Социально-трудовые отношения как система
Цель занятия: закрепить на практике, имеющиеся знания о социально-трудовых отношениях и методах их регулирования.
Вопросы для изучения:
3.1. Общая характеристика системы социально-трудовых отношений
3.2. Стороны и субъекты социально-трудовых отношений
3.3. Типы и уровни социально-трудовых отношений
3.4. Методы регулирования социально-трудовых отношений
3.5. Качество трудовой жизни как показатель состояния социально-трудовых отношений
Тесты
1. Многоуровневые отношения, существующие между наемными работниками, работодателями и государством в процессе трудовой деятельности, – это:
а) социально-трудовые отношения;
б) социально-трудовые отношения как система;
в) модель системы социально-трудовых отношений.
2. Преобладание принципа долгосрочного найма работника; прямая зависимость размеров заработной платы и социальных выплат от продолжительности работы на предприятии; высокий уровень развития внутрифирменного патриотизма и связанные с ним методы мотивации труда; уникальные внутрифирменные системы роста и продвижения работников – это характеристики модели системы СТО:
а) англосаксонской;
б) европейской;
в) японской;
г) русской;
д) китайской.
3. По объему властных полномочий выделяют такие виды социально-трудовых отношений:
а) межорганизационные, внутриорганизационные;
б) отношения по горизонтали, отношения по вертикали;
в) безличностные, межличностные;
г) односторонние, многосторонние;
д) индивидуальные, коллективные.
4. Патернализм, социальное партнерство, дискриминация, конфликт – это:
а) виды социально-трудовых отношений;
б) типы социально-трудовых отношений;
в) уровни социально-трудовых отношений;
г) модели системы социально-трудовых отношений;
д) объекты социально-трудовых отношений.
5. К социальным качествам работника относятся:
а) восприятие, суждение, память и логика;
б) коммуникабельность, дисциплинированность, адаптированность, профессиональная пригодность;
в) реактивность и возбудимость работника на внутренние и внешние воздействия;
г) сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация.
Решение кроссворда
Решите кроссворд (рис. 3), вписав слова по горизонтали и вертикали. Задания для решения кроссворда представлены в табл. 3.
Таблица 3
Задания для решения кроссворда
№ задания | Содержание задания |
По горизонтали | |
Данная модель системы СТО предусматривает преобладание принципа долгосрочного найма работника | |
Субъект СТО, который выполняет функции гаранта, регулятора и контроллера для создания социальных гарантий наемным работникам | |
Трехстороннее сотрудничество в СТО | |
Уровень СТО, на котором, кроме государства, действуют объединения наемных работников и работодателей | |
Вид патернализма, который предусматривает монопольную роль государства в СТО | |
Методы регулирования СТО, связанные с проведением различных консультаций, переговоров между сторонами СТО | |
Вид СТО, которые возникают внутри коллектива – между работниками или между коллективом и работником | |
Вид СТО, которые возникают между различными коллективами, социальными организациями, группировками | |
Граждане, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие для работы одного или нескольких наемных работников | |
По вертикали | |
Двухстороннее сотрудничество в СТО | |
Вид СТО, которые проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов | |
Профессиональные организации наемных работников, которые представляют права и интересы наемных работников на рынке труда | |
Один из типов СТО, который отражает необоснованное ограничение прав субъектов СТО | |
СТО, которые возникают между конкретными работниками или между руководителем и подчиненным | |
Один из типов СТО, который отражает столкновение интересов субъектов СТО, вызванное противоположностью их целей, мнений и взглядов |
Рис. 3. Кроссворд
Контрольные вопросы
1. Назовите объекты и субъекты социально-трудовых отношений.
2. Какое отличие между понятиями "стороны социально-трудовых отношений" и "субъекты социально-трудовых отношений"?
3. Дайте характеристику каждому субъекту социально-трудовых отношений.
4. Какие Вам известны модели системы СТО? Дайте им краткую характеристику.
5. В чем заключается особенность модели системы СТО государства?
6. Какие методы регулирования социально-трудовых отношений предусматривают активное вовлечение наемных работников в управление производством?
7. С помощью изучения каких характеристик действий работников можно улучшить систему мотивации труда на предприятии?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Цель занятия: закрепить на практике теоретические знания о формах социального партнерства, о международном опыте регулирования социально-трудовых отношений.
Вопросы для изучения:
4.1. Объективные предпосылки возникновения, сущность и принципы социального партнерства
4.2. Субъекты социального партнерства и их функции
4.3. Формы социального партнерства. Система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений
4.4. Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений
Тесты
1. Социальное партнерство является инструментом и способом решения острых социальных проблем и реализации социальной политики:
а) да;
б) нет.
2. Система коллективных отношений между наемными работниками, работодателями, исполнительной властью в ходе реализации их социально-экономических прав и интересов – это:
а) генеральное соглашение;
б) социальное партнерство;
в) коллективный договор.
3. Субъектами социального партнерства являются:
а) наемные работники, государство;
б) наемные работники, работодатели, государство.
