Дву- и трёхсложные размеры
ТЕХНИКА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, в структурном отношении поэтическая речь делится на стихи и прозу, изучением которых занимаются такие науки, как стиховедение и прозоведение. Стиховедение включает в себя 4 основных раздела:
1) Метрику,
2) Ритмику,
3) Строфику,
4) Фонику.
Сравнение прозаического и стихотворного текстов показывает, что и в стихотворной, и в прозаической речи присутствуют схожие явления: расчленённость речи на интонационные группы, чередование ударных и безударных слогов и т. п.
Литературовед и писатель Б. В. Томашевский выделил 2 основных отличия стихотворной речи от прозаической:
«1) Стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза есть сплошная речь;
2) стих обладает внутренней мерой (метром), а проза ею не обладает…
…Для современного восприятия первый пункт значительнее второго»[1].
Отметим также, что первый признак (запись стихов в столбик) интернационален, в то время как второй зависит от грамматических и фонетических особенностей конкретного языка. Оба эти признака придают речи ритмичность.
Термин «стих» (др.-греч. στίχος ) имеет несколько значений.
Стих – это:
1) отдельная стихотворная строка[2];
2) произведение поэтического творчества («стишок», «Мне задали выучить стих» = «стихотворение»);
3) сохраняющий смысловую самостоятельность фрагмент Библии;
4) в переносном смысле – необычное состояние духа («нашёл на кого-то стих»).
МЕТРИКА и РИТМИКА
Терминология подраздела
Стихотворение Стих
Стихотворный размер Стопа Метр
Хорей Ямб Дактиль Амфибрахий Анапест
Верлибр Белый стих
Система стихосложения (метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая)
Пиррихий Спондей
Дольник
Виды дольника (есенинский цветаевский, акмеистический)
Скандовка
Акцентный стих
Тактовик
Тонический стих
Дву- и трёхсложные размеры
Существует несколько различных систем стихосложения.
1) Метрическая система присуща языкам, в которых гласные звуки резко отличаются по долготе (древнегреческий, латинский языки, из современных – арабский).
2) Силлабическая система используется в языках с фиксированным, постоянным ударением (французский, польский).
3) Тоническая система свойственна языкам с подвижным ударением и основана на чередовании ударных и безударных слогов (русский, немецкий, английский языки).
Ø Самая строгая система тонического стихосложения – силлабо-тоническая (утвердилась в XVIII в.), основанная на едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Это создаёт упорядоченное, ритмичное звучание.
Именно варианты чередования слогов и дают различные м е т р ы, например, ямб.
Основных классических метров пять; минимальная ритмическая единица в стихе – с т о п а.
Стопа – группа из одного ударного и нескольких безударных слогов (термин введён В. К. Тредиаковским).
По количеству и форме стоп стихи называют так: двустопный (трёх-, четырёх-, пятистопный) ямб (или хорей). Количество стоп считается по ударным слогам.
Ø Отличие метра от р а з м е р а в том, что в размере указываются стопы (напр., пятистопный), а метр подразумевает вид чередования слогов (напр., ямб). Таким образом, объединив размер и метр, получим пятистопный ямб. В быту понятия «метр» и «размер» нередко отождествляют.
Рассмотрим сначала двусложные размеры. Это хорей и ямб.
Хорей. Первый слог ударный, второй – безударный. Вот схематичная запись одной стопы хорея: – . Для удобства сто́пы можно разделять слэшем /.
Попробуем постучать ручкой по столу (ударный слог должен звучать громче):
та́к-так / та́к-так / та́к-так
– / – / – – в стихе это равнозначно трёхстопному хорею.
Ямб. А теперь – наоборот, первый слог безударный, а второй ударный:
так-та́к / так-та́к / так-та́к
– / – / – – получился трёхстопный ямб.
Такой приём (постукивание ручкой по столу или хлопанье в ладоши для определения размера стиха) служит зачином с к а н д о в к и.
Скандовка – чёткое произношение слов по стопам стиха для определения размера.
Попробуем на словесном материале:
1) Ро́за, ро́за – двустопный хорей.
– / –
2) Река́, река́ – двустопный ямб.
– / –
Усложним задачу.
· Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет…
– / – / – / – – это четырёхстопный хорей.
· Пора́, пора́, рога́ трубя́т…
– / – / – / – – это четырёхстопный ямб.
Теперь попробуйте назвать размер сами.
· На́ша Та́ня гро́мко пла́чет…
– / – / – / –
· Я к Вам пишу,
Чего же боле?..
– / –
– / –
Перейдём к трёхсложным размерам. Это дактиль, амфибрахий и анапест.
Дактиль –
Проскандируем:
Та́к-так-так / та́к-так-так / та́к-так-так – трёхстопный дактиль
Ве́село, ве́село
– / – – двустопный дактиль
Ещё пример:
Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая…
– / – / – / – – это четырёхстопный дактиль.
Амфибрахий –
Проскандируем:
Так-та́к-так / так-та́к-так
Берёза, берёзка
– / – – двустопный амфибрахий.
Рассмотрим стих:
В глубокой теснине Дарьяла…
– / – / – – это трёхстопный амфибрахий.
Из какого произведения эта строчка? кто автор?
Анапест –
Так-так-та́к / так-так-та́к / так-так-та́к
– равнозначно трёхстопному анапесту.
Далеко́, глубоко́
– / – – это двустопный анапест.
Разъезжа́ются го́сти домо́й…
– / – / – – сколько стоп в этом стихе?
Следующие стихи уже разбиты на стопы и в них проставлены ударения. Проскандируйте вслух и попробуйте назвать размер.
1) Ту́чки не/бе́сные, / ве́чные / стра́нники…
2) После́дня/я ту́ча/ рассе́ян/ной бу́ри!
Одна́ ты/ несёшься/ по я́сной /лазу́ри…
А теперь сами разделите стихи на стопы:
3) Что тако́е любо́вь? – это встре́ча
Навсегда́, до конца́, на века́.