V. Работа над задачами. Устно ученики решают задачу 3 (с
Устно ученики решают задачу 3 (с. 77 учебника, часть 2), которую читает учитель.
После этого учащиеся читают задачу 2 (с. 77 учебника, часть 2).
– Вы прочитали задачу?
– Что в задаче известно?
– Что следует узнать?
– Каким действием нужно решать эту задачу?
– Почему?
– Запишите решение.
– Проверьте себя, выполнив рисунок.
– Составьте две обратные задачи.
– Каким действием они будут решаться?
– Запишите решение.
– Если это необходимо, сделайте рисунок.
VI. Работа с геометрическим материалом.
Под руководством учителя выполняется задание 5 (с. 77 учебника, часть 2), в котором дети, зная периметр треугольника и длины двух его сторон, находят длину третьей стороны.
Р е ш е н и е:
28 – 9 – 7 = 12 см
Или: 28 – (9 + 7) = 12 см
Затем учитель просит учеников рассмотреть линию, изображённую на полях с. 77 (учебник, часть 2),
– Что хотите сказать?
– Чем интересна эта ломаная? (Все её звенья имеют одинаковую длину – 2 см.)
– Как найти длину данной ломаной? (Умножением.)
– Запишите решение и узнайте длину ломаной.
VII. Решение выражений.
Работа ведётся по заданию 6 (с. 77 учебника, часть 2).
Устно с объяснением решаются 1-й и 4-й столбики, затем самостоятельно с последующей взаимопроверкой 2-й и 3-й столбики.
Если дети не успеют выполнить задание в классе, оно может быть закончено дома.
VIII. Домашнее задание:учить таблицу умножения на 3.
IX. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Для чего нужны знания, приобретённые сегодня?
– Всё ли вам было понятно?
– Оцените свою работу.
У р о к 130. ДЕЛЕНИЕ НА 3
Цели:составить с учащимися таблицу деления на 3, опираясь на таблицу умножения числа 3; развивать умение сравнивать произведение; продолжать формировать умение решать задачи делением; развивать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
90 90 90 90 90
30 30 30 30 30
III. Устный счет.
1. Выявите закономерность и продолжите:
40 – 9
41 – 8
42 – 7
43 – 6
...
…
Р е ш е н и е:
40 – 9
41 – 8
42 – 7
43 – 6
44 – 5
45 – 4
2. Продолжите ряды чисел:
2, 4, 6, 8, … , … , … , … , … , 20
3, 6, 9, … , … , … , … , … , … , 30.
Р е ш е н и е:
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20
3, 6, 9, 12,15, 18, 21, 24, 27, 30.
3. Задание 4 (с. 77 учебника, часть 2).
Таблица записана на доске. Ученики составляют по ней произведения и частные и находят их значения.
IV. Изучение нового материала.
Составление таблицы деления на 3 можно провести аналогично составлению таблицы деления на 2. Важно, чтобы данная таблица была составлена в ходе практической деятельности учащихся. Также при составлении таблицы учащиеся опираются на произведение, с которым связано получаемое частное.
Учитель может провести также изучение нового материала, выполняя с детьми задание 1 (с. 78 учебника, часть 2).
В результате работы у детей в тетрадях и на доске появится запись:
3 : 3 = 1
6 : 3 = 2
9 : 3 = 3
12 : 3 = 4
15 : 3 = 5
18 : 3 = 6
21 : 3 = 7
24 : 3 = 8
27 : 3 = 9
Также в процессе работы составляется другая таблица:
9 : 3 = 3
12 : 4 = 3
15 : 5 = 3
18 : 6 = 3
21 : 7 = 3
24 : 8 = 3
27 : 9 = 3
После того как таблицы составлены устно, с объяснением выполняется задание 2 (с. 78 учебника, часть 2).
V. Работа над задачами.
Устно решается задача 5 (с. 78 учебника, часть 2). Затем ученики читают задачу 6 (с. 78 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Дополните условие задачи необходимыми данными числами.
– Какое действие выберете для решения задачи?
– Почему?
– Запишите решение.
– Проверьте себя, выполнив рисунок.
Далее учащиеся в парах решают задачу 3 (с. 78 учебник часть 2), после чего устно к этой задаче составляются две обратные.
VI. Сравнение выражений.
Учащиеся выполняют с комментированием задание 4 (с. 78 учебника, часть 2).
VII. Домашнее задание:начать учить таблицу деления на 3.
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что новое узнали?
– Почему это нужно знать?
– Какова ваша роль сегодня на уроке?
– Чью бы работу вам хотелось отметить?
У р о к 131. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели:закреплять знание учащимися таблицы умножения и деления на 2 и на 3; развивать умение решать задачи умножением и делением, навыки счёта, логическое мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
13 13 13 13 13
45 45 45 45 45
III. Устный счет.
1. Проверьте верность равенств.
3 · 5 + 3 = 3 · 6
3 · 4 + 3 = 3 · 7
3 · 8 – 3 = 3 · 7
3 · 9 – 3 = 3 · 6
2 · 6 + 2 = 2 · 8
2 · 6 – 2 = 2 · 5
Равенства, в которых допущены ошибки, исправьте разными способами.
2. Ребусы.
*8 – 4* = 28
*7 + 2* = 70
3* + *9 = 59
8* – *7 = 21