Классификация мест принудительного содержания
На оккупированной территории СССР было создано свыше 1000 гетто и мест принудительного содержания евреев - значительно больше, чем в любой другой захваченной нацистами или их союзниками европейской стране. Изоляция евреев от остального населения занимала особое место в комплексе антиеврейских мероприятий оккупационных властей. Оккупанты использовали различные варианты мест принудительного содержания: пребывание евреев в том или ином населенном пункте в течение определенного времени после оккупации и до расстрела; наличие "открытого" и "закрытого" гетто; места принудительного содержания евреев перед расстрелом; транзитные гетто; рабочие и концентрационные лагеря. По своей структуре, органам управления, степени вовлеченности в военную экономику оккупационных властей они значительно отличались друг от друга.
"Открытое" и "закрытое" гетто
При организации гетто нацисты активно использовали "польский опыт" - они создавались прежде всего в городах, районных центрах, местечках вблизи железных дорог. Туда также переселяли уцелевших после акций уничтожения евреев из сельской местности (чаще всего -лишь специалистов-ремесленников с их семьями). Созданием гетто занимались военные комендатуры, службы полиции безопасности и СД, а также айнзатцгруппы, если одномоментная ликвидация евреев представлялась им невозможной.
Можно выделить следующие "минимальные признаки" гетто: переселение еврейского населения в специальный квартал (помещение) и (или) отделение его от окружающих; изоляция путем ношения опознавательных знаков; ограничение передвижения или полная изоляция с использованием ограждения и охраны; создание органов руководства общиной; привлечение к принудительному труду через еврейские советы или старост; продолжительность проживания в месте принудительного содержания.
В отличие от рабочих лагерей, в гетто узники содержались независимо от степени их пригодности к труду и семейного положения. Срок проживания и выполнение трудовых функций важен для разграничения понятия "гетто" от иных форм принудительного содержания узников. Все гетто условно можно разделить на два основных типа: "открытое" и "закрытое". Первый из них (без физической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временный характер - до уничтожения либо переселения в "закрытое" гетто, депортации, отправки в рабочие лагеря. Узники "открытого" гетто чаще всего оставались в своих домах или квартирах, где проживали вместе с семьями. В некоторых случаях они переселялись в неогороженную и неохраняемую часть населенного пункта. Туда же иногда переселяли евреев из других, как правило небольших по численности еврейского населения, населенных пунктов. Обязательным признаком такого гетто являлось создание юденрата либо назначение (выборы) старосты. С их участием обычно проводились регистрация, взимание контрибуции, направление определенного количества людей для ежедневных принудительных работ. Другим важнейшим признаком данного типа гетто являлась частичная изоляция еврейского населения. Она выражалась в ограничении свободы передвижения в пределах населенного пункта по сравнению с другим населением, вплоть до запрета покидать место проживания, если целью передвижения не являлось выполнение приказов властей. Способом, обеспечивающим эту изоляцию, являлось визуальное обозначение евреев (отметки в документах, ношение опознавательных знаков, маркировка их домов и квартир). В данном случае эти меры носили конкретно превентивный характер именно в целях изоляции еврейского населения и контроля над ним. Только сочетание большинства указанных выше факторов (за исключением отметок в документах и маркировки жилищ, что проводилось далеко не везде) позволяет говорить о наличии гетто. Создание "открытого" гетто необходимо рассматривать как первый этап (нередко он оставался единственным) физической изоляции еврейского населения перед уничтожением.
"Открытые" гетто создавались в зоне как военной администрации (здесь узников не предполагалось надолго оставлять в живых, поэтому их концентрация обычно проводилась накануне уничтожения), так и гражданской. В зоне гражданской администрации этот тип гетто был переходным. В таком виде они существовали, за редким исключением, от нескольких недель до нескольких месяцев и даже года. Важным признаком такого гетто служит численность и компактность проживания узников.
Причины создания "открытых" гетто в этой зоне были следующими.
Во-первых, когда переселение евреев в особый квартал вследствие их многочисленности было сопряжено с определенными проблемами как для остального населения, так и оккупационных властей.
