Пальчиковая гимнастика. Аленка-маленка {Хлопок ладонями, удар кулаками

Аленка-маленка {Хлопок ладонями, удар кулаками

Шустра, быстра: друг о друга — 2 раза.)

Воды наносила, {.Загибают пальчики по одному,

Сарафан дошила, начиная с большого.)

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела. (Хлопок ладонями, удар

В охотку ей дело. кулаками друг о друга 2 раза.)

Дидактические игры

Четвертый лишний

Используется готовая настольная игра или подбираются предметные картинки, например, из лото. В ряду предметов ребенок выделяет лишний предмет и объясняет свой выбор. Например, платье, сарафан, брюки, матрешка (лишняя матрешка, так как это игрушка, а все ос­тальное одежда); шорты, шуба, майка, сарафан (лишняя шуба, так как это зимняя одежда, а все остальное — летняя одежда).

Чего не хватает?

Взрослый рисует в альбоме ребенка брюки без одной брючи­ны, платье без рукава, рубашку без пуговиц.

Ребенок называет и дорисовывает недостающие детали и рас­крашивает предметы одежды.

5. Итог занятия.Оценка деятельности ребенка

Взрослый и ребенок вспоминают, что рассматривали и о чем говорили сегодня на занятии.

Ребенок с помощью взрослого вырезает предметы одежды (здесь пригодятся старые мамины журналы типа «Космополитен» и «Лиза») и наклеивает их в альбом.

Зимняя и летняя одежда приклеиваются на разных стра­ницах.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

Речевой материал

Для заучивания предлагается русская народная потешка:

Кошка на окошке

Рубашку шьет,

Курочка в сапожках

Избушку метет.

Игры

Уложим куклу спать

Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, ри­сунком, цветом.

Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ре­бенок раздевает куклу, а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Что­бы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.

Кукла проснулась

Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, ри­сунка, цвета.

Оборудование: кукла на кроватке, кукольная одежда.

Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит в кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нуж­но одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Наденем на куклу маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку воп­росы: «Что ты надеваешь на куклу? Какого цвета маечка?».

Нарядим куклу

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход. Взрослый предлагает ребенку одеть куклу в зависимос­ти от ситуации (для катания на лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает куклу, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы: «Оденем куклу в синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивают его на пу­говицы». Чтобы активизировать речь ребенка, взрослый спра­шивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?».

Назови ласково

Цель: научить образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды большого и маленького размера.

Ход.

Платье — платьице; майка — маечка; носки — носочки; сара­фан — сарафанчик; рубашка — рубашечка.

Кто во что одет?

Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с мальчиком и девочкой.

Ход. Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти — пла­тье, а у Саши — рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки — длинные» и т. д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудня­ется, взрослый сам отвечает на вопросы.

Чего не хватает?

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

Ход. См. игру из темы «Игрушки».

ЧАЙНАЯ ПОСУДА

Цели:

I уточнить и активизировать словарь по теме, обобщить;

© закрепить умение образовывать простые грамматические формы существительных: уменьшительно-ласкательную форму и форму множественного числа;

© формировать новое умение - умение согласовывать суще­ствительное с числительным; О ввести в словарь ребенка прилагательные «большая»,«средняя», «маленькая»;

О развитие общей и мелкой моторики, логического мышления.

Оборудование: разрезная картинка «Чашка» (два гори­зонтальных разреза), набор игрушечной чайной посуды или на­стоящая (лучше пластмассовая) чайная посуда (чашка, блюдце, десертная тарелка, чайная ложка, сахарница, чайник), настоя­щий или игрушечный стол, иллюстрированная книжка «Три медведя», пять настоящих чашек и ложек (или игрушечных), альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Разрезная картинка «Чашка». Ребенок собирает картинку и называет ее.

Дидактические игры

Чаепитие

Взрослый просит ребенка накрыть стол к чаю. Малыш выпол­няет данные ему поручения: «Поставь чайник и сахарницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюд­цами. Положи чайные ложки справа от каждой чашки».

Ребенка с хорошим уровнем речевого развития можно позна­комить с такими предметами и словами как «хлебница», «кон­фетница», «десертная тарелка». Затем ребенок подбирает обобщающее слово ко всем предме­там — посуда. Взрослый уточняет, что это чайная посуда, так как она используется в то время, когда пьют чай.

Угостим медведей чаем

В идеале для игры используется набор посуды разной вели­чины. Для индивидуального занятия подойдет хорошо иллюс­трированная книжка «Три медведя». Из набора посуды ребе­нок выбирает чашку, ложку и тарелку для медведя, медведи­цы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные «большая», «средняя» и «малень­кая». Мишуткину посуду называют ласково и побуждают к этому малыша: чашка — чашечка; тарелка — тарелочка; лож­ка — ложечка.

Динамическая пауза

Наши рекомендации