Политика народонаселения во второй половине xx века

Развитиедемографическойполитикивпослевоенные (1950 – 60 гг.) годыбыловомногомпредопределеносущественнымизменениемполитическойкартымираиосвобождениемотколониальнойзависимостидесятковразвивающихсястран, преждевсеговАфрикеиАзии. Традиционновысокаярождаемостьвних, практическинерегулируемаянауровнесемьи, всочетаниисоснижающейсяврезультатеразвитиямедициныиздравоохранениясмертностьюпородилифеномен, получившийназваниедемографический взрыв. Быстрыйростнаселенияоказалсясерьезнойпроблемойдляразвивающихсянациональныхэкономик, постепенноприобретаяхарактерглобальнойпроблемы.

БывшийпрезидентМеждународногобанкареконструкциииразвитияЮ.Р. Блекв 1961 г. вобращениикЭкономическомуиСоциальномуСоветуООНписал, что «ростнаселенияугрожаетсвестикнулювсенашиусилияпоподнятиюуровняжизнивомногихстранах».

Впланированиисемьиирегулированиирождаемостимногиеполитики, общественныедеятелииученыеувиделиединственнодоступноедлянищейэкономикибывшихколонийиоперативнореализуемоесредствоторможенияростанаселения, неотрицаяприэтомиважностисоциальныхиэкономическихпреобразований. Выступаянаоткрытии III Международнойконференциипосемейномупланированию (Бомбей, 1952), бывшийпрезидентИндииС. Радхакришнанпризывалкпланированиюсемьидляснижениясмертностиисохраненияздоровьяматерейидетей, подчеркивая, чторазвитиеэкономикииизменениясоциальнойсистемы — «долгосрочныелечебныесредства».

Вколлективномтруде «Кризиснародонаселенияииспользованиемировыхресурсов» (Гаага, 1964 г.) дляпротивостоянияростунаселенияивозрастающемудавлениюнаселениянаимеющиесяресурсыпредлагалосьпроводитьактивнуюдемографическуюполитику, приниматьнагосударственномуровнерешения, связанныесрегулированиемрождаемости.

Концепцияограниченияростанаселения, основаннаянараспространениисредствконтрацепции, получиланазваниенеомальтузианство. Марксистскаядемографиявыступалас критикойэтойконцепции, видяключкпреодолениюэкономическойотсталостиразвивающихсястранневпрограммахконтролянадрождаемостью, авыборесоциалистическогопутиразвития.

В 1964 годуООНпровелопросправительств, которыйпоказал, чтомногиеразвивающиесястраныозабоченывысокимитемпамиростанаселения, затрудняющимиэкономическоеразвитие. Вовсебольшемчислеразвивающихсястранс 1960-хгг. получаетпризнаниеиподдержкуполитикаконтролярождаемости. ВдесяткахстранАфрики, АзиииЛатинскойАмерикидействовалигосударственныепрограммы, поддерживающиераспространениепрактикипланированиясемьииориентированныенаснижениерождаемостиисокращениетемповростанаселения.

Вкачествеофициальнойцелимногиестранынамечалисокращениеобщегокоэффициентарождаемости, например, Индия — до 25‰ к 1984 г., Египет — до 24‰ к 1984 г. ит.п. ПрограммапланированиясемьивТунисепредусматривалауменьшениеспециальногокоэффициентарождаемости (175‰ в 1971 г.) ежегоднона 2,5 пункта. Рядстранвкачествеориентиравыбралисокращениегодовыхтемповприростанаселения, например, вМалайзии — до 2,0% к 1985 г., вКении — до 2,8% к 2000 г. ит.д. Программыснижениярождаемостивключалисанитарноепросвещениеиконсультированиеповопросампланированиясемьи, обеспечениенаселенияпротивозачаточнымисредствами, пропагандупреимуществмалодетнойсемьи, стимулированиемалодетностиэкономическимииадминистративнымимерами. Некоторыестраны (Индия, Малайзия, Непал, Пакистанидр.) вкачествеодногоизметодовограничениявеличинысемьиразрешилидобровольнуюстерилизациюиобеспечилидоступностьеепроведения.

Низкийкультурно-образовательныйуровеньнаселенияиотсутствиесоциально-экономическихстимуловквнутрисемейномуограничениюдеторождениясущественноограничивалиэффективностьосуществляемыхпрограммпланированиясемьи. Реализацияихтормозиласьтакженехваткойфинансовыхитехническихсредств, недостаткомквалифицированныхспециалистовдляслужбпланированиясемьи.

Вомногихстранах, взявшихофициальныйкурснаснижениерождаемости, программыпланированиясемьиявляютсясоставнойчастьюнациональныхплановэкономическогоразвития. В 1969 г. XV сессияКомиссиипонародонаселениюООНрекомендоваланеограничиватьсятолькофинансированиемпрограммконтролянадрождаемостью, аиспользоватьэтисредствадляисследованиявзаимодействиясоциально-экономическогоидемографическогоразвития. Врезолюцияхрегиональныхконференциипонародонаселению (Мехико, 1970 г.; Анкара, 1971 г.; Токио, 1972 г.; Бейрут, 1973 г. иКаир, 1973 г.) былоособоподчеркнуто, чтополитиканародонаселения — составнаячастьполитикиипланированияразвития.

