Вооруженный отряд русских героев Мугани
Продолжилась борьба белых муганцев с разбойничьими шайками и коммунистами в Ленкоране. Совместно с другими антибольшевистскими силами региона в июле 1919 года организован второй поход против созданной Муганской советской республики. На этот раз — удачно. В августе 1919 года Русская Мугань по решению Парижской мирной конференции вошла в состав независимого Азербайджана. По итогам переговоров русские силы самообороны Мугани сложили оружие, многие офицеры и солдаты разными путями через восточные страны уехали в другие районы России или Европу, спасаясь от расправы. По-разному сложилась судьба предводителей русских сил Мугани. После установления там власти азербайджанских националистов полковник Ильяшевич выехал в Порт-Петровск (нынешняя Махачкала), где был задержан по какой-то причине белой контрразведкой. Для последующего следствия полковника перевели в Пятигорск. При отступлении его забыли в тюрьме, и он продолжал оставаться там и при большевиках, где и умер. Поручик Хошев, узнав о приказе властей АДР о своём аресте, выехал из региона Али-ханом Талышинским под чадрой в женском мусульманском платье. Позже служил у Деникина, воевал в Крыму, пока не эвакуировался вместе с остатками Белой армии. В эмиграции он станет фотографом и доживёт до 1978 года.
Когда угроза получить сдачи исчезла, кавказские татары, ныне известные как азербайджанцы, начали наглеть и издеваться над оставшимися славянами. Так описывал это известный политический деятель русской общины Бакинской губернии Б. Л. Байков:
«Русское население подвергалось повальному ограблению со стороны татарского населения, предводимого доморощенными администраторами из татар же, у населения отбирали хлеб, скот, земледельческие орудия, домашнее имущество. С очевидного благословения Азербайджанского правительства принимались все меры к тому, чтобы заставить коренное русское население подняться с насиженных мест».
Вскоре в результате Бакинской операции войска АДР разгромила Красная Армия и была провозглашена Азербайджанская ССР. Успокоение края продолжалось ещё некоторое время. Муганскую Советскую республику большевики, увы, не восстановили. Хотя именно в ней могли бы, хоть и в коммунистических реалиях, сохранить свою национальную идентичность русские Мугани и здешние талыши, которым коммунисты в 30-е годы объявили, что их вообще нет.
Русская церковь в городе Пришиб была построена 1887 г. (в 1992 г. город переименовали в Гёйтепе)
Исход
Большевики, пекшиеся обо всех народах мира, кроме русских, и не думали создавать территориально-национальную автономию русским поселениям. Названия срочным образом меняли на азербайджанский лад, даже тем сёлам, которые основали на пустом месте сектанты. Коммунистам славяне Азербайджана были интересны только для того, чтоб ещё что-то у них забрать. В ноябре 1920 года Ленин готовит проект постановления Политбюро ЦК РКП(б), где говорилось:
«Поручить Компроду, как важнейшую политическую и экономическую задачу, снабжать Баку обязательно и аккуратно продовольствием в 100% нормы. Продполитику в Азербайджане смягчить, именно: с крестьян в Азербайджане, за пределами Мугани, вовсе не брать хлеба, а в Мугани брать архиосторожно».
В межвоенный период в русских населённых пунктах Азербайджанской ССР всё ещё была высокая рождаемость и прирост (например, в 30-е годы доля людей младше 14 лет составляла 35%). После сокращения мужского населения в результате Великой Отечественной войны, антирелигиозной пропаганды и отмены большевиками всех ограничений на смешанные браки русское население региона стало впервые уменьшаться.
В 50-е годы славянское население Мугани активно урбанизируется. Многие поехали работать на промышленные объекты, которые находились на территории республики, в то же время началась волна миграции в Азербайджанскую ССР из Центральной России и Украины квалифицированных специалистов. Но анализ выезда из русских старожильческих сельских населённых пунктов выявил не только переселение жителей в крупные города, но и переезд в сельские районы РСФСР на территорию Краснодарского и Ставропольского края. Этим озаботились ещё советские исследователи, которые связывали это не только с упадком сельского хозяйства в Азербайджане и другими экономическими причинами, но и недемократическим способом управления руководства некоторых азербайджанских районов, которые не до конца прониклись дружбой народов, что вылилось в национальное ущемление местных славян. По признанию советских учёных, русский народ Азербайджана считал, что можно спастись лишь переселением на территорию, окружённую этническими русскими. Несмотря на все попытки остановить отъезд, в 70-е годы эти процессы вошли в полную силу. Уже тогда многие старинные сёла остались практически без русского населения.
К концу 80-х годов русские стали просто бежать из республики. Из почти 400 тысяч человек в 1989 году через 10 лет осталась почти треть. Причина — националистическая пропаганда, обвинение России в союзнических отношениях с Арменией и негласном покровительстве армянам в их борьбе за Нагорный Карабах. Славяне объявлялись оккупантами. Азербайджанские власти боялись, что национальные меньшинства захотят создать свои автономии или добиваться независимости, поэтому вступили на путь государственной ассимиляции и выдавливания. По стране прокатились погромы армянского населения, под горячую руку нередко попадали и славяне. В результате в когда-то Русской Мугани не осталось ни одного села, которое можно с уверенностью назвать русским. А во всём Азербайджане, на севере страны, осталось только одно молоканское село — Ивановка, которое тоже пустеет. Почти все остальные русские проживают в столице (история русских Баку — тема для отдельной статьи). Была продолжена и большевистская практика переименования названий населенных пунктов. Например, в 1992 году основанный русскими город Пришиб переименовали в Гёйтепе. К началу XXI века замещение населения Мугани полностью завершено.
***
Дореволюционная Россия — поистине великое государство. В отличие от нынешних властей РФ, там не создавали «российскую нацию», а понимали, что если в присоединенных к ней областях не будет русского населения или оно уменьшится — территории не удастся надолго сохранить в своём составе. Поэтому власти делали всё, чтобы государствообразующему народу было хорошо даже на таких далёких окраинах империи. Героическая борьба русского народа за свои исторические территории Мугани, на этом, по сути, осколке Российской Империи, показывает, как наши предки держались за свою землю. Они не были послушными овцами, идущими на заклание, а делали всё, чтобы защитить себя и свои семьи с оружием в руках. Если бы не большевики и перипетии истории, то в Муганской степи и сегодня существовала б удивительная русская территория со своей уникальной культурой и историей. Мы еще вернемся.