4. Функция профсоюза, которая направлена на устранение нарушений законности и принятие мер по ее предотвращению путем применения профсоюзного контроля, – это функция:
а) представительская;
б) защитная;
в) регулятивная.
5. Соглашение, определяющее согласованные позиции сторон в сфере развития рынка труда и занятости населения, оплаты труда наемных работников, доходов и уровня жизни населения, его социальной защиты, – это:
а) Отраслевое соглашение;
б) Генеральное соглашение;
в) Региональное соглашение.
Решение кроссворда
Решите кроссворд (рис. 4), вписав слова по горизонтали и вертикали. Задания для решения кроссворда представлены в табл. 4.
Таблица 4
Задания для решения кроссворда
№ задания | Содержание задания |
По горизонтали | |
Соглашение, которое определяет согласованные позиции сторон (государства и объединений работодателей, профсоюзов) в сфере развития рынка труда, занятости, уровня жизни населения и др. | |
Соглашение, которое направлено на создание лучших условий для сохранения, воспроизводства и развития трудового и человеческого потенциала региона | |
Функция профсоюза, направленная на защиту трудовых, социально-экономических прав и законных интересов работников | |
Основной орган социального диалога на государственном уровне (аббревиатура) | |
Соглашение между трудовым коллективом в лице профсоюза и администрацией предприятия, использующей наемный труд, – это ... договор | |
Соглашение, которое определяет согласованные позиции сторон в отрасли, совместные действия участников соглашения по ее реализации | |
По вертикали | |
Один из субъектов социального партнерства | |
Функция профсоюза, направленная на устранение нарушений законности и принятие мер по ее предотвращению | |
Основной орган, устраняющий последствия возможных трудовых конфликтов (аббревиатура) |
Рис. 4. Кроссворд
Контрольные вопросы
1. Что явилось главной предпосылкой развития социального партнерства?
2. Назовите европейские страны, в которых сейчас функционируют наиболее действенные системы социального партнерства.
3. Дайте определение сущности понятия "социальное партнерство".
4. В чем заключаются функции государства как одного из основных субъектов социального партнерства?
5. Назовите и дайте краткую характеристику функций профсоюза.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА
Цель занятия: закрепить на практике, полученные на лекции знания о конъюнктуре рынка труда, его видах и моделях; рассмотреть вопросы регулирования рынка труда.
Вопросы для изучения:
5.1. Структура рынка труда
5.2. Конъюнктура рынка труда
5.3. Виды и модели рынка труда
Тесты
1. Экономическая, социальная, воспроизводственная, информационная – это:
а) инфраструктура рынка труда;
б) функции рынка труда.
2. Рынок, который охватывает все трудоспособное население страны (региона, отрасли), представленное на нем, – это:
а) внутренний рынок;
б) открытый рынок;
в) первичный рынок.
3. Конъюнктура рынка труда отражает соотношение спроса и предложения на рабочую силу:
а) да;
б) нет.
4. Если цена рабочей силы выше равновесной, то возникает:
а) безработица;
б) дефицит работников.
5. Сегментация рынка труда – это:
а) определенное количество занятых наемных работников, обладающих определенными знаниями и квалификацией, а также та часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей проводить свое время;
б) разделение работников и рабочих мест на устойчивые и замкнутые секторы, очерчивающие мобильность рабочей силы своими границами;
в) разграничение наемного работника и работодателя, распределение наемных работников по профессиям, отраслям производства и регионам.
Решение кроссворда
Решите кроссворд (рис. 5), вписав слова по горизонтали и вертикали. Задания для решения кроссворда представлены в табл. 5.
Рис. 5. Кроссворд
Таблица 5
Задания для решения кроссворда
№ задания | Содержание задания |
По горизонтали | |
Соотношение спроса и предложения на рабочую силу, которое определяет ставку зарплаты на конкретные виды труда и уровень занятости населения, – это ... рынка труда | |
Неравновесие на рынке труда характеризует ... занятость или дефицит трудовых ресурсов | |
Функция рынка труда, заключающаяся в установлении равновесия между спросом и предложением рабочей силы с достижением оптимальной цены рабочей силы | |
Конъюнктура рынка, при которой наблюдается превышение спроса на рабочую силу над предложением рабочей силы | |
Деятельность по созданию условий для заполнения вакансий (вакантных рабочих мест) у компании-заказчика (работодателя) компетентными специалистами | |
Функция рынка труда, которая обеспечивает нормальный процесс производства | |
По вертикали | |
Равновесие на рынке труда характеризует ... занятость населения | |
Совокупность государственных и негосударственных учреждений, общественных организаций и фондов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда, – это ... рынка труда | |
Конъюнктура рынка труда, при которой наблюдается превышение предложения рабочей силы над спросом на рабочую силу | |
Конъюнктура рынка, при которой наблюдается равенство спроса на рабочую силу и предложения рабочей силы | |
Рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается цена на рабочую силу – заработная плата |
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия "рынок труда".
2. Кто является субъектом рынка труда?
3. Дайте определение спросу и предложению рабочей силы.
4. Назовите факторы спроса на рабочую силу и факторы предложения рабочей силы.
5. Какие показатели характеризуют ситуацию на рынке труда?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6