Индекс потребительских цен (ИПЦ).
В условиях рыночной экономики огромное значение имеет анализ динамики цен на товары и платные услуги с помощью ИПЦ. Он характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги для населения (непроизводственное потребление).
Существует 2 основных источника информации по ценам:
1.наблюдение за изменением цен на потребительском рынке, которое, начиная с 1992 года, проводит специальная гос. служба,созданная и действующая при Госкомстате РФ;
2.выборочное статистическое обследование доходов, расходов и потребления товаров и услуг населением.
На основе данных этих источников рассчитывают ИПЦ по фиксированному набору основных потребительских товаров и штатных услуг.
Потребительский набор для расчета ИПЦ включает: продовольственные товары, непродовольственные товары (одежда) и платные услуги.
С 1992 г. Потребительская корзина в России охватывает 409 групп товаров-представителей (макароны- их виды), из которых 103- продовольственных, 223- непродовольственных и 83-платные услуги.
Наблюдение за ценами ведётся во всех столицах (республик, районов, округов), т.е. всего более 843 точек (т.е.не везде).
ИПЦ определяется недельной, тысячной, квартальной и годовой периодичностью.
Оперативный ежедневный индекс рассчитывают по 122-ум позициям товаров и услуг на основе наблюдений в 132 городах.
Учитывая различия в структуре потребления населением товаров и услуг в различных регионах РФ, рассчитывают ИПЦ на региональном уровне, разрабатывают на основе структуры потребительских расходов населения данной территории.
Расчёт индекса выполняют в несколько этапов. Первоначально определяют индивидуальные индексы по отдельным товарам и услугам для данного региона.
На основе индивидуального индекса цен и территориальных весов определяют средние индексы цен на отдельные товары по региону, по экономическому району, по РФ в целом.
В качестве весов используют удельный вес численности населения этой территории к общей численности населения РФ: - территориальный индекс цен.
- индивидуальный индекс цен i-го товара, зарегистрированного на j-ой территории.
- численность населения на j-ой территории, k- количество таких регионов в РФ.
Используя средние индивидуальные индексы цен на товары и услуги по региону и РФ в целом, а также привлекая данные об удельном весе расходов на их приобретение, определяют общие индексы цен по группам продовольственных, непродовольственных товаров и платных услуг, а затем определяют сводный ИПЦ по регионам и РФ в целом.
Основной формулой для расчета ИПЦ явл-ся формула Ласпейерса, по которой определяют отношение стоимости потребительской корзины базисного периода в текущих ценах к стоимости этой же корзины в базисном периоде.
, где - объём потребительских расходов базисного периода по некоторому товару: ; - цена в базисном периоде,
- количество в базисном периоде, - доля расходов, которые составлял этот товар в общей стоимости потребительской корзины базисного периода.