Пальчиковая гимнастика. Аленка-маленка {Хлопок ладонями, удар кулаками
Аленка-маленка {Хлопок ладонями, удар кулаками
Шустра, быстра: друг о друга — 2 раза.)
Воды наносила, {.Загибают пальчики по одному,
Сарафан дошила, начиная с большого.)
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Песню допела,
Везде поспела. (Хлопок ладонями, удар
В охотку ей дело. кулаками друг о друга 2 раза.)
Дидактические игры
Четвертый лишний
Используется готовая настольная игра или подбираются предметные картинки, например, из лото. В ряду предметов ребенок выделяет лишний предмет и объясняет свой выбор. Например, платье, сарафан, брюки, матрешка (лишняя матрешка, так как это игрушка, а все остальное одежда); шорты, шуба, майка, сарафан (лишняя шуба, так как это зимняя одежда, а все остальное — летняя одежда).
Чего не хватает?
Взрослый рисует в альбоме ребенка брюки без одной брючины, платье без рукава, рубашку без пуговиц.
Ребенок называет и дорисовывает недостающие детали и раскрашивает предметы одежды.
5. Итог занятия.Оценка деятельности ребенка
Взрослый и ребенок вспоминают, что рассматривали и о чем говорили сегодня на занятии.
Ребенок с помощью взрослого вырезает предметы одежды (здесь пригодятся старые мамины журналы типа «Космополитен» и «Лиза») и наклеивает их в альбом.
Зимняя и летняя одежда приклеиваются на разных страницах.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
Речевой материал
Для заучивания предлагается русская народная потешка:
Кошка на окошке
Рубашку шьет,
Курочка в сапожках
Избушку метет.
Игры
Уложим куклу спать
Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.
Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу, а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.
Кукла проснулась
Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета.
Оборудование: кукла на кроватке, кукольная одежда.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит в кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Наденем на куклу маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты надеваешь на куклу? Какого цвета маечка?».
Нарядим куклу
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.
Ход. Взрослый предлагает ребенку одеть куклу в зависимости от ситуации (для катания на лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает куклу, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы: «Оденем куклу в синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивают его на пуговицы». Чтобы активизировать речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?».
Назови ласково
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением одежды большого и маленького размера.
Ход.
Платье — платьице; майка — маечка; носки — носочки; сарафан — сарафанчик; рубашка — рубашечка.
Кто во что одет?
Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с мальчиком и девочкой.
Ход. Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти — платье, а у Саши — рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки — длинные» и т. д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.
Чего не хватает?
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.
Ход. См. игру из темы «Игрушки».
ЧАЙНАЯ ПОСУДА
Цели:
I уточнить и активизировать словарь по теме, обобщить;
© закрепить умение образовывать простые грамматические формы существительных: уменьшительно-ласкательную форму и форму множественного числа;
© формировать новое умение - умение согласовывать существительное с числительным; О ввести в словарь ребенка прилагательные «большая»,«средняя», «маленькая»;
О развитие общей и мелкой моторики, логического мышления.
Оборудование: разрезная картинка «Чашка» (два горизонтальных разреза), набор игрушечной чайной посуды или настоящая (лучше пластмассовая) чайная посуда (чашка, блюдце, десертная тарелка, чайная ложка, сахарница, чайник), настоящий или игрушечный стол, иллюстрированная книжка «Три медведя», пять настоящих чашек и ложек (или игрушечных), альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Разрезная картинка «Чашка». Ребенок собирает картинку и называет ее.
Дидактические игры
Чаепитие
Взрослый просит ребенка накрыть стол к чаю. Малыш выполняет данные ему поручения: «Поставь чайник и сахарницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами. Положи чайные ложки справа от каждой чашки».
Ребенка с хорошим уровнем речевого развития можно познакомить с такими предметами и словами как «хлебница», «конфетница», «десертная тарелка». Затем ребенок подбирает обобщающее слово ко всем предметам — посуда. Взрослый уточняет, что это чайная посуда, так как она используется в то время, когда пьют чай.
Угостим медведей чаем
В идеале для игры используется набор посуды разной величины. Для индивидуального занятия подойдет хорошо иллюстрированная книжка «Три медведя». Из набора посуды ребенок выбирает чашку, ложку и тарелку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные «большая», «средняя» и «маленькая». Мишуткину посуду называют ласково и побуждают к этому малыша: чашка — чашечка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка.
Динамическая пауза