Пропуски метрических ударений
В русском языке двусложные размеры (хорей и ямб) имеют особенность: иногда на том месте, где по схеме размера должен стоять ударный слог, оказывается безударный. Рассмотрим с этой точки зрения несколько стихов из «Евгения Онегина».
(1) Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил
– / – / – / – – всё в порядке, это четырёхстопный ямб.
Далее:
(2) Когда́ не в шу́тку занемо́г,
– / – / / –
(3) Он уважа́ть себя́ заста́вил
/ – / – / –
(4) И лу́чше вы́думать не мо́г…
– / – / / –
Таким образом, в случае пропуска ударения в двусложном размере появляется особая стопа – п и р р и х и й, состоящая из двух безударных слогов . Также существует и другая стопа, с п о н д е й, состоящая из двух ударных слогов – – . Например,
Скучна мне оттепель: во́нь, гря́зь – весной я болен…
Или:
Сне́г ры́хлый по колено ей…
Как правило, спондеи встречаются в начале стиха, часто они возникают благодаря частицам «да» и «нет», междометиям «о», «а», «чу» и т.д.
Да́, те́нь твою никто не порицает…
На самом деле термины «пиррихий» и спондей» заимствованы из древнегреческой метрической системы и являются обозначением внеметрического (сверхсхемного) ударения. Стихотворения, написанного только спондеем или пиррихием, не существует. При скандировании пиррихий можно «не услышать», в таком случае на одно слово будет приходиться два, а то и три ударения. К примеру,
Когда́ не в шу́тку за́немо́г…
- такое ударение называется р и т м и ч е с к и м. Соответственно, запись скандовки будет выглядеть так:
– / – / – / –
Таким образом, спондеи и пиррихии показывают разницу между ударениями ритмическими и речевыми. Определять размер это не мешает: и в первом (с пиррихием) и во втором (без пиррихия) случае размер этого стиха одинаков – это четырёхстопный ямб.
Дольник и тонический стих
Д о л ь н и к представляет собой переходную форму от силлабо-тоники к т о н и ч е с к о м у стиху. Наиболее широко дольник стал использоваться в начале XX в.
Дольник – соединение в одном стихе стоп двусложного и трёхсложного метра. В дольнике, как правило, сочетаются
Ямб + анапест;
Хорей + дактиль;
Ямб / хорей + амфибрахий.
Например, дольник (амфибрахий + хорей).
Измучен жизнью, коварством надежды,
Когда им в битве душой уступаю,
И днём, и ночью смежаю я вежды
И как-то странно порой прозреваю…
– / – / – / –
– / – / – / –
– / – / – / –
– / – / – / –
Дольник (дактиль + хорей).
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
– / – / – / –
– / – / – / –
– / – / – / –
– /– / – /
Дольник (анапест + ямб).
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни́…
– / – / – /
– / – / –
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
– / – / –
– / – / –
А теперь попробуйте сами определить «состав» дольника:
1) Думы печальные, думы глубокие,
Горькие думы, думы тяжёлые…
2) Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Существуют различные виды дольника. Переводчик и литературовед М. Л. Гаспаров выделяет, например,
- «есенинский»
- «цветаевский»
- «акмеистический».
Между дольником и тоническим стихом стоит т а к т о в и к.
Тактовик – метр с ещё более «расшатанной» ритмической основой.
Например,
Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.
Здесь короткие строки, состоящие из ударных слогов, чередуются с длинными, относительно «медленными», разбавленными безударными, ещё более замедляющими неторопливое движение времени: «ме-е-ед-лен-на ле-е-ет арба». Работает звукопись – ассонанс («е» и «а»), аллитерация («б» в начале значимых слов: «бык», «бог, «бег», «барабан»).
Сюда же можно отнести «Барабанную песню» В. Маяковского», «Реквием» Н. Асеева, «Тринадцать» С. Кирсанова. Вот примеры несколько иного вида тактовика:
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.
– Команда – во фронт! Офицеры, вперёд!
Сухими шагами командир идёт.
Или:
Конница подцокивала прямо по дороге,
Разведка рассыпалася ще за две версты,
Волы та верблюды, мажарины та дроги,
Пшеничные подухи, тюки холстин.
Тоническое стихосложение существовало в русской поэзии издавна. В начале XX в. В. Маяковский распространил его в форме а к ц е н т н о г о стиха.
Акцентный (или чисто тонический) стих основан на счёте только (!) ударных слогов (расположение безударных между ними роли не играет). Слово в нём выступает одновременно и как смысловая, и как ритмическая единица.
Часто (особенно у Маяковского) акцентный стих отличается нестандартной строфической композицией – «лесенкой»:
Билет –
щёлк.
Щека –
чмок.
Свисток, –
и рванулись туда мы,
куда,
как сельди,
в сети чулок
плывут
кругосветные дамы.
Верлибр и белый стих
|
Так начинается одно из стихотворений Я. Хелемского, написанное верлибром. Долгое время этот размер считался чуждым русской поэзии. Единичные примеры с в о б о д н о г о стиха (так иногда называют верлибр) встречались в середине XIX в. Наиболее ярко это явление воплощено в литературе США второй половины XIX в. в поэзии Уолта Уитмена «Листья травы». В ХХ веке приобретают известность такие классики верлибра, как Э.Верхарн, Т. С. Элиот, Ж. Превер, Л. Арагон, Н. Хикмет.
