К выполнению курсового проекта
ОПД.Ф.05 СТАТИСТИКА
Методические указания
К выполнению курсового проекта
Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление
Уфа – 2006
УДК 311
ББК 65.051
М 54
Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 7 от «29» мая 2006 г.)
Составители: ассистент Горелова А.В.
Рецензент: к.э.н., доцент кафедры налогов и кредита Макова М.М.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой статистики и
информационных систем в экономике д.э.н., профессор Рафикова Н.Т.
Введение
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента.
Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. Данный проект предполагает комплексный анализ социально-экономических явлений и процессов с использованием статистических методов: обобщающих показателей, графиков, таблиц, корреляционно-регрессионного анализа и других.
В процессе выполнения проекта студентом решаются следующие задачи: приобретаются навыки применения статистических методов, приобретает практический опыт аналитической работы.
Структура курсового проекта
Курсовой проект должен состоять из следующих разделов: введения, основной части, выводов и предложений, библиографического списка, приложений. Примерный перечень разделов курсового проекта на тему «Статистико-экономический анализ занятости и безработицы в Российской Федерации» может быть следующим:
Введение
1.Система показателей и методов статистического исследования занятости и безработицы населения.
2.Статистико-экономический анализ занятости и безработицы населения РФ.
2.1 Динамика показателей занятости и безработицы населения в РФ.
2.2 Выявление тенденции изменения показателей занятости и безработицы в РФ.
2.3. Статистический анализ факторов, влияющих на уровень безработицы населения
Выводы и предложения.
Библиографический список.
Приложения.
В ведении раскрываются цель, задачи выполнения курсового проекта, актуальность выбранной темы, объект и информационную базу исследования.
Описание системы показателей и методов должно содержать методику расчета основных показателей, характеризующих изучаемое социально-экономическое явления или процесс и методов их статистического анализа, использованных в курсовом проекте.
Статистико-экономический анализ исследуемого объекта должен включать рассмотрение следующих основных пунктов:
- динамики изменения показателей характеризующих изучаемое социально-экономическое явление или процесс, представленной в виде таблиц, графиков;
- расчета аналитических и средних показателей динамики (примерный порядок выполнения представлен в приложении А);
- выявления основной тенденции изменения анализируемых показателей за исследуемый период (приложение Б);
- выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателя с применением статистических методов: корреляционно-регрессионного анализа, индексного метода и т.п. (приложение В). Количество применяемых методов при анализе факторов, может выбираться студентом самостоятельно, но не должно быть менее двух.
Показатели в стоимостном выражении, для проведения сравнительного анализа в динамике, необходимо приводить в сопоставимый вид, путем индексации.
Раздел «Выводы и предложения» должен содержать основные итоги и предложения по использованию результатов, полученных в процессе выполнения курсового проекта.
Исходные данные для выполнения курсового проекта берутся из статистических ежегодников за последние 7-9 лет.
Библиографический список
1.Рафикова Н.Т. Статистика. Уфа: Издательство БГАУ, 2003.-275 с.
2.Статисика/ Под ред.Харченко Л.П., Ионин Л.П.,Долженкова В.Г. - М.: ИНФРА-М, 2006.-250с.
3. Экономическая статистика / Под ред. Яковлева А.В.-М.: ИНФРА-М, 2005.-220с
4. Российский статистический ежегодник .2005.Стат.сб./ Росстат.-М, 2006.-819с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А1 Формулы расчета показателей динамики
Показатели | Способы расчета | |
базисный | цепной | |
Абсолютный прирост, ц | б = Уi – У1 | |
Средний абсолютный прирост, ц | б= | ц = |
Темп роста, % | ||
Средний темп роста, % | ||
Темп прироста, % | = | |
Средний темп прироста, % | ||
Абсолютное содержание 1% прироста, ц | - |
Результаты расчета должны быть представлены в виде таблицы А1
Таблица А1 Показатели динамики ….
Годы | Уi | Абсолютный прирост | Темп роста,% | Темп прироста,% | Абсолютное содержание одного процента прироста | |||
базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | |||
- | - | - | - | - | - | - | ||
Итого | - | |||||||
В среднем | - |
Приложение Б
Выявление и описание основной тенденции (тренда) динамического ряда осуществляется следующими методами:
- укрупнения интервала динамического ряда,
- методом скользящих средних,
- методом аналитического выравнивания.
Метод укрупнения интервала динамического ряда. Ряд динамики разделяют на некоторое число равных интервалов (например, 3 года) и рассчитывают средние уровни по укрупненным интервалам. Если средние уровни по интервалам не позволяют увидеть тенденцию развития явления, переходят к расчету уровней за большие промежутки времени, увеличивая длину каждого интервала (одновременно уменьшается количество интервалов).
