Запомните следующие словосочетания
ЧАСТЬ I
Установочная сессия
LESSON 1
О пользовании словарем
Словарь – главный помощник в процессе перевода. Им пользуются не только тогда, когда хотят узнать значение того или иного слова, но также и для отбора наиболее подходящего значения из ряда уже известных.
Для того, чтобы умело пользоваться словарем, надо знать его структуру.
Все слова расположены в словаре строго в алфавитном порядке и по гнездовому принципу. Слова надо отыскивать не по первой букве, а по первым трем буквам. В верхнем левом углу каждой страницы стоят первые три буквы первого слова на этой странице, а в верхнем правом углу – первые три буквы последнего слова на этой странице. Твердое знание английского алфавита – обязательное условие быстрой работы со словарем.
Перевод отдельного слова может не совпадать с переводом того же слова в словосочетаниях: to make – делать, производить; to make a bed – стелить постель; to make an answer – отвечать. Поэтому при многих словах даются сочетания слов, в состав которых входит данное гнездовое слово. Заголовочное слово внутри словарной статьи не повторяется, вместе него ставится знак ~(тильда).
В словаре отражена многозначность английских слов. Различные значения одного и того же слова обозначены арабскими цифрами. Римскими цифрами обозначены омонимы: 1. брак (супружество) и 2. брак (испорченная продукция); 1. case (случай, дело) и 2. case (ящик, коробка).
После глагола в его основных значениях расположены составные глаголы с послелогами, меняющими значение основного глагола. Послеслоги даны в алфавитном порядке, например: to look – смотреть; ~ about – осматриваться; ~ down – смотреть свысока; ~ for – искать; ~ forward – предвкушать и т. д.
Словарная статья заканчивается наиболее употребительными устойчивыми словосочетаниями (фразеологизмами), которые приводятся за знаком ◊(ромб). Например, для глагола to keep: ◊ to ~ bad company – быть в плохой компании; to ~ one’s end – стоять на своем; to ~ on at a person – беспрестанно бранить кого-либо и т. д.
* * *
Не следует выписывать из текста все незнакомые слова сразу, чтобы затем, отложив текст, искать их значения по словарю. Многие слова имеют несколько значений. То значение, которое подходит для данного текста, не всегда стоит первым.
Прежде чем приступить к переводу текста, надо просмотреть этот текст для того, чтобы понять, о чем в нем пойдет речь. Особое внимание следует обратить при этом на заглавие, т. к. оно обычно называет тему научной статьи. Общее содержание текста и его характер подскажут, какое из нескольких значений слова необходимо выбрать. Так, в текстах о школе слово period обычно переводится как «урок», в текстах же по математике или астрономии – как «период». Слово student в зависимости от контекста может быть переведено как «студент», «учащийся», «ученый».
* * *
В английском языке, также как и в русском, существует много международных слов, которые имеют сходные написание и значение в обоих языках. Значение таких слов можно установить при чтении самостоятельно, не обращаясь к словарю. Например:
constitution | конституция | mathematics | математика |
delegation | делегация | history | история |
fact | факт | physics | физика |
Правильность определения значения этих слов следует, однако, всегда проверять контекстом. Необходимость такой проверки вызвана тем, что некоторые международные слова значительно изменили свое значение в русском языке по сравнению с английским, например:
data | данные, а не дата |
novel | роман, а не новелла |
magazine | журнал, а не магазин |
* * *
Слова в словаре даются в их исходной форме: глагол – в инфинитиве (без частицы to), существительное – в общем падеже, прилагательные и наречия – в положительной степени. В тексте же слова встречаются, как правило, в производных формах. Следовательно, прежде чем обращаться к словарю, надо восстановить исходную форму искомого слова, отбросив суффиксы и окончания. В английском языке пять словоизменительных окончаний: -es, -er, -est, -ed, -ing.
При отбрасывании окончания чтение основы слова не должно меняться. Например, чтобы найти исходную форму слова shines,надо отбросить лишь окончание –s,но не –es,т.к. иначе вместо [òain] основа слова станет читаться [òin].
Если окончанию –ingпредшествует буква «y» в односложном слове-основе, имеющем одну согласную, буква «y» заменяется буквосочетанием ie: lying – lie, dying – die.
Если перед окончаниями –es, -er, -est, -edесть буква «i», перед которой стоит согласная буква, то для определения исходной формы слова надо отбросить окончание, а букву «i» заменить буквой «y»: tries – try, easier – easy.
