Дидактические игры Что исчезло?

Взрослый выкладывает на столе 3 овоща или 3 картинки с изображением овощей. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза. В это время прячет один из овощей.После того, как ребенок открывает глаза, взрослый спраши­вает: «Чего нет? Какой овощ исчез?».Примерные ответы: «Нет лука», «Нет огурца» и т. п.

Один — много (с мячом)

Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку.

Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому: помидор — помидоры; огурец — огурцы; репа — репы; морковь — моркови.

Можно усложнить задание (для детей с хорошим уровнем развития речи, способных повторить данные формы слов). Взрослый прячет овощи в корзинку и спрашивает ребенка: «Чего нет?». Тот отвечает: «Помидоры — помидоров; огурцы — огурцов; репы — реп».

5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка

Вспомните с ребенком, что вы сегодня рассматривали, о чем говорили. Похвалите его. Можно вместе с ребенком сделать овощной салат или винегрет.

Обсуждайте каждое действие (моем, режем, чистим, мешаем и т. д.), описывайте овощи (огурец маленький, зеленый, оваль­ный, шершавый, вырос на грядке на огороде).

Желательно в тетради ребенка (об этом говорилось ранее) наклеить изображения овощей (вырезает (с вашей помощью спе­циальными детскими ножницами) и клеит сам ребенок).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

Речевой материал

Закрепить все пройденное на занятии можно с помощью игр и с помощью специально подобранных литературных про­изведений.

Можно загадать ребенку загадки об овощах, а он назовет отгадки или покажет их:

Летом в огороде — Свежие, зеленые,

А зимою в бочке — Желтые, соленые

Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?

(Огурцы.)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ...

(Капуста.)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Бела, рассыпчата, вкусна,

И на столе всегда она.

(Картошка.)

Говорящим детям рекомендуется загадку про лук выучить наизусть.

Игры

Чудесный мешочек

Цель:закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свой­ствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» ово­щи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о фор­ме, цвете, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрос­лый помогает ему.

Зайкины загадки

Цель: научить определять предмет по его признакам, акти­визировать словарь по теме.

Оборудование: игрушечный заяц, мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

Один — много

Цель: научить образовывать множественное число имен су­ществительных .

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и броса­ет мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: огурец — огурцы, поми­дор — помидоры, репа — репы.

Назови ласково

Цель: научить образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением больших и ма­леньких овощей.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора, и спрашивает, как он называется. Затем объясняет, демонстрируя картинку: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково такой же ма­ленький овощ?» (Помидорчик.) Аналогично рассматриваются дру­гие овощи (огурец — огурчик, репа — репка, морковь — морковоч­ка, лук — лучок, картошка — картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

Какой овощ пропустили?

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушечный заяц, овощи (муляжи).

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем подар­ки-овощи, называя их. Один овощ он не называет. Ребенок дол­жен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимо­сти от уровня речевого развития.

Поваренок

Цель: активизировать словарь по теме, научить правильно­му употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или на­туральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него уго­щение (салат или щи). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

ОДЕЖДА

Цели:

О уточнить и активизировать словарь детей по данной теме,

обобщить;

© учить составлять простое предложение;

© развитие логического мышления;

развитие общей и мелкой моторики, целостного восприя­тия предмета.

Оборудование: бумажная кукла с комплектом одежды, игрушечный шкафчик или конверт, настольная дидактическая игра «Четвертый лишний» или отдельные картинки из лото, альбом, простые и цветные карандаши, предметные картинки с изображением зимней и летней одежды, клеящий карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Рисование узора «Юбка в полоски»

Взрослый рисует в альбоме ребенка юбку. Малыш проводит цветными карандашами горизонтальные линии. Необходимо со­блюдать интервалы между линиями, не отрывать карандаш от бумаги.

Дидактическая игра

Одень Аню

Взрослый демонстрирует .ребенку бумажную куклу Аню. Аня — большая модница, у нее много вещей. Из игрушечного шкафчика или конверта по очереди извлекаются предметы одеж­ды. Ребенок называет их.

Взрослый добивается ответа простым предложением: «У Ани есть платье», «У Ани есть свитер» и т. д. Подбирается обобщаю­щее слово «Одежда».

Затем одежда сортируется на холодную и теплую, летнюю и зимнюю. Взрослый описывает одежду куклы: «У Ани красное пла­тье. У платья есть воротник, рукава и карманы. Рукава короткие». , Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пла­тья рукава? Покажи. Что ты показал?».

Динамическая пауза

Наши рекомендации