ПрограммыпланированиясемьиподдерживалисьиподдерживаютсяразличнымиспециализированнымиирегиональнымиучреждениямиООН, атакжерядомнеправительственныхорганизаций: Международнойфедерациейпопланированиюсемьи, Советомпонародонаселениюидр. В 1970-хгг. ввопросырегулированияразмеровсемьикакчастипроблемысохраненияздоровьяматерииребенкавключилисьДетскийфондООН (ЮНИСЕФ) иВсемирнаяорганизацияздравоохранения (ВОЗ).

В 1974 годуКомиссияпонародонаселениюприняладокумент «ДеятельностьООНвобластинародонаселения», вкоторомвчислопятиосновныхнаправленийоперативнойдеятельностиООНвошлиполитикавобластинародонаселенияипрограммыпланированиясемьи.

ПринятыйнаВсемирнойконференциипонародонаселениювБухаре-

сте (1974 г.) Всемирныйпландействийвобластинародонаселенияобратилвниманиеправительствнато, чтополитиканародонаселениянезаменяетсоциально-экономическоеразвитие, аявляетсячастьюего. ПриподведенииитоговреализацииПланавМехико (1984 г.) былобобщенопытразработкиполитикивобластинародонаселениявразныхстранах.

ВРекомендацияхподальнейшемуосуществлениюВсемирногопланадействийвобластинародонаселения (Мехико, 1984 г.), вАмстердамскойдекларации, принятойМеждународнымфорумом «Народонаселениев XXI веке» (Амстердам, 1989 г.), в 20-летнейПрограммедействийвобластинародонаселенияиразвития, принятойнаВсемирнойконференциипонародонаселениювКаире (1994 г.), ивдругихмеждународныхирегиональныхдокументахсформулированыосновныепринципыпроведениянациональнойдемографическойполитики, изложенырекомендации, поставленыцелиизадачи. Внихнеоднократноподчеркивалосьсуверенноеправокаждойстранысамостоятельноопределятьцелииметодыихдостижениявсферевоспроизводстваиразвитиянаселения.

Однакореализацияполитикиврядестранприходитвпротиворечиесправамичеловека, семьинасвободноепринятиерешенийоразмерахсемьи, очиследетейивремениихрождения. Так, например, правительствоКитаясначала 1970-хгг. предпринимаетжесткиемеры, чтобыобеспечитьэффективныйконтрользаростомнаселения. За 15 лет, ксередине 1980-хгг., удалосьснизитьрождаемостьв 2 раза, аестественныйприрост — почтив 2,5 раза. Встатье 25 КонституцииКНР (принятойв 1982 г.) говорится:

«Государствоосуществляетпланированиерождаемости, стемчтобыпривестивсоответствиеростнаселенияспланамиэкономическогоисоциальногоразвития». Исходяизэтого, припланированиисемьипоощряютсяпозднийбракирождениеодногоребенка. ПрактикуемыевКитаематериальныеиморальныемерынаказаниязарождение «лишнего» ребенкатрактуютсяэкспертамикакнарушениеправасемьисвободноиответственнорешатьвопросочиследетей.

Табл. 24.1. Оценки и политика правительств в области населения

Оценкииполитика
стран доля, % стран доля, % стран доля, %
Всего
Оцениваютростнаселениявсвоейстранекак: слишкомвысокийудовлетворительныйслишкомнизкий     42,5 43,7 13,3     41,1 47,4 11,6     40,9 44,0 15,0
Считаютнеобходимымвоздействиесцелью: увеличитьтемпростасохранитьтемпростауменьшитьтемпроставоздействиенепланируется     12,1 10,3 37,9 39,7     10,5 13,2 37,4 38,9     10,4 8,3 38,9 42,5
Считаютуровеньсмертностиипродолжительностижизни: приемлемымнеприемлемым   54 120   31,0 69,0   72 118   37,9 62,1   89 104   46,1 53,9
Считаютуровеньрождаемости: слишкомнизкимудовлетворительнымслишкомвысоким     11,5 43,7 46,0     12,1 42,1 45,8     17,1 38,9 44,0

Табл. 24.1.Окончание

Оценкииполитика
стран доля, % стран доля, % стран доля, %
Всего
Считаютнеобходимымвоздействиенарождаемостьсцелью: увеличитьсохранитьуменьшить воздействиенепланируется     11,5 10,9 40,2 37,4     11,1 15,3 43,7 30,0     13,0 9,8 44,0 33,2
Политикавотношениииммиграции: увеличить     5,2     4,7     1,0
сохранитьуменьшить воздействиенепланируется 44,3 34,5 16,1 29,5 32,6 33,2 33,72 3,3 42,0
Политикавотношенииэмиграции: увеличитьсохранитьуменьшить воздействиенепланируется   6 71   3,4 40,8 24,7 31,0   7 47 36 100   3,7 24,7 18,9 52,6   9 27 39 118   4,7 14,0 20,2 61,1

Источники: Global Population Policy Database, 1991. UN, N.–Y., 1992, pp.181–184; Global Population Policy Database, 1993. UN, N.–Y., 1995, pp.197–202; Global Population Policy Database, 1999. UN, N.–Y., 2000, p.p. 200–205.

