Разделите следующие слова на слоги.
polish, university, history, stumble, settle, letter, energy, arrive, development, Russia, advantage, assistant, numerous, announce, important, necessary, attempt, potato, existence, departure, monument, passenger, enter, worry, mistake, invite, cold.
6. Прочитайте следующие пары слов. Обратите внимание на изменение ударения в однокоренных словах, принадлежащих к различным частям речи.
n | a |
economy [I:'kOnqmi] | economical [`Jkq`nOmikql] |
history [`histqri] | historical [`his`tOrikql] |
policy [`pOlisi] | political [pq`litikql] |
industry [`indqstri] | industrial [in`dAstriql] |
theory [`Tiqri] | theoretical [Tiq`retikql] |
revolution [`revq`lu:S(q)n] | revolutionary [`revq`lu:S(q)nqri] |
nation [`neiS(q)n] | national [`nxS(q)nl] |
V | N |
export [eks'pLt] | export ['ekspLt] |
import [im'pLt] | import ['impLt] |
organize ['Lgqnaiz] | organisation ['Lgqnai`zeiS(q)n] |
demonstrate ['demOnstreit] | demonstration ['demOns`treiS(q)n] |
coordinate [kou'Ldineit] | coordination [kou'Ldi`neiS(q)n] |
illustrate [ilqstreit] | illustration [ilqs`treiS(q)n] |
integrate ['intigreit] | integration ['inti`greiS(q)n] |
Упражнения в чтении
1. Прочитайте и запомните:
а) названия дней недели:
The Days of the Week
Sunday [`sAndi] Thursday ['TWzdi]
Monday ['mAndi] Wednesday ['wenzdi]
Tuesday ['tju:zdi] Friday ['fraidi]
Saturday [`sxtqdi]
б) названия месяцев года:
The Months of the Year
January ['Gxnjuqri] July [Gu:'lai]
February [februqri] August [Lgqst]
March [ma:C] September [sqp'tqmbq]
April [eipril] October [Ok'toubq]
May [mei] November [nou'vembq]
June [Gu:n] December [di'sembq]
в) названия городов:
The Names of the Cities
Moscow [mOskou] Tokyo ['toukiou]
London ['lAndqn] Warsaw ['wLsL]
Washington [`wOSiNtqn] Ottawa ['Otewq]
New York {[`nju:`jLk] St. Petersburg [snt'pitqzbWg]
2. Отработайте чтение вопросительных слов. Запомните их значение.
what [wOt] - что, какой (-ая, -ое, -ие)
who [hu:] — кто
which [wiC] — который, какой
whose [hu:z] - чей, чьи
whom [hum] — кому
where [weq] - куда, где
when [wen] - когда
why [wai] - почему
how [hau] – как
3. Прочитайте следующие цифры. Обратите внимание, что у числительных от 13 до 19 основное ударение падает на второй слог -teen, а у числительных, обозначающих десятки, на первый (суффикс -ty безударный).
'thir' teen - 'thirty 'seven' teen - 'seventy
'four' teen - 'forty 'eigh'teen - 'eighty
'fif' teen - 'fifty 'nine'teen - 'ninety
'six' teen -'sixty
Прочитайте, используя данные модели.
а) 1+4=5 One and four is five. (One plus four equals five). 10 - 3 = 7 Ten minus three is seven.
11+3 = 14 19-2 = 17 8-1= 7 19 + 1 = 20
15+5 = 20 14-2 = 12 6+6=12 13+4 = 17
83+17=100 100-50 = 50 77-17 = 60 20+60 = 80
6) - What's the time?
- It's eight о clock. (It's eight sharp.) It's a quarter past eight. It's half past eight. It's a quarter to nine.
11.00, 11.15, 11.50, 12.05, 12.30, 5.15, 8.20, 9.00, 4.20, 4.40, 6.10, 6.50, 7.15, 10.45.
Задания для самоконтроля
1. Поставьте ударение в следующих интернациональных словах. Сравните его с ударением в соответствующих русских эквивалентах.
history, philology, synonym, antonym, symphony, institute, college, faculty, mathematics, physics, biology, geography, cosmic, cosmonaut, tractor, bracelet, Belaru-sian, Spanish, English, minus, contract, product, football, problem, automatically.
