Предварительные основные размеры колеса
Делительный диаметр:
Ширина:
Ширину колеса после вычисления округляют в ближайшую сторону до стандартного числа (см. табл. 24.1).
Модуль передачи.Максимально допустимый модуль ,мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания
Минимальное значение модуля , мм, определяют из условия прочности:
где Km = 3,4 • 103 для прямозубых и Кт = 2,8 • 103 для косозубых передач; вместо подставляют меньшее из значений и .
Коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба
Коэффициент учитывает внутреннюю динамику нагружения,связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Значения принимают по табл. 2.9 в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей
Таблица 2.9
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Твердость на поверхности зубьев колеса | Значения KFv при и, м/с | ||||
ПРИМЕЧАНИЕ: В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе — для косозубых зубчатых колес.
— коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле
— коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями, определяют так же, как при расчетах на контактную прочность: = .
В связи с менее благоприятным влиянием приработки на изгибную прочность, чем на контактную, и более тяжелыми последствиями из-за неточности при определении напряжений изгиба приработку зубьев при вычислении коэффициентов и не учитывают.
Из полученного диапазона ( ... ) модулей принимают меньшее значение т, согласуя его со стандартным (ряд 1 следует предпочитать ряду 2):
Ряд 1, мм.......1,0; 1,25; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0; 10,0
Ряд 2, мм............1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,0; 9,0
Значение модулей т < 1 мм при твердости ≤ 350 НВ и т < 1,5 мм при твердости ≥ 40 HRC для силовых передач использовать нежелательно.
Суммарное число зубьев и угол наклона.Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес
шевронных колес
Суммарное число зубьев
Полученное значение округляют в меньшую сторону до целого числа и определяют действительное значение угла наклона зуба:
Для косозубых колес = 8... 20°, для шевронных — = 25 ... 40°.
Число зубьев шестерни и колеса.Число зубьев шестерни
Значение округляют в большую сторону до целого числа.
Для прямозубых колес = 17; для косозубых и шевронных .
При <17 передачу выполняют со смещением для исключения подрезания зубьев и повышения их изломной прочности. Коэффициент смещения
Для колеса внешнего зацепления для колеса внутреннего зацепления .
Число зубьев колеса внешнего зацепления внутреннего зацепления
Фактическое передаточное число Фактические значения передаточных чисел не должны отличаться от номинальных более чем на: 3 % — для одноступенчатых, 4 % — для двухступенчатых и 5 % — для многоступенчатых редукторов.
Диаметры колес(рис. 2.5). Делительные диаметры d:
шестерни................................................................
колеса внешнего зацепления...............................
колеса внутреннего зацепления.........................
Диаметры и окружностей вершин и впадин зубьев колес внешнего зацепления:
колес внутреннего зацепления:
где и — коэффициенты смещения у шестерни и колеса; - коэффициент воспринимаемого смещения; а — делительное межосевое расстояние:
Размеры заготовок.Чтобы получить при термической обработке принятые для расчета механические характеристики материала колес, требуется, чтобы размеры Dзаг, Сзаг, Sзаг заготовок колес не превышали предельно допустимых значений Dnp, Snp (см. табл. 2.1):
Dзаг ≤ Dnp; Сзаг ≤ Snp; или Sзаг≤ Snp.
Значения Dзаг, Сзаг, Sзаг (мм) вычисляют по формулам: для цилиндрической шестерни (рис. 2.6, a) Dзаг = da+ 6 мм; для конической шестерни (рис. 2.6, б) Dзаг = dae + 6 мм; для колеса с выточками (рис. 2.6, е) Сзаг = 0,5 и Sзаг = 8m; для колеса без выточек (см. рис. 2.5) Sзаг = b+4 мм.
При невыполнении неравенств изменяют материал деталей или способ термической обработки.
Проверка зубьев колес по контактным напряжениям.Расчетное значение контактного напряжения
где = 9600 для прямозубых и = 8400 для косозубых передач, МПа1/2.
Если расчетное напряжение меньше допускаемого в пределах 15 ... 20 % или больше в пределах 5 %, то ранее принятые параметры передачи принимают за окончательные. В противном случае необходим пересчет.
Силы в зацеплении(рис. 2.7):
окружная
радиальная
(для стандартного угла — 20° = 0,364);
осевая
Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба.Расчетное напряжение изгиба: в зубьях колеса
в зубьях шестерни
Значения коэффициента , учитывающего форму зуба и концентрацию напряжений, в зависимости от приведенного числа зубьев и коэффициента смещения для внешнего зацепления принимают по табл. 2.10.
Для внутреннего зацепления:
z.....................................................40 50 63 71
YFS................................................4,02 3,88 3,80 3,75
Значение коэффициента Yβ, учитывающего угол наклона зуба в косозубой передаче, вычисляют по формуле (β в градусах):
— коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.
Для прямозубых передач: = 1; = 1 — при степени точности 8,9; = 0,8 — при степени точности 5 ... 7.
Для косозубых передач = 0,65.