Упр. 1. Расставьте слова в алфавитном порядке по первой букве:
Failure, mental, intelligence, ability, common, mature, underestimate, join, yet, testing.
Упр. 2. Расставьте слова в алфавитном порядке по первым трем буквам:
Psychological, individual, challenge, quite, concern, complain, infant, quarrel, prove.
Упр. 3. Определите по часам, сколько времени вам потребуется на то, чтобы найти по словарю первые значения следующих существительных. Если вы затратите больше 4 минут, повторите алфавит и еще раз прочтите параграф о структуре словаря:
Objective, level, curriculum, need, demand, law, point, personnel, reach, trade.
О необходимости определения части речи незнакомого слова
Перевод – это не механическая подстановка взятых из словаря значений вместо иностранных слов. Можно знать все слова и не понимать смысла предложения. Нельзя правильно понять английскиое предложение, если не выяснена принадлежность слова к определенной части речи и его функция в предложении. Так, предложение Our windows face southне может быть переведено правильно, если слово faceошибочно принять за существительное. При этом в русском варианте получится лишенный смысла набор слов: Наши окна лицо юг.
В связи с почти полным отсутствием окончаний многие английские слова вне контекста оказываются лишенными признаков определенной части речи. Совершенно одинаковые по написанию слова face - существительное и to face – глагол имеют различные значения «лицо» и «выходить на» (Наши окна выходят на юг).
Такой переход слова из одной части речи в другую без изменения самой формы слова (house - дом, to house - вмещать; cause - причина, дело, to cause - причинять; demand - требование, to demand - требовать) является специфическим способом образования новых слов в английском языке, который называется конверсией. Для русского языка это явление не типично.
Одним из признаков принадлежности слова к определенной части речи являются суффиксы. В словаре могут отсутствовать некоторые производные слова, о значении которых легко догадаться, если известно значение корневого слова: Например, редко встречаются в словарях слова с суффиксом –ly. Зная, что это суффикс наречия, легко найти значение всего слова, найдя перевод соответствующего слова без суффикса. Например, strict – строгий, strictly – строго.
На принадлежность слова к определенной части речи указывают также артикли, притяжательные местоимения, префиксы, окончания и т. д.
Распознаванию части речи по синтаксическим признакам помогает твердый порядок слов в английском предложении.
В английском языке, также как и в русском, предложение состоит из подлежащего, сказуемого, дополнений и обстоятельств. Некоторые части речи могут выполнять в предложении лишь одну функцию. Например, личные местоимения I, he, she, we, they могут быть только подлежащими, наречия выполняют функции обстоятельств, модальные глаголы – первый элемент сказуемого и т. д. Но большинство слов могут выполнять различные синтаксические функции в зависимости от позиции в предложении.
Итак, при определении части речи незнакомого слова следует исходить из:
1) анализа внешних формальных признаков слова (артикли, суффиксы, окончания и т. д.);
2) анализа порядка слов в предложении.
Основные формально-строевые признаки частей речи
Имя существительное
1. Наличие артикля перед словом. Если за артиклем идет ряд существительных, не разделенных предлогами, артикль относится к последнему из них: an adult, a toy, the games, a study period, the school activities.
2. Наличие детерминатива (определителя) к слову. В качестве детерминатива могут выступать числительные, существительные в притяжательном падеже, слова some, any, no, this, that, these, my, his, her, our, its, your, their, much, many, every и т. д.: these ideas, your troubles, the Parents’ Associations, every chance, three attempts.
3. Характерные суффиксы существительного: -er/-or, -ist, -ism, -ness, -ent, -ant, -ance, -ence, -dom, -hood, -(i)ty, -y, -ment, -tion, -sion, -ture: childhood, reaction, failure, patience.
4. Наличие предлога of перед словом: the organization of a play, a feeling of respect.
5. Наличие других предлогов перед словом: in reference, on the board.
6. Наличие окончания –(e)s, если слово не занимает при этом второго места в предложении: units, rules.
7. Наличие предлога of после слова, если это слово не является глаголом: the system of education.
Глагол
1. Суффиксы –ate, -en, -(i)fy, -ize, -ise: characterize, satisfy, penetrate.
2. Окончания –s, -ed, если слово занимает второе место в предложении: The museum houses rich collections of sculpture and painting.
3. Окончания отсутствуют, слово занимает в предложении место после подлежащего и перед прямым дополнением: They involve pupils in the learning process.
