К выполнению курсового проекта

ОПД.Ф.05 СТАТИСТИКА

Методические указания

К выполнению курсового проекта

Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление

Уфа – 2006

УДК 311

ББК 65.051

М 54

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 7 от «29» мая 2006 г.)

Составители: ассистент Горелова А.В.

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры налогов и кредита Макова М.М.

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой статистики и

информационных систем в экономике д.э.н., профессор Рафикова Н.Т.

Введение

Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента.

Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. Данный проект предполагает комплексный анализ социально-экономических явлений и процессов с использованием статистических методов: обобщающих показателей, графиков, таблиц, корреляционно-регрессионного анализа и других.

В процессе выполнения проекта студентом решаются следующие задачи: приобретаются навыки применения статистических методов, приобретает практический опыт аналитической работы.

Структура курсового проекта

Курсовой проект должен состоять из следующих разделов: введения, основной части, выводов и предложений, библиографического списка, приложений. Примерный перечень разделов курсового проекта на тему «Статистико-экономический анализ занятости и безработицы в Российской Федерации» может быть следующим:

Введение

1.Система показателей и методов статистического исследования занятости и безработицы населения.

2.Статистико-экономический анализ занятости и безработицы населения РФ.

2.1 Динамика показателей занятости и безработицы населения в РФ.

2.2 Выявление тенденции изменения показателей занятости и безработицы в РФ.

2.3. Статистический анализ факторов, влияющих на уровень безработицы населения

Выводы и предложения.

Библиографический список.

Приложения.

В ведении раскрываются цель, задачи выполнения курсового проекта, актуальность выбранной темы, объект и информационную базу исследования.

Описание системы показателей и методов должно содержать методику расчета основных показателей, характеризующих изучаемое социально-экономическое явления или процесс и методов их статистического анализа, использованных в курсовом проекте.

Статистико-экономический анализ исследуемого объекта должен включать рассмотрение следующих основных пунктов:

- динамики изменения показателей характеризующих изучаемое социально-экономическое явление или процесс, представленной в виде таблиц, графиков;

- расчета аналитических и средних показателей динамики (примерный порядок выполнения представлен в приложении А);

- выявления основной тенденции изменения анализируемых показателей за исследуемый период (приложение Б);

- выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателя с применением статистических методов: корреляционно-регрессионного анализа, индексного метода и т.п. (приложение В). Количество применяемых методов при анализе факторов, может выбираться студентом самостоятельно, но не должно быть менее двух.

Показатели в стоимостном выражении, для проведения сравнительного анализа в динамике, необходимо приводить в сопоставимый вид, путем индексации.

Раздел «Выводы и предложения» должен содержать основные итоги и предложения по использованию результатов, полученных в процессе выполнения курсового проекта.

Исходные данные для выполнения курсового проекта берутся из статистических ежегодников за последние 7-9 лет.

Библиографический список

1.Рафикова Н.Т. Статистика. Уфа: Издательство БГАУ, 2003.-275 с.

2.Статисика/ Под ред.Харченко Л.П., Ионин Л.П.,Долженкова В.Г. - М.: ИНФРА-М, 2006.-250с.

3. Экономическая статистика / Под ред. Яковлева А.В.-М.: ИНФРА-М, 2005.-220с

4. Российский статистический ежегодник .2005.Стат.сб./ Росстат.-М, 2006.-819с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А1 Формулы расчета показателей динамики

Показатели Способы расчета
базисный цепной
Абсолютный прирост, ц К выполнению курсового проекта - student2.ru б = Уi – У1 К выполнению курсового проекта - student2.ru
Средний абсолютный прирост, ц К выполнению курсового проекта - student2.ru б= К выполнению курсового проекта - student2.ru К выполнению курсового проекта - student2.ru ц = К выполнению курсового проекта - student2.ru
Темп роста, % К выполнению курсового проекта - student2.ru К выполнению курсового проекта - student2.ru К выполнению курсового проекта - student2.ru
Средний темп роста, % К выполнению курсового проекта - student2.ru К выполнению курсового проекта - student2.ru
Темп прироста, % К выполнению курсового проекта - student2.ru = К выполнению курсового проекта - student2.ru К выполнению курсового проекта - student2.ru
Средний темп прироста, % К выполнению курсового проекта - student2.ru К выполнению курсового проекта - student2.ru
Абсолютное содержание 1% прироста, ц   - К выполнению курсового проекта - student2.ru К выполнению курсового проекта - student2.ru


Результаты расчета должны быть представлены в виде таблицы А1

Таблица А1 Показатели динамики ….