Длятого, чтобыиметьвозможностьполучатьиобобщатьинформацию

онациональныхполитиках, ООНпроводитпериодическиеопросыправительствповопросамполитикивобластинаселения. К 2000 г. былопроведено 8 такихопросов: 1963, 1972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993, 1998 гг. Специальносозданнаябазаданных, описывающаяоценкииполитикувобластинаселения (Global Population Policy Database) постояннопополняетсяисодержитраспределениестранпосвоемуотношениюкотдельнымпроблемамдемографическойполитики (см. табл. 24.1). Обращаетнасебявниманиетотфакт, чтовпоследниегодырастетчислостран, оценивающихсвойростнаселенияиуровеньрождаемостикакслишкомнизкие.

Существуютирегиональныебазыданных. ЭкспертыЕвропейскойЭкономическойКомиссиивдокументах, подготовленныхв 1990 г., отмечалинеобходимостьразработкидлявсехстранединойбазыданных, позволяющейосуществлятьмониторингполитикинаселения, важнымнаправлениемкоторойвыступаетполитикавобластисемьиирождаемости. Выделялисьследующиеееразделы.

I. финансовая помощь семьям: 1) семейныепособия; 2) грантынаобразование; 3) субсидиинажилье, специальныецелевыезаймыопределеннымкатегориямсемей; 4) налоговыельготысемьямсдетьми.

II. политика помощи женщинам в осуществлении их двойственной роли: 1) отпускаматерямиотцамвсвязисрождениемивоспитаниемдетей; 2) специальныельготыженщинамвобластизанятости (работанадому, неполноерабочеевремя, гибкийграфикработыит.д.); 3) развитиесистемыдошкольногообразования.

III. политика помощи одиноким родителям: 1) особыельготывобеспечениидетскимидошкольнымиучреждениями; 2) финансоваяпомощь.

IV. политика повышения стабильности семей: 1) регулированиеминимальноговозраставступлениявбрак; 2) законодательноерегулированиеразводов.

V. политика планирования семьи: 1) обеспечениесредствамиконтрацепции; 2) политикавобластиабортов.

ЭкспертамиЕвропейскогоСообществаврамкахспециальносозданнойорганизации «Обсерваториясемейнойполитики» осуществляетсямониторингполитикивобластисемьиирождаемости, готовятсярегулярныедоклады, отражающиеразвитиемерсемейнойполитикикаквцелом, такипоотдельнымстранамЕС.

ДискуссионнымнаЗападеостаетсявопросотом, какимидолжныбытьразмерысемейныхпособийидругихльготикомпенсаций, чтобыонинеослаблялитрудовуюмотивациюинеснижалистепеньучастияродителейвобщественномпроизводстве, неподрывалиэкономическиефункции заработнойплаты, неперекладывалинаобществоличнуюответственность самихродителейзасемьюиихдетей.

Завершаяразговоросовременнойдемографическойполитике, следуетотметитьиновый — глобальный — ееаспект, связанныйсвысказываемымипредложениямионеобходимостимировойполитикинаселения, дополняющейнациональныеполитики, формулирующейобщиеподходыисогласованиецелейвеепроведениинанациональномуровне.

Так, ещевматериалахБухарестскойконференции 1974 г. выражалосьсомнениевтом, чтопланетаспособнасодержатьнеограниченноеколичествонаселенияиз-заограниченныхразмеровиисчерпаемыхприродныхресурсов. Тенденцияулучшенияматериальногоуровняжизнинеизбежноведеткувеличениюрасходаприродныхресурсовиприводитктому, чтодальнейшийростнаселениядостигаетсяценойухудшенияусловийжизни. Новыеоткрытиявнаукеиновыетехнологиимогут, конечно, ослабитьостротуэтоговопроса, нонеснятьегосповесткидня, еслипродолжитсяростнаселения. Подобныеидеиивыводы (стратегиянулевогороста) содержатсяивдокладахРимскогоклуба, неправительственнойорганизации, подэгидойкоторойподготовленонесколькоэкспертныхпрогнозовмировойдинамики, получившихвсемирнуюизвестность.

Идеямировойполитикиили, какминимум, координациинациональныхполитиквобластинародонаселениянетакужфантастична, каконаможетпоказатьсянапервыйвзгляд. Проблемынародонаселенияносятглобальныйхарактер, такжекакиэкологическиеиэнергетическиепроблемы, поэтомуихрешениевполнеможетидолжнобытьнайденонауровнеООНвформекомпромиссаисогласованныхстратегическихдействийнациональныхправительствимеждународныхорганизаций.

Ноеслипроблемамировойполитикинаселения — этовсе-такипокапроблемаскореетеоретическая, чемпрактическая, и, скорее, проблемазавтрашнегодня, чемсегодняшнего, топроблематеснойинтеграцииполитикинаселенияисоциально-экономическойполитики — этопроблема, решениекоторойищутинациональныеправительства, имеждународныеорганизации.

