет еще лучше. Помните, однако, что эти 4-5 часов занятий в неделю вы не сможете восполнить занятиями по пять часов один раз в неделю, в выходной день. Такая работа будет гораздо менее эффективной, так как от занятия к занятию вы будете забывать часть пройденного и в общей сложности потратите гораздо больше времени.

Заниматься без помощи преподавателя — дело нелегкое. Оно требует сосредоточенности и организованности. Но изучить язык таким образом можно.

Автор

АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ

В печати На письме Название буквы Обычно изображает звуки
А а как заниматься по самоучителю - student2.ru эй [eI]   [eI, x]
В b как заниматься по самоучителю - student2.ru би [bI]   [b]
С с как заниматься по самоучителю - student2.ru си [si:] [s]— перед e, i, y; [k]— в остальных случаях
D d как заниматься по самоучителю - student2.ru ди [di:]   [d]
Е е как заниматься по самоучителю - student2.ru и [i:]   [i:, e]
F f как заниматься по самоучителю - student2.ru эф [ef]   [f]
G g как заниматься по самоучителю - student2.ru джи [Gi:]   [G, g]
Н h как заниматься по самоучителю - student2.ru эйч [eIC]   [h]
I i как заниматься по самоучителю - student2.ru ай [aI]   [aI, I]
J j как заниматься по самоучителю - student2.ru джей [GeI] [G]
К к как заниматься по самоучителю - student2.ru кэй [keI] [k]
L 1 как заниматься по самоучителю - student2.ru эл [el]   [l]
M m как заниматься по самоучителю - student2.ru эм [em]   [m]
N n как заниматься по самоучителю - student2.ru эн [en]   [n]
O o как заниматься по самоучителю - student2.ru оу [qu]   [qu, O]
Р p как заниматься по самоучителю - student2.ru пи [pi:]   [p]
Q q как заниматься по самоучителю - student2.ru кью [kju:] [kw]
R r как заниматься по самоучителю - student2.ru ар [Q:]   [r]
S s как заниматься по самоучителю - student2.ru эс [es]   [s]
T t как заниматься по самоучителю - student2.ru ти [ti:]   [t]
U u как заниматься по самоучителю - student2.ru ю [ju:]   [ju:, A, u]
V v как заниматься по самоучителю - student2.ru ви [vi:]   [v]
W w как заниматься по самоучителю - student2.ru дабл ю ['dAbl ju:] («двойное ю») [w]
X x как заниматься по самоучителю - student2.ru экс [eks]   [ks, gz]
Y y как заниматься по самоучителю - student2.ru уай [waI]   [j]
Z z как заниматься по самоучителю - student2.ru зэд [zed]   [z]

В графе «Название буквы» дано русскими буквами приблизительное звучание этих названий. В скобках оно дано более точно с помощью фонетической транскрипции.

Наши рекомендации