Годы Уi Абсолютный прирост Темп роста,% Темп прироста,% Абсолютное содержание одного процента прироста
базисный цепной базисный цепной базисный цепной
    - - - - - - -
                 
                 
Итого               -
В среднем               -

Приложение Б

Выявление и описание основной тенденции (тренда) динамического ряда осуществляется следующими методами:

- укрупнения интервала динамического ряда,

- методом скользящих средних,

- методом аналитического выравнивания.

Метод укрупнения интервала динамического ряда. Ряд динамики разделяют на некоторое число равных интервалов (например, 3 года) и рассчитывают средние уровни по укрупненным интервалам. Если средние уровни по интервалам не позволяют увидеть тенденцию развития явления, переходят к расчету уровней за большие промежутки времени, увеличивая длину каждого интервала (одновременно уменьшается количество интервалов).

Метод скользящих средних. В этом методе исходные уровни ряда заменяются средними величинами, которые получают из данного уровня и нескольких симметрично его окружающих, при этом каждый раз смещаясь на один уровень.

Метод аналитического выравнивания. Аналитическое выравнивание осуществляется с применением метода наименьших квадратов. В основе, которого лежит требование минимизации суммы квадратов отклонений фактических уровней от выровненных значений, исчисленных по определенной функции, например прямой К выполнению курсового проекта - student2.ru t=а+bt. Для определения параметров уравнения а и b в соответствии с требованиями данного метода составляется система из двух нормальных уравнений:

К выполнению курсового проекта - student2.ru

Для упрощения расчетов применяется способ отсчета от условного начала, где значения дат заменено отклонениями (t) от даты, занимающей центральное место в динамическом ряду (t=0). В следствии того, что К выполнению курсового проекта - student2.ru =0, система уравнений упрощается и К выполнению курсового проекта - student2.ru , К выполнению курсового проекта - student2.ru .

Аналитическое выравнивание может быть произведено с использованием ППП Excel:

1.Постройте таблицу Б1, включающую расчетные показатели для определения параметров уравнения тренда.

Определите расчетные показатели с применением «Мастера функций» ( СУММ, СРЗНАЧ.и т.д.) или вводом функции в соответствующую ячейку с клавиатуры. После расчета показателей, подставьте их в формулы определения параметров уравнения.

Таблица Б1Аналитическое выравнивание результативного показателя с 1999 по 2005 г.

Год у t уt t2 К выполнению курсового проекта - student2.ru
у1 -3    
у2 -2    
у3 -1    
у4    
у5    
у6    
у7    
Итого ∑у ∑ уt ∑ t2  

Коэффициент b покажет среднегодовое увеличение (уменьшение) у . Параметр a будет представлять собой значение выровненного уровня ряда для центрального в динамическом ряду года, принятого за условное начало отсчета.

Сделать точечный прогноз на перспективу можно путем подстановки в полученное уравнение значений отклонений от центрального года для прогнозируемых периодов, например для 2006г. это значение 4. Затем можно рассчитать доверительный прогноз на будущий год, с учетом доверительной ошибки прогноза.

2.Получить в ППП Excel уравнение тренда ряда динамики можно также с применением «Мастера диаграмм». Построив диаграмму по фактическим уровням ряда и выбрав пункт меню «Диаграмма» / «Добавить линию тренда», необходимо также указать в пункте «Параметры» вывод уравнения тренда и величины достоверности аппроксимации R2. В дальнейшем используя коэффициент R2 произвести отбор функции тренда наиболее адекватно отражающей фактическую тенденцию изменения показателя во времени.

При этом надо учесть, что в рассчитанном программой уравнении тренда

у= bх+a, х.будет представлять порядковый номер года и изменяться от 1 до n (в нашем примере от 1 до 7). Следовательно, при определении прогнозного уровня ряда в 2006г. необходимо будет подставлять значение х=8.

Приложение В

Методика проведения парной линейной регрессии изучаемого социально-экономического показателя.

Таблица В1 Исходные данные

Год Изучаемый показатель (У) Фактор (Х)

Для исключения автокорреляции остатков для дальнейшего корреляционно-регрессионного анализа должны использоваться отклонения от тренда или цепные абсолютные приросты: ∆ц уi- Уi-1 , ∆ц хi- Хi-1.

Таблица В2 Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа

Год ц у ц х

В ППП Excel ввести таблицу с исходными данными. Выбрать пункт меню «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «корреляция». Полученный результат в виде матрицы коэффициентов парной корреляции представлен в таблице В3.

Таблица В3 Матрица коэффициентов парной корреляции

У Х
У  
Х rху

Коэффициент парной корреляции до │0,3│будет свидетельствовать о несущественной степени связи между переменными, от │0,3 │до │0,5│- о слабой, от │0,5│ до│0,7│ – об умеренной, и свыше │0,7│ - о сильной.

