Необходимо размножение более совершенных
Крайне важно размножение человека, ликвидирование его дурных форм и улучшение их качества. Средством для этого служит разумное соединение полов и заботы о детях.
Каково же это соединение?
Оно может быть: беспорядочное, многожёнство, многомужество и среднее между ними и единобрачное. Первое не подчиняется научному наблюдению и не может систематически и наверняка улучшать породу. Кроме того, оно часто сопровождается бесплодием и способствует распространению болезней. Оно не составит счастья супругов и детей. Человек так устроен, что большинству необходима семья, т. е. супруг и дети. Это выработано естественным подбором. Видно, оно и нужно для сохранения рода. Многоженство мучительно для женщин, многомужество – для мужчин, смешанное сочетание – для тех и других. Все это – беспорядок и горе для детей и ослабление плодовитости.
Обратимся к единобрачию. Наш принцип не причинять никому страданий. Но раз супруги расходятся, то или они страдают, или их дети. Ни то, ни другое не допустимо. Конечно, если нет детей и оба желают развода, то он разрешается. Многожёнство вообще обидно для женщины. Если же найдутся желающие, то можно допустить и это. Но трудно себе представить, чтобы при многожёнстве не было ссор между матерями. Притом силы мужчины будут рассеяны на несколько женщин, и это может нехорошо отразиться на потомстве.
Про многомужество скажем то же. Кроме того, при этом трудно систематически улучшать род, так как неизвестно, кто отец ребёнка. И то и другое, вообще, не способствует улучшению рода, его обильному размножению, счастью и мирному житию. Опасность распространения болезней также больше, чем при единосупружестве. Развод и новый брак допускается, если нет пострадавших. Но браком может быть недоволен один из супругов. Он может очень при этом мучиться. Как тут быть, если развод сопровождается страданием другого супруга или детей?
Дело в том, что один из супругов часто охладевает к другому вследствие невоздержанности и происходящего из этого пресыщения. При воздержанности любовь сохраняется до старости.
Жена родит и ослабевает. Мужчину тянет к другой. Но разве жена виновата! Нужно терпение и воздержание. Оно усиливает здоровье и умственные силы обоих супругов. Бывает и обратное: ослабеет мужчина. И тут сделаем те же указания. Нужно также избегать после брака общения с противоположным полом. Понятно, что найдётся всегда более привлекательный и свежий супруг, который и потянет связанного браком к измене или разводу. Но ведь главное – добро. Поэтому потерпим ради вечной и блаженной будущей жизни и ради доброго бога и его служителей.
Конечно, половое стремление есть потребность и страсть. Но главное в нем – размножение и улучшение рода, а не наслаждение. Да и наслаждение не заслуживает внимание, так как чем оно больше, тем больше и жажда его, т. е. тяжесть жизни. Под влиянием страсти человек мучается и теряет работоспособость. Без достижения главной цели нас ожидает будущая мученическая жизнь на земле. Потомство ухудшается при следующих условиях.
а) Когда брак заключается без любви или взаимного расположения. В особенности, когда супруги чувствуют взаимное отвращение.
б) Когда большая разница между годами супругов.
в) Когда один из супругов или оба имеют родовые болезни, а также физические или умственные недостатки.
г) Когда один или оба супруга изнурены необыкновенным трудом, какими-нибудь напряжёнными подвигами, болезнями, страстями или другими редкими испытаниями.
Понятно, что таких браков надо избегать. Но невозможно без ошибочных браков. Это должно обнаружиться бесплодием или дурным потомством. Тогда необходим развод. В последнем случае он обязателен.