Метод скользящих средних. В этом методе исходные уровни ряда заменяются средними величинами, которые получают из данного уровня и нескольких симметрично его окружающих, при этом каждый раз смещаясь на один уровень.
Метод аналитического выравнивания. Аналитическое выравнивание осуществляется с применением метода наименьших квадратов. В основе, которого лежит требование минимизации суммы квадратов отклонений фактических уровней от выровненных значений, исчисленных по определенной функции, например прямой t=а+bt. Для определения параметров уравнения а и b в соответствии с требованиями данного метода составляется система из двух нормальных уравнений:
Для упрощения расчетов применяется способ отсчета от условного начала, где значения дат заменено отклонениями (t) от даты, занимающей центральное место в динамическом ряду (t=0). В следствии того, что =0, система уравнений упрощается и , .
Аналитическое выравнивание может быть произведено с использованием ППП Excel:
1.Постройте таблицу Б1, включающую расчетные показатели для определения параметров уравнения тренда.
Определите расчетные показатели с применением «Мастера функций» ( СУММ, СРЗНАЧ.и т.д.) или вводом функции в соответствующую ячейку с клавиатуры. После расчета показателей, подставьте их в формулы определения параметров уравнения.
Таблица Б1Аналитическое выравнивание результативного показателя с 1999 по 2005 г.
Год | у | t | уt | t2 | |
у1 | -3 | ||||
у2 | -2 | ||||
у3 | -1 | ||||
у4 | |||||
у5 | |||||
у6 | |||||
у7 | |||||
Итого | ∑у | ∑ уt | ∑ t2 |
Коэффициент b покажет среднегодовое увеличение (уменьшение) у . Параметр a будет представлять собой значение выровненного уровня ряда для центрального в динамическом ряду года, принятого за условное начало отсчета.
Сделать точечный прогноз на перспективу можно путем подстановки в полученное уравнение значений отклонений от центрального года для прогнозируемых периодов, например для 2006г. это значение 4. Затем можно рассчитать доверительный прогноз на будущий год, с учетом доверительной ошибки прогноза.
2.Получить в ППП Excel уравнение тренда ряда динамики можно также с применением «Мастера диаграмм». Построив диаграмму по фактическим уровням ряда и выбрав пункт меню «Диаграмма» / «Добавить линию тренда», необходимо также указать в пункте «Параметры» вывод уравнения тренда и величины достоверности аппроксимации R2. В дальнейшем используя коэффициент R2 произвести отбор функции тренда наиболее адекватно отражающей фактическую тенденцию изменения показателя во времени.
При этом надо учесть, что в рассчитанном программой уравнении тренда
у= bх+a, х.будет представлять порядковый номер года и изменяться от 1 до n (в нашем примере от 1 до 7). Следовательно, при определении прогнозного уровня ряда в 2006г. необходимо будет подставлять значение х=8.
Приложение В
Методика проведения парной линейной регрессии изучаемого социально-экономического показателя.
Таблица В1 Исходные данные
Год | Изучаемый показатель (У) | Фактор (Х) |
… | … | … |
Для исключения автокорреляции остатков для дальнейшего корреляционно-регрессионного анализа должны использоваться отклонения от тренда или цепные абсолютные приросты: ∆ц у=Уi- Уi-1 , ∆ц х=Хi- Хi-1.
Таблица В2 Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа
Год | ∆ц у | ∆ц х |
… | … | … |
В ППП Excel ввести таблицу с исходными данными. Выбрать пункт меню «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «корреляция». Полученный результат в виде матрицы коэффициентов парной корреляции представлен в таблице В3.
Таблица В3 Матрица коэффициентов парной корреляции
У | Х | |
У | ||
Х | rху |
Коэффициент парной корреляции до │0,3│будет свидетельствовать о несущественной степени связи между переменными, от │0,3 │до │0,5│- о слабой, от │0,5│ до│0,7│ – об умеренной, и свыше │0,7│ - о сильной.
Следующим этапом будет проведение регрессионного анализа. В пункте «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «регрессия», затем в данном диалоговом окне указать диапазон результативного (У) и факторного показателей (Х), отметить значком «v» строки «вывод остатков» и «график остатков». Пакет анализа выведет итоговые результаты расчетов представленные в таблицах В4,В5,В6,В7.
