Основные направления и задачи охраны здоровья населения.
«Концепция охраны здоровья населения
Российской Федерации на период до 2005 года»
В современном мире здоровье людей признано одной из главных ценностей и повсеместно включается в разряд основных ориентиров общественного развития. Однако реально охрана здоровья людей не во всех странах является приоритетным направлением социально-экономической политики. В России эта приоритетность в основном ограничивается декларативными заявлениями. Охрана здоровья провозглашается во всех программных документах, но уже на стадии принятия решения на самых разных уровнях, распределения ресурсов обнаруживается, что это приоритет утрачивается.
Задачи здравоохранения, которые неодинаково конкретизируются на различных этапах общественного развития, но остаются актуальными в большей или меньшей степени для всех стран, в том числе и России, заключаются в следующем:
1) создание организационных структур и материальной базы для обеспечения всего населения надлежащей, с учетом распространенной патологии, медицинской помощью;
2) усиление профилактических мер, направленных на охрану здоровья и ослабление воздействия на организм человека разного рода патогенных факторов;
3) воспитание населения по вопросам охраны здоровья, пропаганда и стимулирование здорового образа жизни.
Охрана здоровья по своим целям, результатам и осуществляемым мероприятиям включает три этапа развития. Первый характеризуется значительной долей инфекционных заболеваний, что типично для слаборазвитых и развивающихся стран. При этом все усилия здравоохранения, направлены па предотвращение эпидемий, ликвидацию болезней, принципиально устранимых благодаря достижениям науки. В. развитых странах давно находятся на другом этане - преобладают хронические заболевания, трудно излечимые или вообще неизлечимые. Соответственно, и задачи системы здравоохранения на данном, втором этапе иные — в первую очередь предупреждение заболеваний и продление за счет этого продолжительности жизни.
Страны, решившие эти задачи, начинают ставить новые и готовиться к третьему этапу — повышению не продолжительности жизни, а ее качества. Эта закономерная смена этапов в развитии охраны здоровья, получивших название соответственно первой, второй и третьей эпидемиологических революций, не обойдет, разумеется, и Россию. Особенность же, по крайней мере сегодняшнего дня, заключается в том, что в стране не удается полностью решить задачи первой эпидемиологической революции, т.е. избавиться окончательно от инфекций и эпидемий, и сосредоточиться на проблемах продления жизни[13].
Главная проблема заключается в разнородности патологий и соответственно их несбалансированности с процессами организационной и технической модернизации медицинского обслуживания. В популяции имеются характеристики и первого и второго этапов развития патологий. Отсталость же большей части медицинских учреждений, ориентированных изначально на первый этап, не позволяет эффективно бороться с заболеваниями, характерными для второго
этапа, а начавшееся разрушение этой системы, и свою очередь, угрожает лотерей контроля над социально опасными заболеваниями, которые до сих пор достаточно широко распространены. По мере продвижения в направлении к более современному типу патологии будет изменяться роль государства и стратегия деятельности медицинских структур. От «социализированных» методов борьбы с заболеваниями, эффективных в условиях эпидемиологической революции, под контролем государства будет происходить переход к индивидуализированным в большей мере способам охраны и укрепления здоровья. Это произойдет и будущем, по мере оздоровления условий жизни, смены приоритетов в системе ценностей населения, что невозможно до решения тех проблем, которые в настоящее время объективно являются наиболее актуальными в Краткосрочном аспекте на индивидуальном уровне[14].
Основные медицинские прогнозы
Здоровья населения в России
Формирование здоровья населения, как и любой социально-демографический процесс, может проходить по-разному в зависимости от внешних условий и внутренних закономерностей. Медицинский прогноз России строится на основе анализа статистической информации о заболеваемости, инвалидности, смертности населения по причинам оценок демографических процессов и их перспектив, наиболее вероятных сценариев развития политических реформ, социально-экономической и экологической ситуации:
1. Пессимистический (инерционный) сценарий прогноза. Наиболее вероятен при сохранении существующих в настоящее время механизмов поддержания здоровья и нынешней или близкой к ней системы инвестиций в социально-бытовую сферу, здравоохранение, охрану окружающей среды и прочее. Осуществление этого сценария создает в России ситуацию, опасную для социального благополучия населения и его здоровья.
