Тема VI. Статистика оборотных средств.
Оборотные средства входят в состав национального богатства. В отличии от основных фондов оборотные средства полностью потребляются в пределах каждого производственного цикла и целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию.
Размер оборотных средств конкретного предприятия зависит от объема выпускаемой продукции и специфики процесса производства. Оборотные средства обеспечивают текущие потребности предприятия, состоят из запасов производственного характера (сырье, материалы, топливо, тара и т.п.), остатков незавершенного производства и полуфабрикатов, запасов готовой продукции и расходов будущих периодов.
Статистика изучает наличие, состав и использование оборотных средств.
Наличие оборотных средств в денежном выражении характеризуется моментными и средними показателями. Размер оборотных средств по состоянию отчетную дату определяется непосредственно по данным бухгалтерского баланса. При статистическом анализе моментные показатели просчитываются в средние (как правило, в среднемесячные) остатки за изучаемый период. Например, для определения средней стоимости оборотных средств за месяц необходимо воспользоваться формулой:
, где:
и – остатки оборотных средств на начало и конец месяца.
В некоторых случаях следует воспользоваться формулой средней хронологической:
, где:
– число дат, по состоянию на которые имеются сведения о величине оборотных средств.
Использование оборотных средств предприятия характеризуется следующей системой показателей.
1. Коэффициент оборачиваемости (скорость оборота):
, где:
– выручка от реализации товаров или услуг за данный период;
– средняя стоимость оборотных средств за данный период (месяц, квартал или год).
Данный показатель показывает число оборотов среднего остатка оборотных средств. Чем выше его значение, тем меньше оборотных средств надо предприятию.
2. Коэффициент закрепления оборотных средств:
.
Данный показатель показывает величину среднего остатка оборотных средств, приходящуюся на один рубль выручки от реализации.
3. Средняя продолжительность одного оборота (в днях):
, где:
– число дней в изучаемом периоде (для упрощения расчетов принимают число дней в любом месяце – 30, квартале – 90, году – 360).
Анализ данных показателей в динамике позволяет определить сумму высвобожденных или дополнительно вовлекаемых в оборот оборотных средств:
,
где:
– средняя продолжительность одного оборота в базисном и отчетном периодах;
– выручка от реализации товаров или услуг в отчетном периоде;
– число дней в изучаемых периодах.
В статистике проводится анализ использования оборотных средств на основе построения различных моделей (индексных и приростных). Например, модель изменения суммы оборотных средств выглядят следующим образом:
;
, где:
– общее изменение суммы оборотных средств;
, где:
– изменение суммы оборотных средств за счет влияния изменения оборачиваемости оборотных средств;
, где:
– изменение суммы оборотных средств за счет влияния изменения объема реализованной продукции.
ЗАДАЧА № 6. 1
Имеются следующие данные по предприятию, млн. руб.:
Показатели | I квартал | II квартал |
1 | 2 | 3 |
Стоимость реализованной продукции | ||
Средние остатки оборотных средств |
Определите:
1. Коэффициенты: оборачиваемости и закрепления за каждый квартал.
2. Продолжительность одного оборота в днях за каждый квартал.
3. Изменение индекса приведенных и вычисленных показателей.
4. Изменение суммы оборотных средств – общее и за счет действия отдельных факторов.
Сделайте выводы.
ЗАДАЧА № 6. 2
Как изменились средние остатки оборотных средств, если объем реализации товаров возрос на 12%, а продолжительность оборота оборотных средств сократилась на 5%?
ЗАДАЧА № 6. 3
Как изменится коэффициент оборачиваемости оборотных средств, если коэффициент фондоотдачи возрастет на 18%, среднегодовая стоимость основных фондов сократится на 4%, а средние остатки оборотных средств возрастет на 7%?
ЗАДАЧА № 6. 4
Имеются следующие данные по предприятию, млн. руб.:
Показатели | Январь | Февраль | Март | Апрель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Остатки оборотных средств на 01 число месяца | ||||
Выручка от реализации | – |
Определите:
1. Средние остатки оборотных средств за январь, февраль, март и I квартал.
2. Показатели использования оборотных средств предприятия за указанные в п. 1 периоды.
3. Индексы вычисленных в п. 2 показателей.
Сделайте выводы.
ЗАДАЧА № 6. 5
Имеются следующие данные по предприятию:
Показатели | 1-й период | 2-й период | 3-й период |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. | |||
Средние остатки оборотных средств, млн. руб. | |||
Индексы цен, в % к предыдущему периоду | 100,0 | 115,6 | 110,3 |
1. Определите в фактических и сопоставимых ценах показатели, характеризующие использование оборотных средств предприятия.
2. Проведите сравнительный анализ динамики приведенных и вычисленных в п. 1 показателей.
Сделайте выводы.
Тема VII. Статистика цен.