Таблица В4 Регрессионная статистика
Множественный R | |
R-квадрат | |
Нормированный R-квадрат | |
Стандартная ошибка | |
Наблюдения |
Коэффициент детерминации r2 показывает, сколько процентов изменения прироста У обусловлено вариацией цепного прироста Х.
Оценка значимости уравнения регрессии в целом приводиться согласно дисперсионного анализа по F –критерию Фишера, приведенному в таблице В5. Если Fфакт>F табл ( α=0,05, к1=m=1, к2 =n-m-1), то уравнение является статистически значимым, если F факт < F табл, то не значимым.
Таблица В5 Дисперсионный анализ
df | SS | MS | F | Значимость F | |
Регрессия | |||||
Остаток | |||||
Итого |
Таблица В6 Основные характеристики параметров регрессионного уравнения.
Коэффи-циенты | Стандартная ошибка | t-статистика | P-Значение | Нижние 95% | Верхние 95% | |
Y-пересечение | ||||||
Х |
Коэффициент регрессии показывает, на сколько произойдет увеличение (уменьшение) ежегодного прироста У от своего среднего значения при увеличение прироста Х на 1.
Проверка значимости параметров уравнения регрессии проводиться на основе t-критерия Стьюдента (t –статистика). Так если tфакт> tтабл, то параметр уравнения является статистически значим, а если не tфакт< tтабл (α=0,05, df =n-m-1), то незначим.
В таблице В7 приводятся отклонения фактических данных результативного показателя от предсказанных, согласно уравнению прямой, после подстановки в него фактических значений Х.
Таблица В7 Остатки
Наблюдение | Предсказанный У | Остатки |
… | … | … |
Если с точки зрения целесообразности лучшем для результативного показателя является его повышение, то о резервах роста будут свидетельствовать отрицательные остатки по каждому отдельному наблюдению, если уменьшение, то положительные.
ОПД.Ф.05 СТАТИСТИКА
Методические указания
к выполнению курсового проекта
Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление
Уфа – 2006
УДК 311
ББК 65.051
М 54
Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 7 от «29» мая 2006 г.)
Составители: ассистент Горелова А.В.
Рецензент: к.э.н., доцент кафедры налогов и кредита Макова М.М.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой статистики и
информационных систем в экономике д.э.н., профессор Рафикова Н.Т.
Введение
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента.
Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. Данный проект предполагает комплексный анализ социально-экономических явлений и процессов с использованием статистических методов: обобщающих показателей, графиков, таблиц, корреляционно-регрессионного анализа и других.
В процессе выполнения проекта студентом решаются следующие задачи: приобретаются навыки применения статистических методов, приобретает практический опыт аналитической работы.
Структура курсового проекта
Курсовой проект должен состоять из следующих разделов: введения, основной части, выводов и предложений, библиографического списка, приложений. Примерный перечень разделов курсового проекта на тему «Статистико-экономический анализ занятости и безработицы в Российской Федерации» может быть следующим:
Введение
1.Система показателей и методов статистического исследования занятости и безработицы населения.
2.Статистико-экономический анализ занятости и безработицы населения РФ.
2.1 Динамика показателей занятости и безработицы населения в РФ.
2.2 Выявление тенденции изменения показателей занятости и безработицы в РФ.
2.3. Статистический анализ факторов, влияющих на уровень безработицы населения
Выводы и предложения.
Библиографический список.
Приложения.
В ведении раскрываются цель, задачи выполнения курсового проекта, актуальность выбранной темы, объект и информационную базу исследования.
Описание системы показателей и методов должно содержать методику расчета основных показателей, характеризующих изучаемое социально-экономическое явления или процесс и методов их статистического анализа, использованных в курсовом проекте.
Статистико-экономический анализ исследуемого объекта должен включать рассмотрение следующих основных пунктов:
- динамики изменения показателей характеризующих изучаемое социально-экономическое явление или процесс, представленной в виде таблиц, графиков;
- расчета аналитических и средних показателей динамики (примерный порядок выполнения представлен в приложении А);
- выявления основной тенденции изменения анализируемых показателей за исследуемый период (приложение Б);
- выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателя с применением статистических методов: корреляционно-регрессионного анализа, индексного метода и т.п. (приложение В). Количество применяемых методов при анализе факторов, может выбираться студентом самостоятельно, но не должно быть менее двух.
Показатели в стоимостном выражении, для проведения сравнительного анализа в динамике, необходимо приводить в сопоставимый вид, путем индексации.
Раздел «Выводы и предложения» должен содержать основные итоги и предложения по использованию результатов, полученных в процессе выполнения курсового проекта.
Исходные данные для выполнения курсового проекта берутся из статистических ежегодников за последние 7-9 лет.