2. Стабилизационный сценарий прогноза. Позволяет зафиксировать существующий уровень здоровья и препятствует его дальнейшему ухудшению, наиболее вероятен при пересмотре идеологии российского здравоохранении и увеличении его финансирования на 40-60%.
3. Умеренно-оптимистический сценарий прогноза. Предполагает грамотную социально ориентированную экономическую политику государства, которая позволила бы в течение 15—20 лет улучшить общественное здоровье в России и максимально приблизить его к уровню развитых стран Запада 90-х гг.
4. Оптимистический (хотя и малореальный) сценарий прогноза. Может воплотиться в жизнь при условии, что государство и все население страны переориентируют свою деятельность на приоритетное решение социальных, санологических и экологических проблем. При реализации этого варианта существует вероятность, что за 10—15 лет в России осуществится переход к более прогрессивному типу здоровья[15].
Следует ожидать, что в большинстве регионов России в ближайшие 5—7 лет (в депрессивных районах 10—12 лет) ситуация пессимистического сценария будет постоянно меняться на стабилизационную. Затем в течение 7-10 лет можно ожидать переход к сценарию умеренно-оптимистического прогноза, при условии, что государство и общество осознают необходимость оптимизации уровня общественного здоровья и изыщут для этого финансовые средства. Успешное осуществление подобной программы приведет к тому, что в середине—конце второго десятилетия XXI века население России достигнет уровня здоровья, который в настоящее время характерен для населения развитых стран Запада. Естественно, что за указанный промежуток времени эти страны существенно продвинутся по пути к достижению постмодерного уровня здоровья. Россия же достигнет этого типа здоровья, к сожалению, еще очень не скоро. Продолжительность периода достижения постмодерного общественного здоровья зависит от темпов политического и экономического развития страны. Высказанные соображения (как и любой прогноз) имеют, конечно, вероятностный характер. Изменение
стратегии и тактики решения медико-демографических проблем на федеральном и региональном уровнях могут существенно изменить характер самих сценариев прогноза и темпа их смены. Изменения эти могут быть как в более желательном, так, к сожалению, И в менее желательном направлении[16].
Чтобы добиться изменения санологической ситуации, описанной в инерционном сценарии, перейти к состоянию, характерному для стабилизационного, а затем достичь уровня умеренно-оптимистического сценария, необходимо разработать и осуществить антикризисную программу на переходный период и долгосрочную стратегическую программу на период стабилизации и последующей оптимизации условий жизни населения. Содержащиеся в ряде синологических прогнозов опасения по поводу возможного роста заболеваемости и смертности населения, снижения уровня популяционного здоровья, к сожалению, оправданны. То обстоятельство, что развитие перечисленных процессов имеет выраженную региональную специфику, исключает возможность разработки единой антикризисной программы для всей страны. Эта программа направлена на ликвидацию или, по крайней мере, нейтрализацию перечисленных негативных явлений. Но улучшение здоровья населения недостижимо с помощью лишь преобразований в системе медицинского обслуживания. Потери здоровья (не менее 50%) связаны с образом жизни людей. Поэтому целью стратегической программы является создание координирующего органа с широкими полномочиями, который мог бы регулировать все аспекты государственной политики в области повышения уровня здоровья населения. Одна из его задач — установление приоритетности инвестиций в те или иные проекты оздоровления окружающей среды и оптимизации популяционного здоровья[17].