При изучении данной темы необходимо остановиться на вопросах, связанных с рыночным поведением цен (их вариацией (колеблемостью), соотношением, структурой и динамикой). Особое значение приобретает анализ факторов, под влиянием которых формируется уровень рыночных цен. Важным моментом является сбор информации о рыночных ценах и методы оценки достоверности и надежности полученных статистических данных.
Студентам надо усвоить, что при анализе динамики рыночных цен в различных отраслях народного хозяйства целесообразно использовать различные формулы индексов цен (с постоянными или переменными весами) в зависимости от специфики отрасли, а также исходя из характера имеющихся источников статистической информации.
Наиболее часто расчет индексов цен производится по формулам:
Ласпейреса – ;
Пааше – ;
Фишера – .
Задача № 7.1
Имеются следующие данные о ценах на уголь и объемах его производства в РФ во II квартале 1999г.:
Месяц | Цена за I т., тыс. руб. | Произведено, млн. руб. |
Апрель | 25,5 | |
Май | 20,5 | |
Июнь | 14,6 |
При условии 100%-ной реализации угля в каждом месяце определите цепные и базисные индивидуальные индексы цен, физического объема реализации и товарооборота. Проверьте взаимосвязь цепных и базисных индексов.
Задача № 7.2
Рост цен на молоко в I полугодии 1999г. в целом по РФ характеризуется следующими данными:
Месяц | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Цена % к предыдущему периоду | 100,8 | 103,5 | 98,7 | 100,1 | 94,6 | 95,0 |
Определите общее изменение цен на молоко за весь рассматриваемый период.
Задача № 7.3
По имеющимся в таблице данным о средних оптовых ценах на автомобильный бензин по РФ в III квартале 1999г. определите недостающие показатели:
Месяц | Цена за 1 т, Тыс. руб. | Индивидуальные индексы цен | |
цепные | базисные | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Июль | ? | ? | |
Август | ? | – | 101,1 |
Сентябрь | ? | 102,5 | 104,3 |
Задача № 7.4
Известны следующие данные о реализации фруктов предприятиями розничной торговли округа:
Товар | Цена за 1 кг, руб. | Товарооборот, тыс. руб. | ||
Август | Сентябрь | Август | Сентябрь | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Яблоки | 157,4 | 194,3 | ||
Груши | 40,5 | 37,3 | ||
Виноград | 40,0 | 35,5 | ||
Слива | 42,3 | 45,7 |
Рассчитайте сводные индексы:
а) товарооборота;
б) цен;
в) физического объема реализации.
Определите абсолютную величину экономии покупателей от снижения цен.
Задача № 7.5
По торговому предприятию имеются следующие данные о реализации стиральных машин:
Марка стиральной машины | Цена в январе, руб. | Цена в феврале, руб. | Товарооборот в феврале, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
«Индезит» | 49,9 | ||
«Бош» | 59,6 | ||
«Эврика» | 42,2 |
Определите:
а) средний рост цен на данную группу товаров по торговому предприятию;
б) перерасход покупателей от роста цен.
Задача № 7.6
Цены на потребительские товары и услуги в регионе в январе по сравнению с предшествующим месяцем возросли на 3,7%, а в феврале по сравнению с январем – на 5,0%. Как изменились цены в марте по сравнению с февралем, если:
- общий рост цен за первый квартал данного года составил 109,8%;
- при расчете всех индексов использовались вами в декабре предшествующего года?
Задача № 7.7
Имеются следующие данные о товарообороте, платных услугах и изменениях цен на товары и ставок за услуги:
Показатели | Оборот (млн. руб.) | Индексы цен на товары и ставок за услуги | |
Годы | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Продовольственные товары | 47,4 | 92,3 | 1,20 |
Непродовольственные товары | 40,0 | 72,2 | 1,02 |
Платные услуги | 18,0 | 20,0 | 1,05 |
На основе этих данных определите:
1. Общий индекс цен на товары и услуги.
2. Индекс покупательной способности рубля.
3. Сумму экономии (перерасхода) населения отношения цен на товары и ставок на услуги.
Задача № 7.8
В отчетном периоде сумма реализованных населением платных услуг составила (млн. руб.):
- пассажирского транспорта – 120,0;
- жилищно-коммунальные - 122,0;
- бытовые – 110,0;
- правового характера и сбербанка России – 115,0.
По сравнению с предыдущим годом, цены на услуги пассажирского транспорта в среднем возросли на 5%, на жилищно-коммунальные услуги – на 3,7%, на бытовые услуги – на 4,4%, на услуги правового характера и сбербанка России на 5,5%.
На основе этих данных определить:
1. Общий индекс цен на товары и услуги
2. Индекс покупательной способности рубля
3. Сумму экономии (перерасхода) населения за счет изменения цен.
Сделайте выводы.