Наречие
1.Суффикс –ly: unfortunately, lately.
Прилагательные
1. Суффиксы –able, -ible, -al, -an, -ful, -ic, -ish, -less, -en: capable, visible, critical, childish.
2. Наличие перед данным словом таких слов как more, the most, more important, the most difficult.
3. Окончание –er при наличии союза than и окончание –est: the widest practical use of mental testing. Minsk is larger than Vitebsk.
Упр. 4. Запишите исходную форму данных слов:
Experiences, youngest, activities, toys, cries, tried, highest, losing, worried, planning, earlier, clearly, devoting, dying.
Упр. 5. Подберите по словарю наиболее подходящее значение глагола to leave (left, left) в каждом из следующих предложений:
1) The first train leaves at 6 o’clock.
2) He leaves the house early.
3) We left the book on the desk.
4) He left school when he was 16.
5) They left Minsk for Moscow.
Упр. 6. Не заглядывая в словарь, определите, какой частью речи являются следующие слова, назовите структурный признак, по которому вы ее определили:
Softly, purify, development, hopeless, regional, changeable, responsible, assistance, indicator, scientist, science, architecture, redden, peaceful, periodic.
Упр. 7. Догадайтесь, что означают следующие международные слова:
Situation, test, radical, constant, concentrate, fundamental, social, practice, normal, dynamic, reality, optimism.
КОНВЕРСИЯ
Многие английские слова в их основной форме могут относиться к различным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам) без изменения в написании и произношении:
Smile улыбка – to smile улыбаться, empty пустой – to empty опустошать.
Иногда глаголы отличаются от существительного по значению, или могут переводиться описательно:
Result результат – to result иметь результатом, повлечь за собой, приводить к …, house дом – to house располагаться, помещаться.
Определить часть речи данного конкретного слова можно по наличию служебных слов (артиклей, местоимений, частиц), окончаний и функции его в предложении.
Упр. 8. Прочтите и переведите предложения. Определите, какой частью речи является подчеркнутое слово:
1. Please, give me a sheet of paper. 2. He is good at paper work. 3. Send these papers at once. 4. Are you fond of hard work? 5. My work-day starts at 7 o’clock. 6. He works six days a week. 7. There’s a great need for a book on this subject. 8. Does he need help? 9. No admittance without a pass. 10. The road is narrow for cars to pass. 11. He is under the influence of his wife. 12. Do parents influence their child’s character? 13. Does goodness charm more than beauty? 14. Her charm makes her very popular. 15. There is a handbag with long handles on the chair. 16. Ann knows how to handle her husband. 17. What’s your home address? 18. Don’t address me as “You”. 19. You cause trouble to all of us. 20. There’s no cause for worry.
LESSON 2
Множественное число существительных
Окончание | Произношение | Единственное число | Множествен-ное число | |
1. После звонких согласных и гласных | s | [z] | a boy a dog a hand | boys dogs hands |
2. После глухих согласных | s | [s] | a book a cat | books cats |
3. После шипящих и свистящих звуков, которые дают следующие буквы и буквосочетания: s [s], ss [s], x [ks], ch [tò], tch [tò], sh [ò] | es | [iz] | a bus a box a brush a match | buses boxes brushes matches |
Особые случаи образования множественного числа:
man (мужчина) – men
woman (женщина) – women [‘wimin]
foot (нога) – feet
child (ребенок) – children
fish (рыба) – fish
hair (волос) – hair
fruit (фрукт) – fruit
Упр. 1. Прочтите следующие существительные, обращая внимание на правильное произношение окончаний множественного числа:
books, pens, pencils, bags, windows, pages, boxes, pictures, walls, desks, tables, girls, boys, teachers, cities, towns, rivers, glasses, rooms, dresses, processes, inches, maps, names, pupils, students, studies.
Упр. 2. Переведите на английский язык:
две ручки, 5 учеников, много учителей, хорошие манеры, молодые женщины, счастливые дети, два сына, две дочери, много фруктов, трое мужчин, большие города, много картин, хорошие студенты, белые стены, красные карандаши, седые волосы, большие комнаты.
Неопределенный артикль
a перед согласными a book | an перед гласными an apple | Употребляется с исчисляемыми существительными в единственном числе, когда речь идет о предмете, упоминаемом впервые. |
Упр. 3. Вставьте правильную форму неопределенного артикля:
… end, … apple, … bed, … aim, … small table, … nice bag, … old flat, … easy lesson.