24.2.ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СССР И РОССИИДемографическаяполитикавРоссийскойФедерациидо 1990-хгг. быласоставнойчастьюединойобщегосударственнойполитикиСССР, илишьпослепровозглашенияРоссиейсуверенитета (1990 г.) ираспадаСоветскогоСоюза (1991 г.) можноговоритьоновомэтапероссийскойполитикивобластинаселения.

Официальныхзаявленийпоповодуцелейдемографическойполитикивнашейстране, впринципе, никогданеделалось. Можнолишьупомянутьнесколькоофициальныхдокументов, гдеобэтомговорилосьболееили менеепрямо. Так, впринятомв 1944 г. УказеВерховногоСоветаСССР упоминаласьнеобходимость «поощрениямногодетности» ивводилсякомплексмер, обеспечивающихтакуюполитику. В 1981 г. впартийноправительственномпостановлении «Омерахпоусилениюгосударственной помощисемьям, имеющимдетей» говорилосьо «созданиинаиболееблагоприятныхусловийдляростанаселенияивоспитанияподрастающегопоколения». Наконец, вправительственномпостановленииосоциальномразвитиисела (1988 г.) вцелидемографическойполитикибыловключено «стимулированиерождаемостивтрудонедостаточныхрайонах».

Темнеменееотечественнаядемографическаяполитикаимеетсвоюисторию, неотделимуюотдемографическойисториинесколькихпоколений, сменившихдругдругазасемьслишнимдесятилетийСоветскойвласти.

Социалистическоегосударство, основойэкономическойсистемыкоторогобылоплановоехозяйствоиобщественнаясобственностьнасредствапроизводства, быловынужденоотноситьсякнаселениюнетолькокаккобъектусоциальнойполитики, ноикаккэкономическомусубъекту, каккисточникутрудовыхресурсовипотребителюцентрализованноипланомернораспределяемогообщественногопродукта. Отсюдаособоеотношениекучетунаселения, кпрогнозамизмененияегочисленностииструктуры (безчегоневозможнобылостроитьпланынанескольколетвперед), ксемье.

Советскаяидеологиявсегдаотводиласемьеподчиненнуюрольвсистемесоциальныхотношений. «Общественноевышеличного», «Незаменимыхлюдейнет» — этиидругиесоциальныепостулатысоциализманемоглинесказатьсянаобобществлениидемографическогоповедения, навыработкенормизаконов, регулирующихбрак, рождениедетей, миграцию. Практиканерасходиласьстеорией. В.И. Ленинпредлагалзаменитьиндивидуальноехозяйствованиеотдельныхсемейобщимкормлениембольшихгруппсемей, — истроилисьфабрики-кухни, априбывающеегородскоенаселениерасселялосьпокоммунальнымквартирам. А. Коллонтайпровозглашала, чтоженщинадолжна, преждевсего, служитьсвоемуклассу, анеобособленнойячейке, — ивводилосьмаксимальноупрощеннаярегистрациязаключенияирасторжениябрака, былавведенасвободааборта, строилисьдетскиеяслиисадыдляобобществлениявоспитаниядетейит.п. ПрофессорС.Я. Вольфсонпредсказывалв 1929 г.: «Изсемьибудетвыхолощеноеесоциальноесодержание, онаотомрет...».

Демографическиерезультатысоциальнойполитикипервыхлетсоветскойвластибыли, напервыйвзгляд, простоошеломляющими, создавалииллюзиюбезграничныхвозможностейсоциализма. Например, продолжительностьжизнивырослас 32 летвначалевекадо 44 летв 1926 г., амладенческаясмертностьзаэтотжепериодсократиласьс 269 на 1000 новорожденныхдо 174 (!). ДжавахарлалНерувсвоем «Взгляденавсемирнуюисторию» уделилнемало местодемографическимуспехамСССРв 1920-егг., соглашаясьстем, что высокаярождаемость — доказательство эффективностисоциалистической системы, верылюдейвзавтрашнийдень. Развитиесоциальногострахования, льготработающимженщинам, атакжедетскиедошкольныеучреждениябылипризваныспособствоватьсочетаниюматеринствасзанятостью.

Втожевремяк 1940 г. продолжительностьжизнивырослалишьдо 47 лет, амладенческаясмертность — важныйсоциальныйиндикатор — составилав 1940 г. 182‰, т.е. былавыше, чемвсередине 1920-хгг. ДажеэтипростыеданныеговорятонеоднозначностиипротиворечивостидемографическогоразвитияСССРивлияниянанегоэкономическогоразвитияисоциальнойполитики.

Курснаиндустриализацию, взятыйпервымпятилетнимпланом, потребовалзначительногопривлечениярабочейсилывпромышленность, способствовалбурномуростугородскогонаселения. Так, толькоза 1928-1932 гг. темпыприростанаселенияМосквыпревысили 6% вгод, ачислорабочихислужащихвырослос 0,7 млн. чел. до 1,7 млн. чел. Гипертрофированноеразвитиекрупныхгородовпородилонемалосоциальныхпроблем, поэтомув 1932 г. былоприняторешениеобадминистративномрегулированиичисленностинаселенияМосквыинекоторыхдругихкрупнейшихгородов.

