Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения

И территорий в мирное время

Выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основным документом, определяющим общий порядок организации и ведения защиты населения и территорий в мирное время является ФЗ от 21.12.1994 г№ 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера».

В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера»» основными задачами РСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на пре­дупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования орга­низаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предна­значенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвы­чайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС:

1 Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

2 Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

3 Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО.

4 Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

5 Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый (рис. 3.1).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

       
  Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения - student2.ru
 
    Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения - student2.ru

Функциональная и территориальная подсистемы

                     
    Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения - student2.ru
 
    Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения - student2.ru
 
    Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения - student2.ru
 
Силы и средства
 
    Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения - student2.ru
 
 
   
Силы и средства
 
Финансовые и материальные резервы

Рисунок 2.1 - Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Каждый уровень РСЧС имеет (рис.2.2):

- координирующие органы;

- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее именуются - органы управления по делам ГО и ЧС);

- органы повседневного управления;

- силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения - student2.ru Рисунок 2.2 – Органы управления РСЧС

Координирующими органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне- Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

- на межрегиональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на региональном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на муниципальном уровне, охватывающем территорию района, города района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям .

Постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧСявляются:

- на федеральном уровне - Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на межрегиональном уровне - региональные центры;

- на региональном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;

- на муниципальном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне- отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства.

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят (рис. 2.3):

- силы и средства наблюдения и контроля;

- силы и средства ликвидации чрезвычайные ситуации.

Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения - student2.ru

Рисунок 2.3 – Силы РСЧС России

Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный контроль, инспектирование, мониторинг, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровье людей и т.п. Например, служба мониторинга опасных процессов Минстроя России; служба предупреждения о стихийных гидрометеорологических и графических явлениях; службы контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду; служба наблюдения и лабораторного контроля окружающей средой объекта в мирное и военное время.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят:

- сил постоянной готовности;

- специально подготовленные силы ВС РФ и других войск и воинских формирований;

- силы органов внутренних дел;

- НАСФ для проведения АСДНР организаций и объектов экономики.

Основу сил РСЧС составляют силы постоянной готовности - аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

Наши рекомендации