Упр. 4. Определите, какие существительные являются а) исчисляемыми; б) неисчисляемыми. Поставьте неопределенный артикль перед исчисляемыми существительными:
stamp, book, petrol, tree, air, money, pound, music, job, work, apple, soup, plane, problem, information, flower, wine, rice, water, car, blood, sugar, meat, camera.
Определенный артикль
the[ð¶] перед согласными the book | the[ði:] перед гласными the apple | Употребляется с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными в единственном и множественном числе, когда речь идет о конкретных предметах, известных говорящему. |
Упр. 5. Вставьте артикль, где необходимо:
А.1. This is … tree . … tree is green. 2. I can see three … boys. … boys are playing. 3. I have … bicycle. … bicycle is black. My … friend has no … bicycle. 4. Our … room is large. 5. We wrote … dictation yesterday. … dictation was long. 6. She has two … daughters and one … son. Her … son is … pupil. 7. My … brother’s … friend has no … dog. 8. This … pencil is broken. Give me that … pencil, please. 9. She has … ball. … ball is … big. 10. I got … letter from my … friend yesterday. … letter was interesting.
В.1. This is … pen. … pen is red. 2. These are … pencils. … pencils are black. 3. This is … soup. … soup is tasty. 4. In the morning I eat … sandwich and drink … tea. 5. She gave me … coffee and … cake. … coffee was hot. … cake was tasty. 6. Do you like … ice-cream? 7. I see … book in your … hand. Is … book interesting? 8. She bought … meat, … butter and … potatoes yesterday. She also bought … cake. … cake was very … tasty. We ate … cake with … tea. 9. This is my … table. On … table I have … book, two … pencils, … pen and … paper. 10. This is … bag. … bag is brown. It is my sister’s … bag. And this is my … bag. It is … yellow.
Левое определение, выраженное существительным
Английское существительное часто может выполнять функцию определения, отвечая на вопрос какой?и не обладая при этом дополнительно никакими внешними признаками (в русском языке подобное невозможно): Sometimes Jack and Fred have a coffee break with their friends. Иногда Джек и Фред устраивают перерыв, во время которого пьют кофе со своими друзьями.
ЗАПОМНИТЕ:если в английском предложении встречаются подряд два или несколько существительных, то главным (опорным) из них является то, которое стоит последним, а все предыдущие только описывают его, отвечая на вопрос какой?Перевод в таких случаях делаем справа налево: table window – окно (какое?) ® окно, расположенное над столом / у стола; window table – стол (какой?) ® стол, расположенный у окна / рядом с окном.
Опорному существительному может предшествовать целая цепочка определений, выраженных существительным:
a space flight section – отдел космических полетов
an office telephone number – номер рабочего телефона
Существительное в функции определения может, в свою очередь, иметь определение, выраженное существительным, прилагательным, причастием, числительным порядковым или количественным:
a working people delegation – делегация трудящихся
a first year student – студент первого курса
foreign language study – изучение иностранного языка
a ten per cent wage increase – увеличение зарплаты на 10%
Существительное в функции левого определения может переводиться:
- прилагательным: a newspaper article – газетная статья;
- существительным в родительном падеже: a rest home – дом отдыха, a computer programme – программа компьютера;
- существительным в одном из косвенных падежей с предлогом: a watch pocket – карман для часов, air requirement – потребность в воздухе;
- словосочетанием с описательной конструкцией: return ticket – билет в обе стороны, the Children Rehabilitation Unit special education program – особая программа учебно-воспитательной работы, разработанная центром по оказанию помощи трудным детям.
Для правильного перевода необходимо установить границы определения, выраженного существительным. Его левая граница – определитель существительного, которым может быть артикль, притяжательное, указательное или неопределенное местоимение. Его правая граница – опорное существительное, признаком которого является формальный грамматический показатель начала следующего члена предложения:
The experiment traced the eye movements of children in the process of reading. – признаком опорного существительного является правое определение of children, начинающееся предлогом of.
Упр. 6. Переведите на русский язык:
A bus stop, a picture gallery, a river port, our university building, oil export, export oil, grammar rules, one way ticket, return ticket, the North Pole expedition, the Moon Exploration (исследование) Committee, a two centimetre thick rope, an everyday life case (случай), personality development, personality – social – emotional development, Vicky’s growing memory capacity, separation anxiety.