Итак, прогноз ожидаемого качества здоровья населения России указывает на некоторые тенденции в ближайшей перспективе:
1) замедление темпов роста численности населения;
2) старение населения, что ведет к увеличению численности хронических заболеваний;
3) снижение темпа и уровня рождаемости;
4) снижение уровня физического развития населения;
5) «омоложение» многих заболеваний (онкологических, сердечно-сосудистых и другие), особенно подрастет смертность мужчин от рака легких, трахеи, бронхов и женщин от рака грудной железы;
6) появление новых форм течения ранее известных заболеваний и опасность появления новых экологически обусловленных заболеваний;
7) рост числа аллергических заболеваний, особенно у детей;
8) реальный рост профессиональной патологии, особенно в скрытой на начальных этапах болезни форме;
9) рост числа способов переноса ВИЧ-инфекций, повышения уровня заболеваемости населения СПИДом и смертности от него;
10) рост смертности от травм и отравлений, особенно, за счет дорожно-транспортных катастроф и суицидальных явлений;
11) снижение младенческой смертности за счет уменьшения относительно легко устранимых причин смерти (пневмония, кишечные инфекции, сепсис);
12) снижение уровня абортов путем более широкого применения противозачаточных средств;
13) вероятный рост в ближайшие несколько лет численности лиц трудоспособного возраста, выходящих на пенсию по состоянию здоровья;
14) некоторый рост числа инфекционных, вирусных, паразитных заболеваний, что связано с тремя группами причин:
а) ослабление внимания к соответствующим областям медицинской науки;
б) ослабление иммунитета у населения;
в) изменения в экологии вирусов и бактерий, для адаптации которых к новым условиям необходимо, как считают специалисты, 25-30 лет[18].
Вообще, изменение стиля поведения индивидуума в сторону выполнения сохраняющих здоровье норм остается довольно сложным вопросом для нашего населения, учитывая состояние общей
культуры, традиционно сложившийся уклад жизни, достаточно равнодушное отношение в обществе к здоровью, отсутствие должного Осознания Ценности человеческой и даже своей жизни. В повышении уровня информированности населения по вопросам здоровья определенную роль должны играть СМИ, которые по широте охвата аудитории, возможности выхода на различные социальные группы являются основным источником получения информации. Но, к сожалению, самооценка респондентами уровня их информированности по медицинским вопросам удручающе низкая. Более 80% жителей крупнейших городов России не располагают достаточной информацией по большинству вопросов медицинского характера, которые должны знать обычные граждане, хоть как-то интересующиеся своим здоровьем. Большинство населения независимо от пола, возраста и образования имеет поверхностные, отрывочные знания[19].
Для оптимизации прогнозов в нашей стране необходима выработка единого системного подхода к решению проблемы медицинского информирования населения, что должно быть предусмотрено Федеральной программой развития медицинской информации с помощью СМИ.
Кроме того, важно, чтобы в сознании населения и сознании политических лидеров изменилось понимание социальной роли медицинских работников. Для этого необходимо не только юридически изменить статус медицинского работника, но и направить усилия государственных органов на существенное повышение его престижа. Приоритет охраны общественного здоровья должен сохраниться не только в деятельности центральных органов власти, но и во всех других, вплоть до местного уровня самоуправления.
Улучшение прогнозной ситуации в данной области будет происходить через индивидуальное осознание каждым человеком (независимо от социального и политического статуса) удручающего состояния общественного здоровья. Поэтому существуют прогнозы, что стратегии в области охраны здоровья могут и будут индивидуализироваться в соответствии с реальными проблемами, имеющими особое значение для каждого отдельного человека. Гуманизация и демократизация проблемы здоровья будут связаны с отказом
от поиска абстрактного и универсального ее определения, с обеспечением условий дли каждого человека; позволяющих реализовать свои физические и психические возможности в контексте его собственных жизненных ситуаций.
В центре прогнозирования в ближайшие года будут вопросы:
1) создания новой системы здравоохранения;
2) платной медицины;
3) организационно-правового обеспечения здравоохранения;
4) изменения статуса специалистов в системе здравоохранения и прежде всего врача;
5) продолжительности жизни населения.