Индустриализацияиурбанизациянаселенияспособствовалиразрушениюпатриархальнойсемьи, вовлечениюженщинвобщественноепроизводство, особенновгородах. Результатомсталоформированиетенденцииксокращениюрождаемости (за 1925-1935 гг. общийкоэффициентрождаемостисократилсявполторараза — с 45‰ до 31,6‰). Ускорилсяпереходотмногодетной (5 иболеедетей) ксреднедетной (3–4 ребенка) семье, вгородахраспространениеполучаетмалодетнаясемья (1–2 ребенка).

Надемографическомразвитиистранысказалисьибольшиелюдскиепотери, связанныеспринудительнойколлективизацией, высылкойсемейзажиточныхкрестьян (кулаков), репрессиями. ГолоднаУкраинеивРоссиивначале 1930-хгг., которыйунеснесколькомиллионовжизней, всочетаниисоснижающейсярождаемостью, привелксокращениюприростанаселения (почтивдвое), ктому, чточисленностьнаселениясталасильноотставатьотранеезапланированныхцифр. Материалыпереписи 1937 г. былиизъятыизиспользованиявнаукеипрактике, посколькурезультаты, сильноотличавшиесяотофициальнооглашаемых, явносвидетельствовалиодемографическом, аследовательно, исоциально-политическомнеблагополучии.

Ориентированностьтоталитарногосоветскогогосударстванаростнаселениякакфакторэкономическойиоборонноймощиобусловиливовторойполовине 1930-хгг. формированиеидеологиипронаталистской (ориентированнойнаподдержкувысокойрождаемости) политики. В 1936 г. былизапрещеныаборты «посоциальнымоснованиям» — мера, перечеркнувшаялиберализмдекретовпервыхлетСоветскойвласти.

Одновременнос запретомнаабортыв 1936 г. быливведенынебольшиеденежныепособиядлямногодетныхсемей (прирожденииседьмогои последующихдетей), атакжебылонамеченорасширениесетиродильныхдомовидетскихсадов. Былоусиленоуголовноенаказаниезанеплатежалиментовиустановленыразмерыалиментовнадетей (1/4 зарплатынасодержание 1 ребенка, 1/3 — надвоихдетей, 1/2 — на 3 иболее).

Для «укрепления» семьибылаужесточенапроцедураразводовивведенаотметкавпаспортеоразводе.

Этимерыбылипризваныподтвердитьзаботугосударстваоматеринствеидетствеиубедитьнаселениев «отсутствиисоциальныхоснований» дляотказаотрожденияребенка, но, конечноже, немоглиоказатьникакогосерьезногопротиводействияпадениюрождаемости. Эффектзапрещенияабортовбылкратковременным, ипослеростакоэффициентарождаемостис31,6‰ в 1935 г. до 38,7‰ в 1938 г. к 1940 г. рождаемостьвновьупаладо 31,2‰.

КолоссальныйуроннаселениюиэкономикестраныбылнанесенВто-

ройМировойвойной, основнаятяжестькоторойлегланаСССР: погиблооколо 27 млн. чел., былоразрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел, десяткитысячпредприятий, колхозов, школ, больниц. Врезультатеогромныхпотерьмужскогонаселенияирезкого (вдвое) падениярождаемостивгодывойны, быласильнодеформированавозрастно-половаяструктуранаселения, последствиячегоощущаютсядосихпоркак «демографическоеэхо» войны.

МногомиллионныепотеривгодырепрессийиВеликойОтечественнойвойныспособствовалиориентацииофициальнойполитикинапоощрениемногодетности. В 1944 г. былпринятновыйзаконодательныйакт, усилившийматериальнуюиморальнуюподдержкуматеринства. Быливведеныединовременныепособияприрожденииребенка, начинаястретьего, иежемесячныепособия, начинаясчетвертого (назначалисьсвозраста 1 годадо 5 лет), увеличенотпускпобеременностииродамс 9 до 11 недель (5 недельдородови 6 после). Былиучрежденынаградымногодетнымматерям: родившимивоспитавшим 5–6 детей — «Медальматеринства» (двухстепеней), 7–9 детей — орден «Материнскаяслава» (трехстепеней), 10 иболеедетей — звание «Мать–героиня».

Запретнаабортысохранялсявплотьдо 1955 г. ибылотменен, когданаселениевосстановилодовоеннуючисленность. В 1956 г. былавновьувеличенапродолжительностьотпускапобеременностииродамдо 16 недель (8 дои 8 послеродов).

Относительноблагоприятноедемографическоеразвитиев 1950-хгг. (компенсационныйподъемрождаемости, снижениесмертностииростпродолжительностижизни) порождалоиллюзию «автоматизма» позитивногодемографическогоразвития, какотраженияэкономическогопрогресса. Недооценкасущностных взаимосвязеймежду экономическимидемографическим воспроизводствомне позволиласвоевременнопредвидетьперестройкувсей структурыдемографическогоповедениянаселениявотношениикформированиюсемьи, кдеторождению.

Пожалуй, лишьвначале 1970-хгг., одемографическихпроблемахиполитикевобластинародонаселениязаговорилинавысокомпартийногосударственномуровне, адемографическуюполитикувСССРначалитрактоватькакважнуюсоставнуючастьсоциально-экономическойполитики.