Во-вторых, когда сравнительно небольшие общины (или уцелевшие после первых акций) переселялись местными властями в более крупные населенные пункты. Одной из причин этого была сравнительная малочисленность жандармских и полицейских формирований, способных предотвратить бегство узников.
Главным аргументом против создания "закрытых" гетто была угроза эпидемий вследствие большой скученности населения.
Создание "закрытых" гетто предполагало переселение всех евреев (за редким исключением в ряде мест для членов юденрата, врачей и ремесленников) в определенный квартал, улицу или дом (помещение). Сроки для переселения, как правило, устанавливались в несколько дней. (стр. 87)
Иногда переселение растягивалось на более длительный срок. В то же время в небольших населенных пунктах для переселения отводились всего сутки или даже несколько часов. Ускоренные сроки переселения и ограничения в перемещении мебели и топлива сразу создавали предпосылки для ухудшения положения узников. В ряде городов дистрикта "Галиция" и в генеральном округе "Волынь-Подолия" (включая районы Западной Белоруссии) со значительным в процентном отношении еврейским населением (Львов, Дрогобыч, Пинск) "закрытые" гетто были созданы только весной-летом 1942 г.
Внешним признаком "закрытого" гетто становилось его ограждение колючей проволокой, кирпичной стеной или глухим деревянным забором. Оно возводилось силами узников и за их счет. Вход и выход из гетто могли быть осуществлены только через один или несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и внутренней стороны.
Власти иногда принимали дополнительные меры по изоляции еврейского населения в "закрытых" гетто. Так, воздвигались высокие (до 2,5 метра) проволочные заграждения и сторожевые вышки. Заборы сверху покрывались колючей проволокой. Вокруг гетто устанавливались особые десятиметровые зоны, в которых сносились все объекты и запрещались строительство, складирование товаров, посадка деревьев и кустарников.
Создание гетто такого типа означало полную физическую изоляцию еврейского населения. Оно отличалось от рабочего или концентрационного лагеря прежде всего возможностью проживания с семьей и наличием части личного имущества. Объективно переселение в "закрытое" гетто означало важный шаг к созданию условий физического вымирания нетрудоспособного еврейского населения, так как оно лишалось всех средств к существованию и изолировалось от внешнего мира. Без помощи местного населения, как бескорыстного (прежде всего родственников, друзей, соседей, сослуживцев и соучеников), так и основанного на материальном факторе (продажа по завышенным ценам и неравноценный обмен продовольствия на ценные вещи и одежду), узники были обречены на гибель в кратчайшие сроки.
Организация "закрытого" гетто была обусловлена и экономическим фактором. Во-первых, ужесточался контроль за обеспечением дешевой или бесплатной рабочей силой для производств и мастерских как внутри, так и за пределами гетто. Во-вторых, увеличивалась продолжительность рабочего дня ввиду сокращения времени на доставку узников к месту работы. Наряду с усилиями еврейских советов по социальной помощи, организацией медицинского обслуживания, созданием новых рабочих мест, это приводило к некоторой стабилизации жизни в данном типе гетто и создавало иллюзию возможности выживания.
Для оккупационных властей решающими факторами при создании "закрытых" гетто были задачи поэтапного осуществления "окончательного решения" и максимально эффективной эксплуатации рабского труда узников. Если в "открытом" гетто евреи преимущественно использовались на восстановительных и тяжелых физических работах, то в "закрытом" гетто прежде всего применялся квалифицированный труд как в самом гетто, так и за его пределами. Для этих целей в ряде городов квалифицированные специалисты переводились вместе со своими семьями в особое гетто, при этом какой-то период времени продолжало существовать и второе, "закрытое" гетто.
