Статистика уровня, структуры
И ДИНАМИКИ ЦЕН
Обобщающей характеристикой уровня цен на одноименный товар является его средняя цена.
Выбор формулы для расчета средней цены зависит от имеющейся информации. Если известен объем продаж в натуральном выражении или в стоимостных единицах, то используются формулы, соответственно, средней арифметической взвешенной (1) или средней гармонической взвешенной (2):
= ; (1)
= , (2)
где Pij значения цены i-го товара в j-м пункте торговли на определенный момент времени (временной интервал);
n число торговых пунктов (магазинов, ларьков, рынков, оптовых баз и т.п.);
qij объемы продаж i-го товара в натуральном выражении в j-м пункте торговли;
Pij · qij выручка от продажи или товарооборот.
Если данные об указанных весах недоступны при расчете средней цены на товар потребительского назначения, то в качестве весов могут использоваться показатели численности населения (Sj) или числа семей (Fj) на j-й территории:
(3)
(4)
В том случае, если при отсутствии других данных известно число дней непрерывной торговли (tij) при определенном уровне цены на i-й товар (Pij), расчет осуществляется по средней гармонической взвешенной:
(5)
Если же сведения о весах отсутствуют вообще, допускается применение средних невзвешенных (простых) величин:
(6)
Структура цен изучается на основе расчета и анализа во времени и в пространстве удельных весов или долей (относительных величин структуры) отдельных элементов общего уровня цен.
Обобщающие статистические показатели: квадратический коэффи-циент "абсолютных" структурных сдвигов (7) и квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов (8) позволяют дать сводную оценку, соответственно, скорости и интенсивности изменения во времени структуры розничной цены на конкретный товар. Эти показатели применяются также для анализа степени структурных различий цен разноименных товаров или цен товаров одного и того же вида, но продаваемых в разных местах (регионах, магазинах, торговых точках).
. (7)
Результат расчета по формуле (7) показывает, на сколько процентных пунктов (п.п.) в среднем различаются удельные веса отдельных элементов двух сравниваемых ценовых структур.
. (8)
Найденное по формуле (8) значение характеризует среднее относительное отклонение в процентах удельных весов двух сравниваемых ценовых структур.
В приведенных формулах d2i и d1i соответственно, удельные веса отдельных элементов двух ценовых структур (сравниваемой 2 и выступающей в качестве базы сравнения 1); i обозначение элементов ценовой структуры (i=1, …, k).
Структура и величина розничной цены существенно зависят от числа посреднических звеньев, через которые проходит товар в процессе своего продвижения от производителя до конечного потребителя. Определение числа посреднических звеньев связано с расчетом коэффициента звенности (Кзв), который выполняется делением валового товарооборота (суммарного товарооборота на всем пути продвижения данного товара) на чистый (чаще всего розничный) товарооборот.
Статистический анализ вариации цен проводится с целью изучения колеблемости цен по регионам, различным формам и местам торговли, а также цен покупки различными социальными и доходными группами населения.
Для исследования вариации цен используются такие показатели, как размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Методика их расчета подробно изучается в курсе общей теории статистики.
По данным об изменении (вариации) уровней цен и значений показателей, характеризующих ценовые факторы, рассчитывают эмпирические коэффициенты эластичности цен:
(9)
где и абсолютные приросты значений факторного показателя и цены;
P и X базисные значения факторного показателя и цены, по отношению к которым рассчитываются приросты.
Влияние изменения цен на взаимосвязанные товары (заменяющие или дополняющие друг друга) измеряется коэффициентом перекрестной (дуговой) эластичности цен:
(10)
где / и / соответственно, относительные приросты уровней цен на взаимосвязанные сопряженные товары А и Б, %;
и средние уровни цен товаров А и Б.
Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу.
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен (11):
iP(i) = , (11)
где iP(i) индекс цены j-го товара;
P0j, P1j цены на j-й товар в базисном и отчетном периодах.
Применяемые в статистике сводные (общие) индексы цен представлены в табл. 1 для разноименных (разнородных) товаров и в табл. 2 для одноименных (однородных) товаров.
Таблица 1