Верлибр (фр. vers libre) – своеобразный стихотворный размер, лишённый единого чёткого метра и обладающий только первым признаком стихотворной речи[3]: разделением текста на ограниченные поэтом строчки-стихи. Например,
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Также к верлибру можно отнести «И вечный бой» В. Солоухина, «Улица, улица» А. Блока, «Я люблю многое, близкое сердцу» А. Фета, «К народу» В. Брюсова, «Когда вы стоите на моём пути…» А. Блока и другие стихотворения.
Встречаются стихотворения, где верлибр взаимодействует с традиционным стихом, при этом свободный стих переходит в строгую рифмически и метрически организованную речь. Так,
Профессор Уильям Росс ЭшбиСчитает мозг негибкой системой.Профессор, наверное, прав.Ведь если бы мозг был гибкой системой,Конечно, он давно бы прогнулся,Он бы прогнулся, как лист жести,—От городского гула, от скоростей,От крика динамиков, от новостей,От телевидения, от похорон,От артиллерии, от прений сторон,От угроз, от ложных учений,Детективных историй, разоблачений,Прогресса наук, семейных дрязг,Отсутствия денег, актерских масок,Понятия о бесконечности, успеха поэзии,Законодательства, профессии,Нового в медицине, неразделенной любви,Несовершенства…В то же время в литературе существует понятие б е л о г о стиха.
Белый стих – стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от верлибра, обладающий определённым метром: белый ямб, белый анапест, белый дольник.
Ø Понятие «Белый стих» (в отличие от верлибра!) – не относится к стихотворным размерам. Он, как уже было сказано, имеет метр (ямб, дольник и т.д.), а отсутствие у него рифмы называют нулевой рифмовкой (см. п. 2.2.2. Способы рифмовки. Строфика).
В русской поэзии белый стих пользовался популярностью в конце XVII – начале XIX вв. Примером белого стиха может служить «Каменный гость» А. С. Пушкина:
Приди - открой балкон. Как небо тихо;Недвижим теплый воздух, ночь лимономИ лавром пахнет, яркая лунаБлестит на синеве густой и темной,И сторожа кричат протяжно: "Ясно!..Народные стихи, а также их имитации – это разновидность белых стихов.
Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?...
***
Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идёт…
ФОНИКА и СТРОФИКА
Терминология подраздела
Рифма
Строфа
Виды рифм: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, грамматическая, разнородная, цельная, каламбурная, точная, неточная (приблизительная, ассонанс, диссонанс, усеченная, неравносложная, глубокая)
Рифмовка: параллельная, перекрёстная, кольцевая, нулевая, частичная, сквозная, монорима
Моностих
Терцина Хокку
|
Рифма– всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения; важный звуковой, композиционный и смысловой элемент стиха.
Рифма может быть начальной, срединной и конечной (концевой). В европейской поэзии наиболее распространено конечное созвучие.
Рассмотрим существующие виды рифм.
I. ПО ТИПУ ОКОНЧАНИЯ
1) Мужская (ударение падает на первый слог с конца):
Полна́ – дна́
2) Женская (ударение падает на второй слог с конца):
Нау́ка – ску́ка
3) Дактилическая (ударение падает на третий слог с конца):
Стра́нники – изгна́нники
4) Гипердактилическая (на четвёртый слог с конца):
Протя́гиваются – притра́гиваются.
II. ПО ЧАСТИ РЕЧИ
1. Грамматическая (рифмуются одинаковые части речи)
Наука – скука (существительные)
2. Разнородная (рифмуются разные части речи)
Полна – дна (прилагательное + существительное).
III. ПО СОСТАВУ
1) Цельная (рифмуются целые слова):
Наука – скука
2) Составная / каламбурная (одно слово рифмуется с несколькими, либо группы слов рифмуются между собой):
Девы – где вы?
Суп сидя я – субсидия
До ста расти – без старости.
IV. ПО СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ
1) Точная (совпадение звуков рифмующихся слов от ударного гласного и до конца слова):
Зло́го – здоро́во
Пра́вил – заста́вил
· Богатая рифма (совпадает не только ударная и заударная часть, но и предударный согласный):
Моро́зы – ро́зы
2) Неточная
· Приблизительная (при одинаковых согласных заударная гласная различается):
Берёза – слёзы
· Ассонанс (гласные созвучны, а согласные различны):
О́блако – о́б руку
При́нятый – вы́пито
· Усеченная (усекается конечный согласный):
Плечо́ – ни о чём
· Диссонанс (разные ударные гласные при созвучных согласных):
Гриб – граб – гроб – груб
Слушайте – лошади
· Неравносложная (рифмуются слова с разными типами окончаний, напр. мужские с женскими):
Ня́ньке – на́ ноги (женская и дактилическая рифмы)
· Глубокая / корневая (рифмуются слова со сходной предударной частью):
Го́йя – го́ре – го́лос – го́лод – го́рло.