Занятие 64. «Летние забавы»
Цель: Составление рассказов о летних играх и развлечениях по представлению (из личного опыта детей).
Задачи:
— систематизировать знания детей о лете;
— воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе;
— уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков; активизировать словарь антонимов;
— учить детей понимать значения пословиц;
— учить детей составлять рассказы о летних играх и развлечениях по представлению (из личного опыта);
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, воображение;
— учить детей работать сообща, помогать друг другу.
Оборудование: картинки с изображениями примет лета, специальные и призовые фишки, мяч, магнитно- маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой летний месяц, например: «Март», и передает мяч ребенку слева. Ребенок берет мяч, называет следующий месяц: «За мартом — апрель», и передает мяч дальше. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед снова называет месяц: «Май, а перед ним...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. |
«Скажи наоборот» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Пасмурный день. — Солнечный день. |
«Что можно делать летом!» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед спрашивает каждого ребенка по очереди о том, что можно делать летом. Дети должны составить предложение по образцу: «Летом можно купаться в реке и загорать». |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений пословиц.
Логопед объясняет детям значения пословиц: «Лето — припасиха, а зима — подбериха»; «Лето собирает, а зима поедает».
Составление рассказов о летних играх и развлечениях по представлению (из личного опыта детей).
Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных времен года.
Логопед. Рассмотрите картинки и выберите из них те» на которых изображено лето. Объясните свой выбор.
Дети составляют предложения о приметах лета.
Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять рассказы о летних играх и развлечениях. В любом рассказе должен быть порядок, поэтому составлять рассказы мы будем по плану.
Сначала нужно рассказать о том, какие изменения происходят летом в природе и жизни человека.
Затем — о том, в какие игры можно играть летом, и чем можно заниматься.
Закончить рассказ нужно отношением к этому времени года. Расскажите, почему вам нравится лето.
Каждый из вас получит за составленный рассказ специальную фишку. А за каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить еще и призовую фишку.
Логопед по очереди приглашает детей к доске. Придерживаясь пунктов плана, дети составляет рассказы. После этого логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Подсчитывает фишки детей, определяет победителей. Дети аплодируют им.
Занятие 65. «Школа. Какая она?»
Цель: Составление рассказов о школе по представлению.
Задачи:
— систематизировать знания детей о школе;
— воспитывать интерес к будущей школьной жизни;
— уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
— объяснять значение многозначных слов, пословиц;
— учить детей составлять рассказы по представлению (из личного опыта) о школе и школьных принадлежностях;
— стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Оборудование: картинки с изображениями помещения школы и школьных принадлежностей, специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I: Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Предмет нужен или нет!» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Лого- лед называет различные предметы, а дети должны определить, нужны они в школе или нет. Например, логопед называет слово тетрадь и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч и дает ответ: «Тетрадь нужна в школе. В тетради записывают и выполняют разные задания». Игра продолжается. |
«Каким нужно быть в школе!» | Логопед предлагает детям подумать и рассказать о том, каким нужно быть в школе. Например: в школе нужно быть внимательным и воспитанным. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов и пословиц.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов ручка, доска и пословиц: «Учиться — всегда пригодится», «Ученье — свет, а неученье — тьма».