The three states of matter
There are three statesof matter.We know water in all three states. We have solidwater which we call ice; liquidwater; and a gaswhich we call steam.
When we place a solid in a vessel, it keeps its ownsizeand shape.A liquid does not keep its ownshape. It takes the shape of the vessel, but keeps its own size. A gas takes both the size and the shape (1) of the vessel.
A solid has a definitesize and a definite shape.
A liquid has a definite size, but no definite shape.
A gas has no definite size or shape.
These three states depend onthe freedomof the molecules to move about.In a solid the molecules move very slowly;in a liquid they move about more freely; ina gas they fly about with great speed.
Isthis bodya solid or not? Itis not always easy (2)to answer this question. A pieceof pitchseems to be solid (3) but when we place it in a vessel it slowly takes the shape of the vessel. This shows that it reallyis a very thick liquid. A thin jelly seems more liquid than pitch, but it does not take the shape of its vessel. This means that it is a real solid.
Примечания
1) takes both the size and the shape — принимает как размер, так и форму. Слово both оба встречалось вам в уроке 4. Сложный союз both . . . and обычно переводится как ... так и ...
(2) It is not always easy … — He всегда легко … . It в данном случае является формальным подлежащим безличного оборота. Такие предложения вы будете изучать в уроке 16.
(3) A piece of pitch seems to be solid … — Кусок черной смолы кажется твердым...
Новые слова
about [q'baut]adv 1. кругом, везде; 2. приблизительно, почти; prp о, об
always ['O:lwqz] adv всегда
body ['bOdI] n тело
definite ['defInIt] а определенный
depend (on) [dI'pend] v зависеть (от)
easy ['I(:)zI] adv легко
freedom ['frI(:)dqm] n свобода
freely ['frI(:)lI] adv свободно
gas [gxs] n газ
great [greIt] а великий, огромный
ice [aIs] n лед
jelly ['GelI] n 1. желе; 2. студень
liquid ['lIkwId] а жидкий; n жидкость
matter ['mxtq] n вещество, материя; v иметь значение
molecule ['mOlIkju:l] n молекула
more [mO:]adv больше, более
move [mu:v] v двигать(ся); move about a передвигаться с места на место
own [qun]а собственный
piece [pI(:)s] n кусок; штука
pitch [pIC] n черная смола
question ['kwesC(q)n] п вопрос; v спрашивать, допрашивать
really ['rIqlI] adv в действительности
seem [sJm] v казаться
shape [SeIp] n форма; v придавать форму
show [Squ] v показывать
size [saIz] n размер
slowly ['slqulI] adv медленно
solid ['sOlId] а твердый, цельный, прочный, солидный; я твердое тело
speed [spJd] n скорость
state [steIt] n 1. состояние, положение; 2. государство, штат; v заявлять, констатировать
steam [stJm] n пар
than [Dxn] сj чем
thick [TIk] а толстый, густой, плотный
thin [TIn] а жидкий; тонкий, худощавый
vessel ['vesl] n сосуд; судно, корабль
АНАЛИЗ СЛОВ
Среди новых слов урока 9 вы встретили много слов, обозначающих элементарные понятия, чрезвычайно важные для всей вашей дальнейшей работы. К их числу относятся size, shape, body, matter, speed, slate и многие другие. Международных слов здесь немного, но они все-таки есть: gas, jelly, molecule, real (ср. реальный), solid, matter. Заметьте общие корни в словах speed и спидометр. Слово ice лед можно сопоставить с вошедшим в русский язык словом айсберг (по-английски iceberg). Слово piece кусок, штука в некоторых контекстах может означать пьеса — например, музыкальная пьеса.
Слово always всегда вам будет легче запомнить, если вы обратите внимание на его корни: all + way. Вы знаете их как самостоятельные слова все и путь.
Прилагательное definite определенный сопоставьте с известным вам словом indefinite неопределенный. Приставка in- соответствует русской приставке не-.