Упр. 7. Найдите комбинации слов с конструкцией “noun + noun”. Предложения переведите:
1. Organized teacher training did not begin in England and Wales until the 19th century. 2. From time to time he appeared at public protest meetings. 3. The orchestra’s art director and conductor (дирижер) was Vasily Andreyev, a famous musician and a vertuoso balalaika player. 4. There are more study films and Moscow TV’s education programmes are also used. 5. When adults begin to learn foreign language pronunciation problems often arise. 6. People vary in their reading abilities and interests. 7. Vicky’s growing memory capacity underlines the development of separation anxiety, the fear that Mother will not return.
Притяжательный падеж существительных
Притяжательный падеж передает различные оттенки принадлежности и употребляется с одушевленными существительными, а также с некоторыми неодушевленными, обозначающими время, расстояние, время года, день, месяц, название страны, реки, города: | |
Единственное число My sister’s letter. Письмо моей сестры. The student’s book. Книга студента. Aunt Julia’s face. Лицо тети Джулии. | Множественное число These students’ book. Книга этих студентов. The Petrovs’ room. Комната Петровых (семьи). |
В некоторых случаях, при обозначении места (дома, квартиры, магазина…), опорные существительные опускаются. Например, вместо at the baker’s shop говорят просто at the baker’s – в булочной, at the brother’s у моего брата (т.е. в доме брата), at the hairdresser’s в парикмахерской и т. п. |
Упр. 8. Переведите на русский язык:
Diana and Mary’s answer, the child’s mother, children’s voices, women’s rights, the students’ works, at the doctor’s, in December’s morning, at my grandmother’s, the teachers’ flowers, to my friend’s.
Упр. 9. Переведите на английский язык:
Стол учителя, портфель студента, книжка ученика, друг сестры, имя мальчика, сын врача, мамины платья, картина учителя, ручки студентов, Анин учебник, комната брата, муж сестры, ученики Ивана Георгиевича, у сестры, в парикмахерской, у врача, у бабушки.
of + существительное
(соответствует русскому родительному падежу)
the streets of Vitebsk – улицы Витебска
the students of our Institute – студенты нашего института
the father of Ann’s mother – отец Аниной матери
Примечание: перед существительным, за которым следует предлог of, стоит, как правило, артикль the.
Упр. 10. Переведите на английский язык:
Города Беларуси, книга маминой подруги, парки нашего города, кинотеатры Витебска, лица женщин, собака моего дяди, одежда детей, глаза кошки, комната моих братьев, дети этой женщины, имена моих друзей, руки ребенка, ноги мужчины, школа сына, день рождения матери, жена брата, страницы книги, окна дома.
Личные и притяжательные местоимения
Ли-цо | Личные местоимения | Притяжательные местоимения | ||
Именит. падеж | Объектный падеж | I форма (справа стоит существительное) | II форма (существ. справа нет) | |
1. 2. 3. | I - he she it | me – мне, меня - him – ему, его her – ей, ее it – его, ее | my – мой, мои - his – его her – ее its – его, ее | mine - his hers its |
1. 2. 3. | we you they | us – нам, нас you – вам, вас them – им, их | our - наш, наши your – ваш, ваши their - их | ours yours theirs |
Упр. 11. Переведите на английский язык:
Their flat, a friend of mine, your table, our classroom, his name and mine, my room and yours, your book and hers, their house and ours, his car and yours, our teacher and theirs, your letter and his, her mother, their newspaper.
Упр. 12. Переведите на английский язык:
Наши проблемы, их игра, ее манеры, их пример, ваши дети, его ученики, моя первая учительница, его музыка, его (дома) стены, ее (газеты) статьи, их (книг) страницы, их отец, эта книга моя, а эта - твоя, этот дом наш, а этот - её, эти учебники их, а эти - наши.
Упр. 13. Замените личным местоимением:
My sister, Robert Brown, these books, a cat, our rivers, you and me, Olga, Minsk, Moscow, my dogs, Nick and Mike.