В 1970-егг. всистемусемейнойподдержкивводитсяновоепособие: надетейвмалообеспеченныхсемьяхсдоходомдо 50 руб. начеловека (1974 г.). Приэтомпродолжительностьвыплатыпособиябылоограниченовозрастомребенка — до 12 лет. Былитакжеповышеныпособияодинокимматерям.

Ухудшениедемографическойситуации, несовместимоеспровозглашеннымпостроениемкоммунизма, породиложесткуюидеологическуюцензуру, запретнапубликациювоткрытойпечатиданныхорастущейсмертностииснижающейсяпродолжительностижизни.

Вправительственныхдокументахв 1970–1980-егг. неоднократнодекларироваласьозабоченностьобострениемпроблемнародонаселенияиподчеркиваласьнеобходимостьпроведенияболееактивнойдемографическойполитики, учитывающейрегиональныеособенности. Обращалосьвниманиенасдерживаниеростакрупнейшихгородов, напродолжающийсяоттокмолодежиизсела, напроблемымобильностинаселенияинеобходимостьбольшегоучастиянаселениятрудоизбыточныхрегионовврешениинароднохозяйственныхзадач (чтовыливалосьвпопыткиосуществлятьпрофессиональнуюподготовкусреднеазиатскоймолодеживучебныхзаведенияхрегионовсдефицитомтрудовыхресурсов).

Средиэкономистов, особенносредиспециалистовпопроблемамтрудаизанятости, достаточнораспространеннойбылапозиция, связывающаяцелидемографическойполитики, восновном, спроблемамиформированиятрудовыхресурсов. Типичныйпримертакихвзглядовпредставленвужеупомянутомправительственномпостановленииосоциальномразвитиисела (1988 г.), где, вчастности, намеченное «стимулированиерождаемости» связывалосьс «трудонедостаточностью».

Экстенсивныйитрудозатратныйхарактерэкономикиобусловливалвзгляднанаселениеисемьюкакисточникбудущихработников. Поэтомудефициттрудовыхресурсов, обозначившийсяв 1980-егг., заставилдирективныеорганыобратитьбольшеевниманиенапроблемыдемографииисемьи, согласитьсяспредложениямидемографовобусилениивниманиякдемографическойполитике, ксемье.

До 1981 г. мерыдемографическойполитикисводилась, посутидела, кэкономическойи моральнойподдержкеидажепоощрениюмногодетности (начинаясмер, введенныхв 1936 г. иусиленныхв 1944 г.) и кэкономическойподдержкемалообеспеченныхсемей (с 1974 г.). Втой формеивтехразмерах, вкоторыхэтапомощьосуществлялась, онанедаваланисоциального, нидемографическогоэффекта.

Комплексмердемографическойполитики, введенныхвСССРв 1981-1983 гг., авРСФСР — в 1981-1982 гг. (поэтапно, порегионамстраны) содержалновыепринципыимерыподдержкисемьи. Официальнаятрактовкацелейпринятыхмербыласледующей — созданиелучшихусловийдляростанаселенияивоспитанияподрастающихпоколений.

Всоответствиисзаявленнойпозициейонеобходимостиусилениягосударственнойпомощисемьямсдетьми (всем, анетолькомногодетным), былареформированасистемаединовременныхпособий. Ранее, дорождениятретьегоребенка, семьянеимелаправанаматериальнуюпомощь, аэтозначит, что 2/3 новорожденныхнеполучалиникакихпособий. Теперьбыливведеныединовременныепособиянапервого (50 рублей) ивторогоребенка (100 рублей), увеличеныв 5 раз ( с 20 до 100 руб.) пособияприрождениитретьегоребенка, носохраненыбезизмененияпособиявсемьяхсбольшимчисломдетей. Былвведенчастичнооплачиваемыйотпускпоуходузаребенкомдо 1 годавразмере 35 рублей (50 рублейврайонахСибири, СевераиДальнегоВостока). Отпускоплачивалсяодинаково, независимооточередностирождения, отдоходовидругиххарактеристиксемьи. Предприятиямиорганизациямбылопредоставленоправовыдаватьсемьямпослерожденияпервогоребенкакредитывразмередо 1,5 тыс. рублейна 8 лет (безпроцентов). Приэтомпослерождениявторогоребенкапогашалось 200 рублей, атретьего — 300 рублейотостатканевыплаченнойсуммы. Былиустановленыновыельготыработающимженщинам–матерям, вчастностидополнительныедникочередномуотпуску, намеченымерыпопропагандистскойподдержкесемьиисемейныхценностей.

Реализацияданныхмервсочетаниискрайнеблагоприятнойдляростарождаемостивозрастнойструктурой, сложившейсявпервойполовине 1980-хгг. (вэтотпериодчерезвозрастнаибольшейинтенсивностидеторождения — 20–24 года — проходиломногочисленноепоколениеродившихсявконце 1950-х — начале 60-хгг.), явноспособствоваларостуобщегочисларождений, продолжавшемусявплотьдо 1987 г., некоторомуувеличениючислаидолирождениявторыхитретьихдетей. Результат — ростчислародившихся (вцеломвСССР) до 5,4 млн. в 1983-85 гг. идо 5,6 млн. в 1986-1887 гг.

