Фразовое ударение и редукция служебных слов
В английской фразе ударение обычно получают лексически полнозначные слова (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, вопросительные и указательные местоимения), в то время как функциональные, или служебные, слова (артикли, предлоги, союзы, частицы, вспомогательные и модальные глаголы, а также личные и притяжательные местоимения) являются, обычно, неударными.
В силу особенностей грамматического строя английского языка служебные слова очень употребительны, и поэтому во фразе число безударных слов часто превышает число ударных. Haпpимер: She can ˋ'see it.
Безударные слова во фразе произносятся слитно с ударными словами, к которым они примыкают грамматически и по смыслу. Так, например, артикль примыкает к существительному, или прилагательному, стоящему перед существительным, а частица "to" и модальные глаголы — к инфинитиву.
Особенностью произнесения односложных безударных служебных слов является ослабление гласного в них, или редукция, вследствие чего большинство односложных служебных слов имеет две формы произнесения: сильную и слабую, или редуцированную. Различие между этими формами заключается в следующем:
а) долгие гласные частично или полностью (в зависимости от темпа речи) теряют свою долготу:
mi: — mi· — mi, bi: — bi· — bi
б) краткий гласный заменяется нейтральным звуком:
æm – ǝm, æt – ǝt, ænd – ǝnd, kæn – kǝn, mʌst – mǝst
Редукция глагола be
Глагол be в повествовательных фразах, как правило, является безударным и имеет редуцированную форму произнесения.
форма глагола be | полная форма | редуцированные формы | |
1-ая степень редукции (относительно медленная речь) | 2-ая степень редукции (беглая разговорная речь) | ||
be | bi: | bi· | bi |
am | æm | ǝm | m |
is | ız | a· | ǝ |
are | a: | ız | z, s |
Позиция ядерного слога в английской фразе
В английской фразе (как и в русской и белорусской) наиболее важное по смыслу слово располагается обычно в конечной позиции, и, таким образом, ядерным является ударный слог последнего лексически полнозначного слова. В то же время, наиболее важное слово, ядро, может находиться и в середине или даже в самом начале фразы. Смысл таких высказываний, как правило, становится понятен лишь в связи с предшествующей ситуацией, т.е. они контекстуально обусловлены, или маркированы, по сравнению с немаркированными, нейтральными высказываниями, в которых наиболее важное по смыслу слово занимает финальную позицию. Например:
'Sam is a 'busy ˋman. – обычное, немаркированное высказывание
ˋSam is a ̩busy ̩ man. – (Сэм, а не какой-то другой человек) – маркированное высказывание
Независимо от позиции во фразе, ядерный слог является последним полноударным слогом в интонационной группе, и поэтому ядерный тон можно назвать терминальным. Полнозначные слова в заядерной позиции могут иметь частичное ударение или быть безударными.
Интонационные упражнения
I. Произнесите следующие фразы. Соблюдайте редукцию безударных служебных слов и слитность их произнесения с последующим ударным словом.
He can 'speak ˋSpanish. He can 'help ˋpeople. She can 'tell ˋAnn. She must 'add ˋpepper. She 'needs it ˋbadly. She can 'mend it ˋeasily. She’s a 'good ˋteacher. | She can 'visit us ˋnext time. She can 'add a little ˋmilk. 'Jack can fix it himˋself. She 'isn’t easy to ˋplease. She can 'help 'Jack and ˋEddy. He 'says it’s his 'best ˋbook. She must 'finish it on ˋMonday. |
II. Сравните позицию ядерного слога в следующих парах фраз.
He has a ˋfamily. – He has a ˋbig ̩family.
She has ˋplans. – She has ˋmany ̩plans.
He 'lives in a ˋflat. – He 'lives in a ˋsmall ̩flat.
She is his ˋsister. – She is his ˋelder ̩sister.
III. Прочтите текст 1 по интонационной разметке. Используйте аналогичные интонационные структуры при чтении текста 2.
1. 'Betty 'Black is a ˋteacher. She 'teaches ˋchildren. She ̩teaches 'English and ˋFrench. It 'isn’t ˋeasy to be a 'teacher.
2. Ann is Betty’s sister. She is ten. She is active and happy. Ann isn’t as busy as Betty.
Часть V