Спряжение глагола to be
Present Indefinite | Past Indefinite | Future Indefinite | |
Утвердительная форма | I am You are He She is It We are You are They are | I was You were He She was It We were You were They were | I shall be You will be He She will be It We shall be You will be They will be |
Вопросительная форма | Am I? Are you? he? Is she? it? Are we? Are you? Are they? | Was I? Were you? he? Was she? it? Were we? Were you? Were they? | Shall I be? Will you be? he be? Will she be? it be? Shall we be? Will you be? Will they be? |
Отрицательная форма | I am not You are not He She is not It We are not You are not They are not | I was not You were not He She was not It We were not You were not They were not | I shall not be You will not be He She will not be It We shall not be You will not be They will not be |
Упр. 14. Переведите на русский язык:
1. He is not at home. 2. I’m from Vitebsk. 3. We were ill. 4. I’m cold. 5. She is 25. 6. We are first year students. 7. They are happy. 8. We shall be at the Institute. 9. He was in Polotsk. 10. They will be here tomorrow.
Упр. 15. Переведите на английский язык:
1. Я студентка. Меня зовут Ира. Мне 17 лет. Я из Полоцка. Моя подруга из Орши. Мы не из Витебска.
2. Витебск – красивый город. Наш институт старый. Ему около 80 лет. Институт находится на Московском проспекте. Это очень широкая улица.
Упр. 16. Сделайте предложения отрицательными и вопросительными:
1. They are workers. 2. He is 25 years old. 3. Her parents’ flat is small. 4. Pete’s sister is a teacher. 5. I am here. 6. You are my friend. 7. These are your books. 8. This house is new. 9. She is a popular actress. 10. You are young.
Запомните следующие словосочетания,
в состав которых входит глагол to be:
to be ready for | быть готовым к чему-либо |
to be afraid of | бояться чего-либо, кого-либо |
to be proud of | гордиться чем-либо, кем-либо |
to be late for | опаздывать к чему-либо, куда-либо |
to be good at | иметь способности к чему-либо |
to be fond of | увлекаться чем-то |
to be sure of | быть уверенным |
to be glad of | радоваться |
to be tired (of) | быть усталым (устать от чего-либо) |
to be sorry (for) | сожалеть; извиняться (жалеть кого-то) |
to be over | заканчиваться |
to be on | идти (о фильме, спектакле) |
to be married (to) | быть женатым (на), быть замужем (за) |
Упр. 17. Укажите, в каком времени стоит глагол to be, переведите предложения:
1. You will be proud of me. 2. Why are you late? 3. He is fond of music. 4. I’m glad to see you. 5. We were tired. 6. The lesson is over. 7. What is on at the cinema “Belarus”? 8. We are not afraid of you. 9. She is good at nothing. 10. I was sure of it. 11. Why are you so tired? 12. You will be sorry for this one day.
Упр. 18. Вставьте глагол to be в нужной форме:
1. My grandmother … young at that time. 2. I …glad to see you tomorrow. 3. … you ready for the lesson today? 4. I … not sure of it. 5. You … married next year. 6. The film … over at 3 o’clock. 7. I … tired in the evening. 8. When I … small, I wanted to become a doctor. 9. Yesterday they … together. 10. We … friends at school. 11. … you fond of music? 12. She … good at languages.
Упр. 19. Прочитайте и запомните следующие слова:
· colour [`kLl¶] цвет · colourist [`kLl¶rist] колорист · flower [`flau¶] цветок · rose [rouz] роза · opera [`Épr¶] опера · name [neim] имя, фамилия · style [stail] стиль · pianist [`pjænist] пианист · dramatist [`dræm¶tist] драматург · art studio [`a:t `stju:diou] мастерская художника · mosaic [m¶`zeiik] мозаика · what kind of [`wÉt `kaind ¶v] какой? (какого рода?) · green [gri:n] зеленый · blue [blu:] синий, голубой · red [red] красный · brown [braun] коричневый · yellow [`jelou] желтый · grey [grei] серый · charming [`tòa:miŋ] очаровательный, обаятельный · academic [,æk¶`demik] академический · emotional [i`mouò¶nl] эмоциональный · experienced [iks`pi¶ri¶nst] опытный · monumental [,mÉnju`ment¶l] монументальный · original [¶`ridʒ¶n¶l] оригинальный · classic [`klæsik] классический · real [ri¶l] настоящий · favourite [`feiv¶rit] любимый · poetic [pou`etik] поэтичный
Упр. 20. Составьте вопросы и ответы по образцу:
Model: Who is this man? – This is Henry Black.
What is he? – He is a film director.
What kind of a film director is he? – He is an experienced film director.
1. Jack Brook, a popular director, talented. 2. Ann White, an English film star, charming. 3. Peter Smith, a poet, progressive. 4. Ted Manson, an American cameraman, experienced. 5. Kate David, a British artist, original. 6. Fred, a young pianist, fine.