Следующим этапом будет проведение регрессионного анализа. В пункте «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «регрессия», затем в данном диалоговом окне указать диапазон результативного (У) и факторного показателей (Х), отметить значком «v» строки «вывод остатков» и «график остатков». Пакет анализа выведет итоговые результаты расчетов представленные в таблицах В4,В5,В6,В7.

Таблица В4 Регрессионная статистика

Множественный R  
R-квадрат  
Нормированный R-квадрат  
Стандартная ошибка  
Наблюдения  

Коэффициент детерминации r2 показывает, сколько процентов изменения прироста У обусловлено вариацией цепного прироста Х.

Оценка значимости уравнения регрессии в целом приводиться согласно дисперсионного анализа по F –критерию Фишера, приведенному в таблице В5. Если Fфакт>F табл ( α=0,05, к1=m=1, к2 =n-m-1), то уравнение является статистически значимым, если F факт < F табл, то не значимым.

Таблица В5 Дисперсионный анализ

  df SS MS F Значимость F
Регрессия          
Остаток          
Итого          

Таблица В6 Основные характеристики параметров регрессионного уравнения.

  Коэффи-циенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение Нижние 95% Верхние 95%
Y-пересечение            
Х            

Коэффициент регрессии показывает, на сколько произойдет увеличение (уменьшение) ежегодного прироста У от своего среднего значения при увеличение прироста Х на 1.

Проверка значимости параметров уравнения регрессии проводиться на основе t-критерия Стьюдента (t –статистика). Так если tфакт> tтабл, то параметр уравнения является статистически значим, а если не tфакт< tтабл (α=0,05, df =n-m-1), то незначим.

В таблице В7 приводятся отклонения фактических данных результативного показателя от предсказанных, согласно уравнению прямой, после подстановки в него фактических значений Х.

Таблица В7 Остатки

Наблюдение Предсказанный У Остатки

Если с точки зрения целесообразности лучшем для результативного показателя является его повышение, то о резервах роста будут свидетельствовать отрицательные остатки по каждому отдельному наблюдению, если уменьшение, то положительные.

ОПД.Ф.05 СТАТИСТИКА

Методические указания

к выполнению курсового проекта

Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление

Уфа – 2006

УДК 311

ББК 65.051

М 54

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 7 от «29» мая 2006 г.)

Составители: ассистент Горелова А.В.

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры налогов и кредита Макова М.М.

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой статистики и

информационных систем в экономике д.э.н., профессор Рафикова Н.Т.

Введение

Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента.

Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. Данный проект предполагает комплексный анализ социально-экономических явлений и процессов с использованием статистических методов: обобщающих показателей, графиков, таблиц, корреляционно-регрессионного анализа и других.

В процессе выполнения проекта студентом решаются следующие задачи: приобретаются навыки применения статистических методов, приобретает практический опыт аналитической работы.

Структура курсового проекта

Курсовой проект должен состоять из следующих разделов: введения, основной части, выводов и предложений, библиографического списка, приложений. Примерный перечень разделов курсового проекта на тему «Статистико-экономический анализ занятости и безработицы в Российской Федерации» может быть следующим:

Введение

1.Система показателей и методов статистического исследования занятости и безработицы населения.

2.Статистико-экономический анализ занятости и безработицы населения РФ.

2.1 Динамика показателей занятости и безработицы населения в РФ.

2.2 Выявление тенденции изменения показателей занятости и безработицы в РФ.

2.3. Статистический анализ факторов, влияющих на уровень безработицы населения

Выводы и предложения.

Библиографический список.

Приложения.

В ведении раскрываются цель, задачи выполнения курсового проекта, актуальность выбранной темы, объект и информационную базу исследования.

Описание системы показателей и методов должно содержать методику расчета основных показателей, характеризующих изучаемое социально-экономическое явления или процесс и методов их статистического анализа, использованных в курсовом проекте.

Статистико-экономический анализ исследуемого объекта должен включать рассмотрение следующих основных пунктов:

- динамики изменения показателей характеризующих изучаемое социально-экономическое явление или процесс, представленной в виде таблиц, графиков;

- расчета аналитических и средних показателей динамики (примерный порядок выполнения представлен в приложении А);

- выявления основной тенденции изменения анализируемых показателей за исследуемый период (приложение Б);

- выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателя с применением статистических методов: корреляционно-регрессионного анализа, индексного метода и т.п. (приложение В). Количество применяемых методов при анализе факторов, может выбираться студентом самостоятельно, но не должно быть менее двух.

Показатели в стоимостном выражении, для проведения сравнительного анализа в динамике, необходимо приводить в сопоставимый вид, путем индексации.

Раздел «Выводы и предложения» должен содержать основные итоги и предложения по использованию результатов, полученных в процессе выполнения курсового проекта.

Исходные данные для выполнения курсового проекта берутся из статистических ежегодников за последние 7-9 лет.

Наши рекомендации