Для многих населенных пунктов были характерны смешанные варианты гетто. В ходе акций по уничтожению еврейского населения выделялись нужные оккупационным властям специалисты, которые (иногда с членами семей) переводились из "открытых" в небольшие "закрытые" гетто. В некоторых населенных пунктах (причем в разных зонах оккупации) нацисты создавали по два и более гетто. Обычно в одном из гетто концентрировали нетрудоспособных, которых вскоре ликвидировали. Создание таких гетто можно рассматривать как один из видов предварительной селекции еврейского населения с целью скорейшего избавления от тех, кто был бесполезен для немецкой экономики. Иногда (как, например, в Бресте) создание "большого" и "малого" гетто было обусловлено тем, что оно было разделено важной транспортной магистралью (в данном случае шоссе Варшава - Москва). Еще одной разновидностью гетто были места содержания обладателей зарубежных паспортов (например, во Львове).
Транзитные лагеря
Другим вариантом мест принудительного содержания евреев были "транзитные гетто" для евреев, перемещаемых в Транснистрию или в лагеря уничтожения на территории Польши. Они получили большое распространение на территории румынской зоны оккупации (в Молдавии, Буковине, Одесской и Николаевской областях). Их особенностью было то, что гетто располагались за пределами населенных пунктов, нередко в открытой местности. Они огораживались колючей проволокой и охранялись румынскими полицейскими. Узники не привлекались к работам. Обычно евреи находились в таких гетто очень короткий промежуток времени - для ночлега и отдыха охраны.
Передвижение колонн проводилось преимущественно ночью, чтобы минимизировать контакт с местным населением. Некоторые временные гетто выполняли функцию лагерей уничтожения, где погибли десятки тысяч евреев. Так, через два наиболее крупных пересыльных лагеря в селах Доманевка и Богдановка (Одесская область) прошло соответственно 120000 и 55000 человек. Все они располагались на голой земле либо содержались в хлевах и свинарниках. При этом почти все узники Богдановки были уничтожены, а две тысячи - сожжены.
В Западной Белоруссии (округ "Белосток") было 5 транзитных гетто. Этот округ был передан в состав рейха и управлялся гауляйтером Восточной Пруссии. Большинство местных евреев были вывезены через такие транзитные лагеря в лагеря уничтожения на территорию Польши.
Рабочие лагеря
Рабочими или трудовыми лагерями оккупанты называли места временного содержания евреев при проведении длительных принудительных работ внутри или вне того или иного населенного пункта, а также места концентрации еврейского населения, используемого на сельскохозяйственных работах. Они возникали в период существования гетто и продолжали действовать после их ликвидации.
В отличие от гетто, мужчины и женщины содержались здесь, как правило, раздельно; их размещали в специальных помещениях (чаще всего - барачного типа), которые охранялись местной полицией. Здесь не было еврейских советов (их функции в ограниченном объеме выполняли бригадиры). Узники не получали платы и медицинского обслуживания. Они были полностью отрезаны от своих семей и родных. Фактически рабочие лагеря были одной из разновидностей концентрационных лагерей.
Возраставшая потребность оккупантов в рабочей силе приводила к созданию многочисленных рабочих лагерей для евреев во всех республиках бывшего СССР. Они возникают уже вскоре после оккупации летом-осенью 1941 г. в Галиции, России, Эстонии, Молдавии и других регионах. Практиковался вывоз небольших групп евреев для сельскохозяйственных работ в помещичьих имениях и загоговки лесоматериалов (Западная Белоруссия, Украина), для строительных и дорожных работ (Украина, Восточная Белоруссия), работ на торфяниках (Галиция, Псковская область), в каменоломнях (Молдавия); на отдельных частных фирмах и производствах.
В соответствии с решениями Ванзейской конференции трудоспособное еврейское население должно было быть использовано на сооружении шоссейных дорог. С одной стороны, это решение продлило жизнь десяткам тысяч мужчин и женщин. С другой - привело к ликвидации ряда гетто и созданию многочисленных рабочих лагерей вдоль строительства стратегических транспортных магистралей.
В рабочие лагеря забирали молодых и здоровых мужчин и женщин. Потребность в рабочей силе ввиду большой смертности узников от непосильного труда и ужасных условий содержания была весьма велика. Поэтому нацисты нередко проводили в гетто внезапные облавы, в ходе которых арестовывались и направлялись в трудовые лагеря даже квалифицированные специалисты, занятые на производстве. Режим и условия существования узников рабочих лагерей вполне сопоставимы с условиями и режимом концлагерей или лагерей военнопленных. Численность заключенных в рабочих лагерях не была постоянной и колебалась от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.