Упр. 21. Составьте вопросы и ответы по образцам:
Model: What is this? – This is an art studio.
What kind of studio is it? – It is a big studio.
Landscape (charming); film (poetic); portrait (original); opera (classic); story (funny); flower (white); dictionary (Russian-English); painting (realistic).
Model: What are these? – These are frames.
What kind of frames are they? – They are big.
What colour are they? – They are brown.
Pens (new, red); pencils (thin, blue); tubes (old, green and yellow); stars (big, red); flowers (charming, white and yellow); brushes (thick, black); houses (modern, white and grey); musical instruments (old, brown).
Упр. 22. Прочитайте текст и переведите его:
AN AMERICAN ARTIST
Anton Refrigier is an original and talented American painter. He is a monumental artist. His big mosaics and wide monumental paintings are very popular in America. They are brilliant. Refrigier is not an academic painter, his style is modern, but his art is realistic. He is a great colourist. His landscapes, portraits and still-lifes are emotional and fine. He is an experienced painter and a real master.
Упр. 23. Ответьте на вопросы к тексту:
1. Is Anton Refrigier a British or and American artist? 2. What kind of a painter is he? 3. Are his paintings popular in America? 4. What kind of paintings are they? 5. Is his art realistic or abstract? 6. Is he a young artist or an experienced master?
Упр. 24. Переведите письменно:
а) 1. Что это, - Это музыкальный инструмент. Какой это инструмент? – Это старая скрипка. 2. Какой это фильм? – Это цветной широкоэкранный (wide-screen) фильм. 3. Какая это пьеса? – Это плохая пьеса. 4. Какие это кисти? - Это чистые кисти. 5. Что это? – Это цветы. Какие это цветы? – Это розы. Какого они цвета? – Они красные. 6. Что это? – Это новое платье. Какого оно цвета? – Оно голубое.
b) 1. Кто вы (по специальности)? – Я дирижер. 2. Как вас зовут? – Меня зовут Том Браун. 3. Кто ваша сестра (по специальности)? – Она врач. 4. Кто этот молодой человек? – Это Тэд Смит. Кто он (по специальности)? – Он художник. Какой он художник? – Он монументалист.
LESSON 3
Оборот there is / there are
Предложения с оборотом there is утверждают наличие или отсутствие какого-либо предмета (предметов) в определенных условиях (в данном месте, в данное время и т.д.). На русский язык они переводятся предложениями, начинающимися с обстоятельства. При отсутствии обстоятельств перевод такого предложения начинается словами: есть, имеется, существует: There are different methods of teaching English. – Есть (существуют) разные методы обучения английскому языку. Глагол to be в обороте может употребляться в разных временных формах.
There are different books on the shelf. – На полке имеются разные книги.
There were many mistakes in your dictation. – В вашем диктанте было много ошибок.
There will be a meeting after classes. – После занятий будет собрание.
В вопросах компоненты конструкции there is меняются местами:
Is there a newspaper on the desk? – Yes, there is. – На письменном столе есть газета? – Да.
Упр. 1. Переведите на русский язык:
1. There will be an interesting exhibition in our museum. 2. There are many schools in Vitebsk. 3. There was an evening party yesterday. 4. There is no smoke without fire. 5. While there is life, there is hope. 6. Where there is a will, there is a way. 7. Will there be a concert tomorrow?
Местоимения some, any, no
Утвердительная форма | some | There are some books on the shelf. |
Вопросительная форма | any | Are there any books on the shelf? |
Отрицательная форма | no not any | There are no books on the shelf. There are not any books on the shelf. |
Примечание: В утвердительных предложениях any имеет значение «любой, какой-нибудь»: Any child knows it. – Любой ребенок знает это.
Упр. 2. Ответьте на вопросы:
Model: Is there any piano in your classroom? – Yes, there is some. (No, there isn’t any.).
Are there any portraits on the walls? – Yes, there are some. (No, there aren’t any.).
1. Is there any monument in front of your Institute? 2. Is there any greenery around it? 3. Are there any classrooms on the ground floor? 4. Are there any big classrooms in your Institute? 5. Are there any books on art in the Institute library? 6. Is there any piano in your classroom? 7. Are there any paintings in the corridors? 8. Are there any portraits on the walls of your classrooms? 9. Are there any curtains on the windows? 10. Are there any good musicians among your friends?