2. Напишите следующие известные вам слова в транскрипции:
please, school, seven, text, book, piano, yes, enjoy, teacher, born, study, learn, coffee, three, winter, easy, third, tour, air.
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Фонетический строй английского языка существенно отличается от фонетического строя русского языка, что вызывает определенные трудности при овладении произношением. Основные различия определяются наличием специфических звуков, отсутствующих в родном языке, характерными артикуляционными и произносительными навыками, интонационным своеобразием.
ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ
Особенностью произношения гласных является деление их на долгие и краткие.
К долгим гласным относятся [i:], [а:], [W], [u:], [L], a также образуемые ими дифтонги [ei],[ai], [ou], [oi], [1q],[eq], [uq]. К кратким - [i], [е], [x], [O], [u], [A], [q].
Соблюдение правила долготы и краткости гласного является обязательным в английском языке, ибо любая замена может привести к искажению смысла. Например:
ship [Sip]- корабль, sheep [Si:p] - овца. В русском языке долгота не имеет смыслоразличительной функции. Все долгое гласные в английском языке произносятся энергично и одинаково напряженно на всем протяжении звука.
В английском языке - гласный звук может передаваться на письме сочетанием двух букв. Например: [i:] - ее, еа, meet, tea; [u:], [u] - oo: food, book.
Английские гласные могут образовывать дифтонги и трифтонги, т.е. звуки, состоящие из двух и трех элементов, например: [ai], [аиэ], [1э]. Они произносятся слитно в пределах одного слога и с ударением на первом элементе. В русском языке сочетания типа ай, ой, ей являются сочетаниями гласного с согласным.
И, наконец, в английском языке есть гласные звуки [W]и [x], отсутствующие в русском.
Краткая сравнительная характеристика английских и русских гласных звуков приводится ниже.
[i:] — произносится примерно как протяжный русский звук [и] в слове иволга.
[i] - произносится примерно как краткий звук [и ] в слове игра.
[е] — произносится примерно как [э] в словах эти, жесть.
[x] - средний между [э ] и [а], напоминает мягкий а в слове дятел.
[A] - произносится как неударный звук [а] в слове казак. В английском языке обычно находится под ударением.
[а:]- похож на удлиненный [а-а] в слове ка-ак, но образуется более глубоко в ротовой полости.
[O] - произносится примерно как краткий звук [о] в слове мост.
[O:] — произносится примерно как протяжное [о] в слове порт.
[q:] - долгий звук, средний между [о] и [э]. Напоминает звук [ё] в слове Гёте.
[q] - краткий, неударный звук, произносится примерно как неударное [о] в слове почет.
[u] - произносится примерно как [у] в слове тук.
[u:] - соответствует примерно русскому звуку [у], произнесенному протяжно: у-у голь.
[ai] - близок русскому [ай] в слове дай.
[ei] - близок русскому [ей] в слове лей.
[oi] - близок русскому [ой] в слове бой.
[au] - близок русскому [ау] в слове пауза.
[ou] - близок русскому [оу] в слове клоун.
[iq] - сочетание [и] и [э] с ударением на [и]. Приблизительно [из].
[uq] - сочетание [у] и [э] с ударением на [у]. Приблизительно [уэ].
[eq] - сочетание звука [е] и [э]. Примерно произносится [эа].
Тренировочные упражнения
1. Отработайте чтение гласных звуков:
[i:] - meal, cheese, we, be, please, easy, even, speak, feel.
[i] - sit, regret, become, event, market, pocket, money.
[e] - test, centre, lesson, bed, breath, entrance, weather.
[q:] - her, term, turn, burn, first, girl, world, learn, myrtle.
[q] - doctor, farmer, answer, perhaps, permit, affair, sentence.
[a:] - part, large, class, pass, plant, ask, chance, after.
[A] - funny, sun, son, love, month, cover, front, London.