Три слова могут представить некоторые затруднения при переводе: about, state, matter. Надо вдумываться в контекст, чтобы определить, какой смысл они имеют в данном случае. Несколько примеров с различными значениями about:
A book about London. | Книга о Лондоне. |
I have about six hundred books. | У меня около 600 книг. |
Don't look about! | Не смотрите по сторонам. |
Birds fly about the tower. | Птицы летают вокруг башни. |
Birds fly about. | Птицы летают (кругом). |
Примеры на различные значения state:
The state of things. | Положение вещей. |
What a state you are in! | В каком вы состоянии! |
France is a European state. | Франция — европейское государство. |
The United ['ju'naitid] States of America. | Соединенные Штаты Америки. |
I state this in my letter. | Я констатирую (заявляю) это в своем письме. |
Слова state, штат, констатировать (одно английское слово и два русских) имеют общий корень, связанный с латинским словом status состояние, статус.
Слово matter не вызывает затруднения при переводе, когда оно употребляется в значении материя, вещество в физическом или философском смысле. Однако существительное matter и глагол to matter могут встречаться и в других значениях:
Существительное
What is the matter? | В чем дело? |
I must go, no matter what you say. | Я должен пойти, что бы вы ни говорили. |
Глагол
What does it matter? | Какое это имеет значение? |
It does not matter. | Это неважно (это не имеет значения). |
It matters to me. | Для меня это имеет значение. |
Глагол to seem казаться в некоторых контекстах может представлять затруднения для перевода. В тексте урока (см. примечание (3) возможен дословный перевод. Однако имейте в виду и следующие возможные варианты:
It seems to me that you must come. (Здесь it вводит безличный оборот.) | Мне кажется, что вам нужно прийти. |
He seems to be a good worker. | Он, кажется, хороший работник. (Он кажется хорошим работником.) |
The birds seem to fly north. | Птицы как будто летят на север. |
The child seems to like you. | Ребенку вы, кажется, понравились (нравитесь). |
Напоминаем, что слова never никогда, nobody никто, nothing ничто, которые вы встретили в разделе об отрицательных предложениях, тоже нужно запомнить.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Вместо точек вставьте no или not и переведите предложения устно:
This matter is … pitch. We have … water. This water is … warm. There is … ice. We do … live in Moscow. Do … take this vessel. I do … like jelly. Have you a pen? … , I have … .There are … docks on this river. The leaves of this tree are … green.
2.Перепишите предложения, сделав их отрицательными. Переведите их устно:
Не works in Moscow. Answer this question! This matter is gas. These automobiles move. The speed of this locomotive is great. The child eats jelly. Ann likes this red dress. The boys answer our question. The question is easy. There is a large vessel on the table.
3.Вставьте вместо точек подходящее по смыслу слово и переведите предложения. Слово подбирайте из следующих:
always, free, great, ice, move, own, question, show, speed, thin
Keep the jelly on … . They have very little … time. A. S. Pushkin is a … writer. What is the … of this ship? … me your room. My … room is small. They … too slowly. The girl is too … . They … work here. You must study this … .
4.Среди слов урока вы встречаете прилагательные:
definite, easy, free, great, real, slow, solid, thick, thin
Определите значение наречии:
definitely, easily, freely, greatly, really, slowly, solidly, thickly, thinly. (Вспомните суффикс-ly, урок 7.)
5.Следующие слова распределите на 7 пар антонимов (противоположных по значению слов):
thick, great, always, liquid, all, never, thin, small, nothing, solid, question, definite, answer, indefinite ■
6.Дайте устно краткие ответы на вопросы:
Do you live in Moscow? Do you work? Are you a worker? Have you many friends? Have you a good room? Are there many new houses in the place where you live? Do you live in a new house? Are you old? Are you young? Do you study well? Is there a lamp on your table? Is there a river near your house?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
I.Переведите текст письменно на русский язык.
II.Дайте полные ответы на следующие вопросы к тексту урока:
How many states of matter are there? Does a solid keep its own shape? How do molecules move in a gas? Is pitch a solid or not? What is it? What do the three states of matter depend on? What bodies have a definite size but no definite shape?