Но как же брак заключать по любви? Большинство браков по необходимости заключается без любви. Красивых супругов мало и они заключают браки не со мной. Как же мне-то быть? Довольно, если нет отвращения между супругами, если есть между ними согласие и дружба. Любовь рождается и между такими в силу половой потребности и воздержания. Притом всякий супруг может возбудить в другом любовь страстную и продолжающуюся всю жизнь при непременном воздержании. Только супруги не должны зевать по сторонам на недоступных им для брака людей. Мы едим с наслаждением самую скудную и дешёвую пищу, если голодны, и пренебрегаем самой изысканной, если сыты. Также и в браке. Лишь взаимное отвращение супругов делает брак вредным, потому что указывает на их несходство и угрожает дурным потомством. Довольно простой симпатии и мира. Хорошо, если есть любовь более крепкая. Но раз нельзя сойтись при таких условиях, то приходится ограничиться меньшим. Не покупать же супруга, как это в обычае. Продажа или покупка супруга, также взаимно корыстный брак без расположения друг к другу, есть преступление, которое будет наказано ссорами, изменами и дурным потомством. Про грубое насилие в браке мы не говорим. Так как никакое насилие, вообще не допустимо.
Иные супруги имеют обманчивые признаки привлекательности и не дают ни обильного потомства, ни здоровья детям. Они рождают немногих с такими же обманчивыми половыми привлекательностями, как они сами. Такие браки, хотя по страстной любви, не очень нужны и важны для людей… Любовь, конечно, существует и в общем есть важный признак пригодности брака, но она укрепляется и продолжается воздержанием, целомудрием и гигиеническою жизнью. При распутстве, пьянстве и прочем любовь не возникает. Возникает низкая страсть, и то слабо. Напротив, почти всякий здоровый супруг может возбудить страстную любовь в другом таком же воздержанном супруге.
ДОБРО И ЗЛО ОТ БОГАТСТВА
При описанных условиях едва ли можно сильно разбогатеть. Ведь весь доход состоит из аренды и заработной платы минус налоги. Богатеет общество, но члены его получают немного. Полученное ими золото тратится на пищу, жилище, передвижение, развлечение и прочее. Все же организаторы, изобретатели, вообще, особенно полезные обществу люди могут получать больше других. Чем полезнее член, тем более он требует золота за свою работу. Этому нельзя мешать. Если общество соглашается ему много платить, то значит обществу это выгодно. В ущерб себе оно давать золото не станет. Общество и люди потеряют, если не заплатят полезному члену требуемое им, потому что тогда изобретатель или мыслитель может скрыть обогащающую общество мысль или действие. Это нехорошо – но это возможно. Таким образом, как бы возможно обогащение одного лица, скопление золота в одних руках. Но все же при этом человечество должно выиграть, потому что даёт золото не даром, а за такие действия, которые принесут людям существенные выгоды, превышающие расходы на оплату мыслителя.
Допустим, что значительная часть золота скопилась в руках одного, и он это богатство не выпускает из своих рук. Что же тогда произойдёт? Цена оставшегося у людей золота тогда повысится, и все владельцы денег выиграют. Деятельность остальных обществ не ослабится, а даже увеличится, благодаря возвышению цен на имеющееся у них золото. Урожаи не прекратятся, промышленность не ослабится, ничего худого не произойдёт.
Но положим, что нажившийся не зароет и не истребит свое золото, а начнёт тратить его на самого себя, раздавать его недостойным людям, детям, родственникам, льстецам и прочим. Все эти люди заставят работать прочих на них, служить им, делать дома, вещи, исполнять глупости, производить предметы роскоши, соблазнять женщин и мужчин неестественными союзами без любви и прочим.
Ошибки, увлечения и заблуждения даже гениального человека неизбежны. Получится много нецелесообразных действий, сопряжённых с капитализмом. Как же быть? Конечно, может быть и обратное: талантливый капиталист затеет ряд дел, которые обогатят человечество. Однако рассчитывать на это нельзя (потому что таланты большею частью бывают односторонними, т. е. дарования узки и не простираются до социалистического гения) и нужно какими-либо законами ограничить власть капитала. Мне кажется, можно не ограничивать эту власть пока она проявляет себя хорошими результатами. Но если результаты начинают клониться к упадку, то капиталист подвергается суду общества и его решению, вплоть до отобрания капитала в пользу человечества. Но он и тогда не умрёт с голоду, потому что имеет аренду и заработок, как его жена и дети. Такое решение или более снисходительное может его только отрезвить и вновь направить на полезную деятельность.