Упр. 3. Измените предложения по образцам:
Model: There are some museums in their town. – There are no museums in their town.
a) 1. There are some sets on the stage. 2. There are some pictures between the windows. 3. There is some painting on the easel. 4. There is some monument in the centre of the square. 5. There is some furniture in the hall. 6. There is some government office on the ground floor.
Model: There is a piano in our house. – There isn’t any piano in our house.
b) 1. There is a decoration on the ceiling of the theatre. 2. There is a symphony orchestra in this town. 3. There are some statues in the park. 4. There is some music in this film. 5. There is some paint on this palette.
Model: There is a piano in your house. – Is there any piano in your house?
c) 1. There is a shop in this house. 2. There are some offices in our street. 3. There are some historical monuments in your town. 4. There is a landscape on the wall. 5. There are some children in their family. 6. There are some party members in our group.
Упр. 4. Переведите письменно:
1. Есть ли (какие-нибудь) старые дома на вашей улице? 2. На нашей улице нет (никаких) старых домов. 3. Здесь есть несколько высоких каменных домов. 4. Около этих домов есть (какая-нибудь) зелень? 5. Есть ли (какие-нибудь) учреждения в этих домах? 6. На нашей улице есть несколько магазинов и одно правительственное учреждение. 7. В вашем городе нет метро. 8. В центре города нет трамваев. 9. Перед некоторыми зданиями есть фонтаны. 10. есть ли в вашем городе (какие-нибудь) театры?
Неопределенные местоимения и наречия, производные
от some, any, no
Неопределенные местоимения | Производные слова | |||
body | one | thing | where | |
some несколько, некоторые какой-нибудь, некоторое количество | somebody кто-то, кто-нибудь | someone кто-то, кто-нибудь | something что-то, что-нибудь | somewhere где-то, куда-то |
any какие-либо, какие-нибудь, сколько-нибудь | anybody кто-то, кто-нибудь | anyone кто-то, кто-нибудь | anything что-нибудь | anywhere где-то, куда-то |
no никакие | nobody никто, никого | no one никто, никого | nothing ничто, ничего | nowhere нигде, никуда |
Упр. 5. Вставьте some, any, no или их производные:
I. Are there … students in the classroom? 2. Are there … pictures in the magazine? – Yes, there are … pictures in the magazine. 3. There is … opera-house in Vitebsk. 4. There is … in the bag. 5. There is … in the room. 6. Is there … in the classroom? 7. This book is … on the shelf. 8. There are … cinemas in this town.
Упр. 6. Сделайте предложения отрицательными и вопросительными:
1. There is somebody in the next room. 2. There was something in the newspaper about it. 3. There are some children in the classroom. 4. There was somebody at home. 5. There are some interesting articles in the magazine. 6. There will be some poets there. 7. There was something on the blackboard. 8. There is somebody behind the door.
Упр. 7. Переведите на английский язык:
1. У тебя в руках есть что-нибудь? 2. Их нигде нет. 3. В той комнате кто-то есть. 4. Там никого нет. 5. В аудитории несколько студентов. 6. В газете есть что-нибудь интересное? 7. В этой комнате нет телевизора. 8. Есть что-нибудь в этой сумке? 9. В этой книге нет ничего нового.
Спряжение глагола to have иметь
Present | Past | Future |
I have You have He She has It We have You have They have | I You He She had It We You They | I shall You will He will She will have It will We shall You will They will |
Примечание: Часто в разговорной речи вместо have, has употребляется сочетание have got, has got (краткие формы ‘ve got и s’got) с тем же значением: We’ve got a nice flat. – У нас хорошая квартира.
Упр. 8. Вставьте правильную форму глагола to have:
1. My mother … two sisters. 2. We … many plans for the future. 3. I … no time yesterday. 4. They … a new flat next year. 5. The farmer … many cows. 6. How many pages … the book? 7. Last year I … three problem pupils in my class. 8. We … a good speciality in the future. 9. The classroom … three windows.
Упр. 9. Переведите на английский язык:
1. У меня есть время помочь тебе. 2. О, у тебя новая сумка! 3. У них большая семья. 4. У нас очень мало времени. 5. У моего брата есть деньги, чтобы купить эти книги. 6. У нее была трудная жизнь. 7. У нас к вам есть вопросы. 8. У него очень хорошая профессия. 9. У нас есть шанс. 10. У тебя будет много работы.