Людей отправляли сюда без вещей, инструментов и продуктов питания. Как правило, в таких лагерях не соблюдались элементарные правила гигиены: не было воды или ощущался ее недостаток; не было мест для просушки одежды; заключенные нередко спали на многоярусных голых нарах. Место для ночлега узников оккупанты нередко выбирали в колхозных конюшнях, кошарах для овец, коровниках. Даже в сельскохозяйственных лагерях пища узников была очень скудной. Кусок хлеба давали не ежедневно. Узники питались сырой картошкой, собранной по дороге с работы. Посуды не было, ели из консервных банок.
Рано утром узников выгоняли из бараков для проверки; больных и нетрудоспособных расстреливали на месте. . Обычно они трудились без выходных с раннего утра и до темноты. Все работы производились вручную.
Другим типом трудовых лагерей были лагеря для депортированных. Они размещались в Транснистрии, и сюда пригоняли узников гетто из Бессарабии и Буковины. Они также были заняты на ремонте дорог, вырубке деревьев вдоль шоссе и на других работах. Женщин и детей вскоре уничтожали; трудоспособных мужчин переводили в другие лагеря.
Деятельность рабочих лагерей в Смоленской, Псковской, Ленинградской областях продолжалась недолго. В Галиции почти все рабочие лагеря были ликвидированы летом 1943 г., после завершения строительства 160 км шоссейной дороги. В Винницкой области трудовые лагеря прекратили существование в конце декабря 1943 - начале 1944 г. в связи с приближением фронта.
Отметим, что узники рабочих лагерей обретали в них некоторый дополнительный шанс на спасение. Он состоял прежде всего в индивидуальных обстоятельствах (состояние здоровья заключенного, его квалификация, отношение лично к нему лагерного начальства, близость фронта или партизан). То есть узник становился необходим в трудовом процессе и получал дополнительную возможность дожить до освобождения.
Концентрационные лагеря
Первые такие лагеря для еврейского населения возникают еще в период функционирования гетто. В таких лагерях изоляция от внешнего мира была полная. Показателен в этом отношении Яновский лагерь во Львове, находившийся в ведении СС. Он охранялся местной полицией, стоявшей на сторожевых вышках с пулеметами. Основные рабочие производства были сосредоточены в самом лагере. Выход же на работы за его пределами проводился только под охраной конвоя.
Помимо евреев, там работали советские военнопленные и заключенные других национальностей. С учетом 15-часового рабочего дня, постоянных издевательств и избиений эсэсовцами, тесноты и холода выжить в таком лагере было чрезвычайно сложно. Смертность узников "рабочих лагерей" была значительно выше, чем в гетто. Скрыться из него или подготовить вооруженное сопротивление также было сложнее, чем в гетто.
С первых минут пребывания в концлагере узникам давали понять, что они обречены. У них отбирали все личные вещи; при нахождении денег и ценностей расстреливали на месте; изоляция от местного населения была полная.
Условия проживания и питания - продолжительность рабочего дня, отсутствие выходных, проживание без семей - практически не отличались от условий содержания советских военнопленных. Тысячи людей умирали от голода, эпидемий и невыносимой физической работы.
Периодически узников переводили в другие лагеря. В ходе пеших переходов на расстояние 100 км в 30-градусный мороз погибали многие узники.
Большинство концлагерей находилось в лесах, на заболоченных участках. Узники выполняли самые тяжелые физические работы: корчевка леса, прокладка железных дорог, работа в сланцевых шахтах, строительство железобетонных бункеров и укреплений. Женщины должны были выполнять такую же непосильную физическую работу, как и мужчины.
Эти концлагеря были ликвидированы нацистами буквально накануне вступления в них советских войск в сентябре 1944 г. Узники, по мере приближения фронта, частично были уничтожены, а частично перевезены на территорию рейха.