III.Переведите на английский язык:
Лед — не газ; он твердое тело. Я не знаю размера этого куска. Мне не нравится форма этого сосуда. Газ не имеет определенной формы. Я не хочу слушать. Не отвечайте. Я ничего не вижу. Я не знаю никого. Они никогда не отвечают. Это не зависит от меня. Это не легко.
IV. Напишите во множественном числе существительные:
body, jelly, piece, gas, vessel, size
V. Переведите на русский язык:
Give me some water and a piece of ice. Give me some water ora piece of ice. Give me both water and ice.
VI. Переведите слова:
always, definite, own, more, how, slow, never, shape, speed, steam, thick, body, free, nothing, move, easy, freedom, matter, nobody, great, depend, real, seem, than, vessel, piece, thin, ice, question, state, size
VII. Назовите английские слова, имеющие следующие значения:
больше, форма, чем, кусок, медленный, государство, двигаться, вопрос, показывать, пар, казаться, размер, твердое тело, скорость, тонкий, всегда, тело, собственный, свободный, лед, толстый, об, великий, легкий, жидкость
Повторение
Повторите в уроке 4 притяжательные местоимения и притяжательный падеж существительных. Сделайте устно два последних контрольных задания к урокам 7 и 8.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УСТНОЙ РЕЧИ
FAMILY. СЕМЬЯ
Are you married? [mxrid] | Вы женаты (замужем)? |
Yes, I am. | Да. |
No, I am single. ['sINgl] | Нет, я холост (не замужем), |
I am a widow (widower). ['wIdqu], ['wIdquq] | Я вдова (вдовец). |
Have you a family? ['fxmIlI] | Есть у вас семья (дети)? |
Yes, I have three children, two sons, and a daughter. [sAn], ['dO:tq] | Да, у меня трое детей, два сына и дочь. |
Have you any brothers or sisters? ['brADqz], ['sIstqz] | Есть у вас братья или сестры? |
No, I have no brothers or sisters. | Нет, братьев и сестер у меня нет. |
Yes, I have a brother and two sisters. | Да, у меня есть брат и две сестры. |
Do your parents live with you? ['pFqr(q)nts] | Ваши родители живут с вами? |
Yes, they do. | Да. |
No, they don't. | Нет. |
Is your wife (husband) in Moscow? [waif], ['hAzbqnd] | Ваша жена (муж) в Москве? |
Yes, she (he) is. | Да. |
READING
PROVERBS
Fine feathers do not make fine birds. | Прекрасные перья не делают птиц прекрасными (нельзя судить по внешности). |
Time and tide wait for no man. | Время и прилив никого не ждут. |
There is no time like the present. | Нет времени лучше настоящего (куй железо, пока горячо). |
We do not see ourselves as others see us. | Мы себя не видим так, как нас видят другие. |
POETRY
(which helps you to learn parts of speech) (1)
Three little words you often see
Are articles a, an, and the.
A noun is the name of anything;
As school or garden, ice or swing (качели [swIN]).
Adjectives tell the kind of noun;
As great, slow, easy, white or brown.
Instead of nouns the pronouns stand:
He says to her, give me your hand.
Verbs tell of something being clone; (2)
To read, count, move, show, jump or run.
How things are done (3) the adverbs tell;
As slowly, quickly, ill or well.
Conjunctions join the words together;
As, men and women, wind or weather.
The prepositions stand before
A noun, as in or through the door.
The whole we call eight parts of speech
Which reading, writing, speaking teach. (4)
Примечания
(1) parts of speech — части речи. См. Условные словарные сокращенные обозначения в уроке 7.
(2) of something being done — о каком-то действии. Эту конструкцию вы будете изучать позже, в уроке 21.
(3) How things are done … — Как делаются дела («как производятся действия … »). Эту конструкцию вы будете изучать в уроке 14.
(4) Перевод последних двух строчек: все это (в целом) мы называем восемью частями речи, которые учат нас читать, писать и говорить.
Урок десятый
ГРАММАТИКА