Рострождаемостииснижениесмертности (врезультатеантиалкогольнойкампании 1985–1986 гг.) далиповодкакученым, такиполитикам, трактоватьблагоприятнуюдинамикудемографическихпоказателейкаксвидетельствоуспешностидемографическойполитики, порождалииллюзию «управляемости» демографическихпроцессов. Популярнойбылаконцепция необходимостипоощрениясреднедетнойсемьи, обеспечивающейрасширенноевоспроизводствонаселения. Приэтомнеобходимостьростачисленностинаселениясчиталасьсамособойразумеющейся, отвечающейдолгосрочныминтересамразвитогосоциализма.

Оцениваядемографическуюполитикув 1970-е – 1980 гг., следуетисходитьиизтогофакта, чтовытеснениепроблемдемографииисемьинаперифериюприоритетныхпроблемсоциальнойполитики, характерноедляэтогопериода, обусловливалоиявнонедостаточноевниманиесоциальныхнауккпроблемамдемографическойполитики. Этоотражалосьвструктуренаучныхинститутов, исследовательскихцентров, впланахнаучнойработыивфинансированииисследованийпопроблемамнаселения, семьиидемографическойполитики.

Усилиянемногочисленныхгруппспециалистовиотдельныхученых (демографов, социологов, историков, экономистов, географов, психологов, юристов, медиков, педагоговит.д.) былираспылены, необеспечиваласьнеобходимаякоординацияисследований, крайнередкибыликонференцииинаучныесеминарыпопроблемамдемографическойполитики.

Лишьвовторойполовине 1980-хгг. усилениевниманиякдемографическимпроблемамвсветекурсанасоциальнуюориентациюэкономики, атакжевсвязисявнообозначившимисяструктурнымипредпосылкамикновомуобострениюдемографическойситуацииспособствовалоростуинтересакпрограммамдемографическойполитики, ксемейнойполитике.

Социально-демографическиепроблемыбылиучтенывПостановленииПравительстваСССР «ОбусиленииработыпореализацииактивнойсоциальнойполитикииповышенииролиГоскомтрудаСССР», (№825 от 17 июля 1987 г.), гденаГоскомтрудвозлагаласьответственностьзаформулированиеполитикинародонаселенияи, вчастности, предусматривалось «организоватьподготовкурегиональныхпрограммпонародонаселениюсучетомдемографическихособенностейрайонов».

Структурныефакторы, обусловившиерострождаемостивсередине 1980-хгг., достаточнобыстроисчерпалисебя, ис 1988 г. началсяновыйэтапснижениярождаемости. Чтобыегозатормозить, атакжеулучшитьохрануздоровьяматерииребенка, в 1989–1990 гг. былпоэтапнопродленчастичнооплачиваемыйотпускпоуходузановорожденнымдо 1,5 лет (ссохранениемпрежнегоразмераоплаты) идо 3-хлет (безсодержания). В 1990 г. былувеличенс 56 до 70 днейдородовойотпуск.

Начавшаясявконце 1980-хгг. реформапенсионногообеспечения, существенноограничилавозможностидальнейшегорасширенияпомощисемьямсдетьми. Этозначительноповысилорольрегиональнойдемографическойполитики.

В 1988–1989 гг. ГоскомтрудСССР, НИИтрудаГоскомтрудаСССРи ЦентрпоизучениюпроблемнародонаселенияМГУподготовилиметодическиематериалыпоразработкереспубликанскихпрограммвобластинародонаселения. Такиепрограммы, расcчитанныенасрокдо 2000 г. инаболеедлительныйпериод, должныбылиучитыватьспецификудемографическогоповеденияврайонахсразнымтипомвоспроизводстванаселения, теснееувязыватьрегиональныецелиисредствадляихдостижения. Вчислеприоритетныхподпрограммпредлагаласьиподпрограмма «Молодаясемья», апробированнаяктомувременивусловияхМосквы, гдеонабылапринятакреализациив 1988 г.

ВбольшинствереспубликСССРв 1989–1990 гг. былиразработанырегиональныепрограммыразвитиянаселениянапериоддо 2000 г. идалее, включающиемерыпомощисемьямсдетьми, мерыпоснижениюсмертности, охранематеринстваидетства, регулированиюмиграцииит.д. Республикисамостоятельноопределялиприоритетывцеляхсвоейполитикисучетомсвоихресурсныхвозможностей, атакжеподключаликреализацииполитикисредстваместныхсоветовипредприятий.

ГоскомтрудомСССРв 1990 г. быларазработанаКонцепциясоциальнойзащитынаселенияприпереходекрынку. Внейбылсформулированрядосновныхпринципов, вчастностипринципвсеобщностивгарантированиипрямойподдержкивсемнетрудоспособнымчленамобщества. БылинамеченыдвавозможныхподходаксоотношениюролиЦентраирегионов:

1. Каждыйуровеньобеспечиваетсоциальныегарантииизсвоегобюджета: союзный — изсвоего, республиканский — изсвоего, местный — изсвоего.