[ju:] - new, you, few, University, union, Europe, due.
2. Прочитайте следующие слова. Помните, что их значение может зависеть от правильного произношения долгих и кратких звуков.
[i:] | lead | wheat | cheeks | seek | feel | neat | eat |
[i] | lid | wit | chicks | sick | fill | knit | it |
[a:] | lark | charm | barn | harm | cart | dark | bard |
[A] | luck | chum | bun | hum | cut | duck | bud |
[u:] | pool | fool | food | lose | cool | wound | boot |
[u] | pull | full | foot | look | cook | would | book |
[O:] | chalk | court | port | horse | board | raw | walk |
[O] | chock | cot | pot | hostel | body | wrong | wash |
3. Сопоставьте произношение звуков [i:], [i], [e], [x], [q:]. Обратите внимание на разницу в написании и значении слов.
[i:] | [i] | [i:] | [е] | [i:] | [q:] | [е] | [x] |
heat | hit | meal | melt | see | sir | bed | bad |
heal | hill | meet | met | team | term | pen | pan |
beat | bit | read | red | weak | work | send | Sand |
seat | sit | even | event | niece | nurse | then | Than |
peak | pick | lead | led | teen | turn | lend | land |
4. Сопоставьте произношение звуков [a:], [O:], [A], [O]
[a:] | [O:] | [a:] | [O] | [A] | [O] |
star | store | last | lost | cut ' | cot |
far | for | heart | hot | none | non |
mark | more | clerk | clock | dull | doll |
park | pork | dark | dock | but | bottle |
farm | form | bark | box | front | From |
5. Сопоставьте произношение монофтонгов и дифтонгов.
[e] | [ei] | [x] | [ei] | [x] | [ai] | [i] | [ai] |
men | main | tack | take | hat | hight | pin | pine |
pen | pain | sat | sate | fat | fight | film | fine |
wet | wait | cat | Kate | sad | side | myth | my |
sell | sail | fat | fate | man | mine | fifth | five |
pepper | paper | plan | plane | dad | died | typical | type |
[O] | [oi] | [O] | {[ou] | [A] | [ou] | [q:] | [ou] |
pot | point | not | no | love | low | burn | bone |
spot | spoilt | god | go | done | dole | turn | tone |
John | join | hot | home | son | snow | learn | alone |
toss | toys | stock | stone | London | lonely | curly | cosy |
joy | joint | rock | robe | another | alone | first | phone |
olive | oil | top | tope | front | froze | work | woke |
Упражнения в чтении
1. Прочитайте следующие служебные слова, учитывая возможность произнесения гласной через нейтральный звук:
a, and, as, at, can, could, does, for, from, must, of, shall, some, the, them, to, was, were, would.
2. Отработайте произношение определенного the [Dq], [Di] и неопределенного а [q], an [qn] артиклей в разных позициях.
a planet, a theatre, a historic event, a foreign visitor, a busy street, a small house, a nice flat, a clever man;
an arm, an engineer, an experiment, an address, an example, an answer, an interesting book, an absent-minded man;
the distance, the ballet, the cheapest, the same, the whole, the rest, the seventeenth, the century, the Volga, the United States;
the University, in the evening, the assistance, the elder son, the early years, the adults, on the agenda.
3. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение гласных букв в ударном и заударном слоге.
а- factory, planet, animal, attack, attempt
i - limit, building, similar, activity
e - medicine, enemy, entrance, editor, centre, pencil
о - story, orange, economy, column
u/y - money, Monday, study, upper, sunny, colour
4. Прочитайте следующие предложения, обращая внимание на произношение дифтонгов, долгих и кратких гласных. Найдите их русские эквиваленты.
Seeing is believing.
Greek meets Greek.
On Monday we start Russian classes.
The less men think the more they talk.
Fortune favours fools.
First come first served.
Come and look at the monkeys.
Put the cups in the cupboard.
It is written in simple English, isn't it?
Dad cannot catch that.
Mary's hair is fair.
Cromer is quite a quiet place.
It really seems to be clearing.
During August there were fewer viewers,
Late nights make me tired.