Субурбанизация – закономерный этап развития процесса урбанизации
Понятие субурбанизации
Субурбанизация (отток населения в пригородные зоны) – стихийный процесс, именно он способствовал некоторому сокращению населения городских ядер, однако и он не ведет к децентрализации населения, а скорее означает «расползающуюся концентрацию». Субурбанизация обусловливает и социальное (а в США – расовое) расслоение населения. Из центров переселяется значительная часть состоятельных людей, что обостряет проблемы больших городов, так как сужает налоговую, а значит, и финансовую базу для их реконструкции.
Субурбанизация – развитие пригородов (от лат. Suburbs – пригород). Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов. В итоге формируются городские агломерации – взаимосвязанные группы поселений (прежде всего городские), объединенные различными видами связей (трудовые, производственные, рекреационные, инфраструктурные и др.) в динамичные системы. Затем начинается более быстрое развитие пригородов (прежде всего демографическое) по сравнению с центральным городом. Наконец, пригороды начинают развиваться за счет центрального города: идет интенсивное переселение в пригородную зону жителей из центрального города, перенос туда промышленных и других функций. Численность населения в центральных городах постепенно сокращается.
Причины этого процесса многочисленны. Их подробно изучали в США и других странах. В общем случае можно выделить причины, «выталкивающие» население из центральных городов и привлекающие жителей в пригороды.
В качестве «выталкивающих» причин обычно указывают высокую стоимость хорошей недвижимости в городе, перенаселенность и моральный износ жилья в центральных городах, острые экологические проблемы, высокие местные налоги, обострение социальных проблем (рост преступности, концентрация маргинальных групп населения – безработных, «цветных», иммигрантов, расширение трущоб), непрестижность адреса. В США указывают и на значение такого фактора, как опасение снижения уровня образования детей вследствие десегрегации школ в 1954 г. Многие из этих причин взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Какие факторы привлекают население в пригороды? В США и Великобритании большое значение придают такой причине, как стремление людей жить в собственном доме. В городском жилом фонде США односемейные дома составляют 2/3, причем в центральных городах – 1/2, а в пригородах – 3/4. Доля односемейных домов постоянно увеличивается. Со стремлением жить в собственных домах согласуются относительно низкая стоимость недвижимости в пригородах (стоимость коттеджа с земельным участком сравнима со стоимостью квартиры в городе), хорошая экология, низкие местные налоги. Существенны и такие причины, как возрастание потребности в большой жилой площади (особенно в связи с послевоенным «бэби-бумом»), специальные правительственные программы по деконцентрации населения, развитие пригородной инфраструктуры (автомобильные дороги, сфера услуг), стремление иметь престижный адрес. Новые пригородные поселения отличаются к тому же, как правило, большой социальной однородностью («пригороды миллионеров», «пригороды среднего класса», «рабочие пригороды»), которая поддерживается системой специальных мер. Это продажа земли только большими (и соответственно дорогими) участками, завышенная стоимость домов для нежелательных поселенцев и др. В итоге в данном поселении не могут поселяться люди с уровнем доходов ниже определенного.
Необходимое условие субурбанизации – развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе (в центральном деловом районе). Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения (уже в конце XIX в.). Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительного размещения мест жительства и мест работы.
В соответствии со сказанным выше, первоначально из центрального города в пригороды переселяются наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают образец поведения для остального населения, не реализуемый по материальным причинам: люди хотели бы переселиться, но не могут себе этого позволить со своим уровнем доходов. По мере повышения благосостояния в переселение вовлекаются все более широкие слои населения. Интенсивная субурбанизация начинается с переселением многочисленных представителей среднего класса.
За субурбанизацией населения следует субурбанизация промышленности и других сфер занятости. Начинается она с вывода за пределы центральных городов крупных промышленных предприятий, требующих больших площадей и небезопасных в экологическом отношении (химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и т.п.). Среди причин субурбанизации промышленности обычно называют возрастание спроса предприятий на крупные земельные участки (в связи с укрупнением), их переориентацию на автомобильный транспорт вместо железнодорожного и внутреннего водного, более низкую стоимость земли в пригородах, миграцию квалифицированных работников в пригородную зону и др. Субурбанизация торговли и услуг непосредственно связана с субурбанизацией населения, субурбанизация управленческих функций – с кризисным состоянием центральных городов, переселением служащих в пригороды, высокой степенью развития инфраструктуры в пригородах. Тем не менее субурбанизация рабочих мест все-таки меньше, чем субурбанизация населения. Значительная часть жителей пригородов продолжает работать в центральных городах.
Естественно, что субурбанизация, одна из причин которой – кризис центральных городов в широком смысле, еще больше усиливает этот кризис. Центральные города лишаются значительной части налоговой базы, в них сокращается количество рабочих мест и соответственно растет безработица, увеличивается концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т.д. Поэтому в настоящее время государственные программы направлены в основном на возрождение городских центров, тогда как в первые послевоенные годы они были направлены на деконцентрацию населения и экономики крупных городов (подстегивали субурбанизацию).