2. Сочетаниеивзаимодополнениемерибюджетныхсредствразногоуровняисозданиесоюзно-республиканскихпрограмм.

ГоскомтрудомСССРв 1990 г. былиподготовлены «Основыгосударственнойполитикипоулучшениюположенияженщин, семьи, охраныматеринстваидетства». Вчастности, былонамеченоввестисистемугосударственныхпособийсемьямсдетьмисучетомтипасемьи, дохода, ииндексастоимостижизни.

Рядновыхмербылвведенвправительственномпостановлении «Одополнительныхмерахпосоциальнойзащитесемейсдетьмивсвязиспереходомкрынку» (1990 г.): единовременноепособиевразмеретрехкратнойминимальнойзаработнойплаты (210 рублей), пособиянадетейот 1,5 до 6 лет (всемьяхсдоходомниже 2 минимальныхзарплатначленасемьи), другиемеры.

РаспадСССР (1991 г.) поставилвопросовыработкевРоссииконцепциисобственнойдемографическойполитики, учитывающейновыеэкономические, социальныеиполитическиеусловия.

КакправопреемникСССРРоссиясохранилавдействииосновные правовыенормыинаправлениядемографическойполитики, унаследованнойотСССР, сохранилаимногиемерысоциально-экономическойиправовойподдержкиматеринстваидетства.

Переходкрыночнойэкономике, формированиеновыхподходовкпроведениюсоциальнойполитикипотребовалисущественнойпереоценкисложившейсясистемывзглядовнарольиместообщегосударственнойдемографическойполитики, политикивобластисемьи, социальнойзащитыматеринстваидетства. Речьшлакакопринципахразработки, такиовопросахреализации, ресурсногообеспеченияирегионализациисучетомособенностейдемографического, экономическогоисоциально-культурногоразвитиярегионовРоссии.

Вусловияхпереходнойэкономикисталапроводитьсяполитикасоциальнойзащитысемейсдетьми, былавведенаединаясистемасемейныхпособий, призваннаясмягчитьвлияниепереживаемогоРоссиейкризисанауровеньжизнисемейсдетьми, противостоятьдальнейшемупадениюрождаемости. Новаясистемапособий, введеннаяфедеральнымзаконом «Огосударственныхпособияхгражданам, имеющимдетей» от 19 мая 1995 г. (споследующимиизменениями) включалавсебя:

• пособиепобеременностииродам (вразмересреднегозаработкапоместуработы, выплачиваетсязапериод 70 днейдородови 70 (вслучаеосложненныхродов — 86, прирождениидвухиболеедетей — 110) днейпослеродов. Приэтомотпускисчисляетсясуммарно, ипособиепредоставляетсяполностью, независимоотчисладней, проведенныхвдородовомотпуске.

• единовременноепособиеженщинам, ставшимнаучетвмедицинскихучрежденияхвранниесрокибеременности, т.е. до 12 недель (50% минимальногоразмераоплатытруда, позднее — 100%).

• единовременноепособиеприрожденииребенка (10 минимумовоплатытруда, позднее — 15).

• ежемесячноепособиенапериодотпускапоуходузаребенкомдодостиженияимвозрастаполуторалет (вразмереминимальнойоплатытруда, позднее — 200%).

• ежемесячноепособиенадетей (70% минимальногоразмераоплатытруда), увеличенныепособиядляодинокихматерейинекоторыхдругихкатегорийсемей.

С 1995 г. по 2000 г. размерыпособийустанавливалисьвпроцентномотношениикминимальномуразмеруоплатытруда (МРОТ), что, поидее, должнобылокомпенсироватьростцен (инфляцию). Надележеиндексацияпособийотставалаотинфляции, чтопривелоксильномуреальномуобесценениювсехосновныхпособийнадетей (см. табл. 24.2).

Табл. 24.2. Расходы на семейные и материнские пособия (1997–2002 г.)

      Годы    
расходы на семейные и материнские пособия, млн.руб (1997 г.– млрд.), вт.ч. побеременностииродамприрожденииребенкапоуходузаребенкомдо 1,5 года 23507,378 1868,789 1588,325 2141,286 14457,410 1984,628 1593,016 1956,168 20753,331 2439,520 1548,708 1901,619 26276,367 3675,239 1533,364 1757,095 ок. 33800 1 4150,2 2 1881,0 2 2530,8 2 ок. 41400 1 6501,5 3 5540,4 3 5130,0 3
поуходузадетьми-инвалидами 57,685 66,111 89,721 140,760    
ежемесячноепособиенакаждогоребенкадо 16 (18) лет 17851,293 8857,487 14773,763 19169,909 25040,863 4 23904,45 5
ВВП, млрд.руб. (1997 г. — трлн.) 2478,6 2696,4 4757,2 7063,4
расходы на семейные и материнские пособия, в % кВВП 0,948 0,536 0,436 0,372 0,374 0,387

Справочно:

числородившихся (тыс.) 1259,9 1,283,3 11214,7 1266,8 1311,6 1350 1
среднемесячнаяноминальнаяначисленнаязаработнаяплатаработающихвэкономике, руб. (1997 г. – тыс. ру<

Наши рекомендации