Дидактические игры Что исчезло?
Взрослый выкладывает на столе 3 овоща или 3 картинки с изображением овощей. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза. В это время прячет один из овощей.После того, как ребенок открывает глаза, взрослый спрашивает: «Чего нет? Какой овощ исчез?».Примерные ответы: «Нет лука», «Нет огурца» и т. п.
Один — много (с мячом)
Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку.
Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому: помидор — помидоры; огурец — огурцы; репа — репы; морковь — моркови.
Можно усложнить задание (для детей с хорошим уровнем развития речи, способных повторить данные формы слов). Взрослый прячет овощи в корзинку и спрашивает ребенка: «Чего нет?». Тот отвечает: «Помидоры — помидоров; огурцы — огурцов; репы — реп».
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Вспомните с ребенком, что вы сегодня рассматривали, о чем говорили. Похвалите его. Можно вместе с ребенком сделать овощной салат или винегрет.
Обсуждайте каждое действие (моем, режем, чистим, мешаем и т. д.), описывайте овощи (огурец маленький, зеленый, овальный, шершавый, вырос на грядке на огороде).
Желательно в тетради ребенка (об этом говорилось ранее) наклеить изображения овощей (вырезает (с вашей помощью специальными детскими ножницами) и клеит сам ребенок).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
Речевой материал
Закрепить все пройденное на занятии можно с помощью игр и с помощью специально подобранных литературных произведений.
Можно загадать ребенку загадки об овощах, а он назовет отгадки или покажет их:
Летом в огороде — Свежие, зеленые,
А зимою в бочке — Желтые, соленые
Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?
(Огурцы.)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
(Капуста.)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Бела, рассыпчата, вкусна,
И на столе всегда она.
(Картошка.)
Говорящим детям рекомендуется загадку про лук выучить наизусть.
Игры
Чудесный мешочек
Цель:закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о форме, цвете, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
Зайкины загадки
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушечный заяц, мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.
Один — много
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных .
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: огурец — огурцы, помидор — помидоры, репа — репы.
Назови ласково
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением больших и маленьких овощей.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора, и спрашивает, как он называется. Затем объясняет, демонстрируя картинку: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково такой же маленький овощ?» (Помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец — огурчик, репа — репка, морковь — морковочка, лук — лучок, картошка — картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
Какой овощ пропустили?
Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование: игрушечный заяц, овощи (муляжи).
Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем подарки-овощи, называя их. Один овощ он не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.
Поваренок
Цель: активизировать словарь по теме, научить правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (салат или щи). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
ОДЕЖДА
Цели:
О уточнить и активизировать словарь детей по данной теме,
обобщить;
© учить составлять простое предложение;
© развитие логического мышления;
развитие общей и мелкой моторики, целостного восприятия предмета.
Оборудование: бумажная кукла с комплектом одежды, игрушечный шкафчик или конверт, настольная дидактическая игра «Четвертый лишний» или отдельные картинки из лото, альбом, простые и цветные карандаши, предметные картинки с изображением зимней и летней одежды, клеящий карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Рисование узора «Юбка в полоски»
Взрослый рисует в альбоме ребенка юбку. Малыш проводит цветными карандашами горизонтальные линии. Необходимо соблюдать интервалы между линиями, не отрывать карандаш от бумаги.
Дидактическая игра
Одень Аню
Взрослый демонстрирует .ребенку бумажную куклу Аню. Аня — большая модница, у нее много вещей. Из игрушечного шкафчика или конверта по очереди извлекаются предметы одежды. Ребенок называет их.
Взрослый добивается ответа простым предложением: «У Ани есть платье», «У Ани есть свитер» и т. д. Подбирается обобщающее слово «Одежда».
Затем одежда сортируется на холодную и теплую, летнюю и зимнюю. Взрослый описывает одежду куклы: «У Ани красное платье. У платья есть воротник, рукава и карманы. Рукава короткие». , Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у платья рукава? Покажи. Что ты показал?».
Динамическая пауза