Обводку линий видимою контура на учебных чертежах следует выполнять толщиной от 0,8 до 1,0 мм
Проводя штриховую или штрихпунктирную линию, необходимо следить, чтобы все штрихи и промежутки между ними были равны между собой по длине.
Осевая линия должна выходить за контур изображения на 3...5 мм и заканчиваться штрихом.
Штриховые и штрихпунктирные линии должны пересекаться штрихами.
Сечения и разрезы штрихуются сплошными тонкими линиями под углом 45° к основной надписи. Расстояние между линиями выбирается от 1 до 10 мм в зависимости от площади штриховки. На учебных чертежах - в пределах 3-5 мм.
Если направление линий штриховки совпадает с линиями контура изображения или осевыми линиями, то штриховку следует выполнять под углом 30° или 60° (рис.3).
Рис. 3
Таблица 3
Наименование и начертание | Толщина линии | Карандаш | Назначение | |||||||||
1. Сплошная толстая, основная | S от 0,5 до 1,4 мм | М, ТМ (В, НВ) | 1. Линии рамки чертежа и основной надписи 2. Линии видимого контура | |||||||||
2. Сплошная тонка | От S/3 до S/2 | 2Т (2Н) | 3. Линии размерные 4. Линии выносные 5. Линии штриховые | |||||||||
3. Сплошная волнистая | От S/3 до S/2 | ТМ (НВ) | 9. Линии обрыва 10. Линии разграничения вида и разреза | |||||||||
4. Штриховая 4..6 1..1,5 ___ ___ ___ ___ | От S/3 до S/2 | ТМ (НВ) | 11. Линии видимого контура | |||||||||
5. Штрихпунктирная 5..30 3..5 | От S/3 до S/2 | Т (Н) | 12. Линии осевые 13. Линии центровые | |||||||||
6. Разомкнутая | От S до 1,5 S | М, ТМ (В, НВ) | 14. Линии сечения | |||||||||
7. Штрихпунктирная с двумя точками тонкая 8..20 4..6 | От S/3 до S/2 | Т (Н) | 15. Линии сгиба на развертках |
Шрифты чертежные
Шрифт на чертеже должен быть таким, чтобы можно было безошибочно распознать надпись невооруженным глазом, или «читающим» устройством.
Согласно ГОСТ 2.304-81 надпись выполняется на чертежах шрифтом 2,5; 3,5; 5,0; 7,0; 10; 14; 20; 28; 40 с наклоном в 75° к основанию строки или без наклона с толщиной линии шрифта 1:14 (тип А) или 1:10 (тип Б) размера (высотой) шрифта.
Размеры параметров шрифта приведены в табл. 4. Размер шрифта определяет высоту (h) прописных букв в мм и измеряется перпендикулярно основанию строки (рис.4).
На учебном чертеже применяется шрифт типа Б с наклоном.
Написание букв и цифр желательно выполнять по вспомогательной сетке.
Таблица 4
Параметры шрифта | Обозначение | Относительный размер | Размеры, мм | ||||||||
Высота | h | (10/10)h | 10d | 3,5 | |||||||
Ширина прописных букв и цифр | А,Д,М,Х,Ы,Ю | g | (7/10)h | 7d | 2,4 | 3,5 | 4,9 | 9,8 | |||
Б,В,И,Й,Л,Н,О,П,Р, Т,У,Ц,Ч,Ь,Э,Я,4 | (6/10)h | 6d | 2,1 | 4,2 | 8,4 | ||||||
Г,Е,З,С,2,3,5,6,7,8,9, | (5/10)h | 5d | 1,7 | 2,5 | 3,5 | ||||||
Ж,Ф,Ш,Ъ | (8/10)h | 8d | 2,8 | 5,6 | 11,2 | ||||||
(3/10)h | 3d | 1,5 | 2,1 | 4,2 | |||||||
Строчные буквы | Высота | а,г,е,ж,и,к,л,м,н,о,п, с,т,х,,ц,ш,щ,ы,ь,ю,ъ, я | c | (7/10)h | 7d | 2,5 | 3,5 | ||||
б,в,д,р,у,ф | (10/10)h | 10d | 3,5 | ||||||||
Ширина | а,б,в,г,д,е,и,к,л,н,о,пр,у,х,ц,ч,ь,ъ,я | g | (5/10)h | 5d | 1,7 | 2,5 | 3,5 | ||||
з,с | (4/10)h | 4d | 1,4 | 2,8 | 5,6 | ||||||
м,ы,ю | (6/10)h | 6d | 2,1 | 4,2 | 7,8 | ||||||
т,ж,ф,ш,щ | (7/10)h | 7d | 2,4 | 3,5 | 4,9 | 9,8 | |||||
Расстояния между буквами и цифрами | a | (2/10)h | 2d | 0,7 | 1,4 | 2,8 | |||||
Расстояния между основаниями строк | b | (17/10)h | 17d | 8,5 | |||||||
Минимальное расстояние между словами | e | (6/10)h | 6d | 2,1 | 4,2 | 8,4 | |||||
Толщина линий шрифта | d | (1/10)h | 1d | 0,35 | 0,5 | 0,7 | 1,4 | ||||
Рис.4.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Лист 1.
3.1. Задача 1.Построить линию пересечения треугольников (ABC) и (EDK) и показать видимость их в проекциях. Определить натуральную величину треугольника (ABC). Данные для своего варианта взять из табл. 5. Пример выполнения приведен на рис. 5.
Указания к решению задачи 1. В левой половине листа формата A3 (297X420 мм) намечаются оси координат и из табл. 5 согласно своему варианту берутся координаты точек А, В, С, D, Е, К вершин треугольника (рис. 5). Стороны треугольников и другие вспомогательные прямые проводятся вначале тонкими сплошными линиями. Линии пересечения треугольников строятся по точкам пересечения сторон одного треугольника с другим или по точкам пересечения каждой из сторон одного треугольника с другим порознь.
Такую линию можно построить, используя ивспомогательные секущие проецирующие плоскости (α, β).
Ниже приведен пример построения линии пересечения двух треугольников АВС и DEF путем.
Б)построения точки М пересечения линии АВ с плоскостью ∆ DEF и точки N пересечения линии EF с плоскостью ∆ABC:
1) AB? ∑¹ (∑¹ П2); ∑¹∩ DEF= 1-2(12-22; 11- 21); 11-21∩ A1B1=M1; M1M2║ A1A2; M1M2∩A2B2=M2; M(M1; M2);
В) EF ?∑²(∑²┴Π²); ∑²∩ABC=3–4(32-42; 31- 41); 31-41∩E1F1=N1; N1N2║A1A2; N1 N2∩E2F2=N2; N(N1,N2);
M1∩N1=M1N1; M2∩N2=M2N2;
ABC∩DEF=MN.
Видимость пересекающихся плоскостей на фронтальной плоскости проекций определена с помощью фронтально конкурирующих точек 1 и 5. Для определения видимости на горизонтальной плоскости проекций использованы горизонтально конкурирующие точки 6 и 7.
Далее определяется натуральная величина треугольника (ABC). Проводим в треугольнике горизонтальную прямую (CF). Затем плоскопараллельным перемещением (ABC) переводится в положение проецирующей плоскости (А1В1С1 ┴ π2), где (CF) ┴ π2 и далее вращением вокруг проецирующей прямой i в положение, когда треугольник будет параллелен плоскости проекций π 1. В треугольнике (ABC) следует показать линию MN - пересечения его с треугольником (EDK).
В натуральной величине треугольника (ABC) следует показать и линию MN - пересечения его с треугольником (EDK).
Выполнив все построения, обводят красной пастой линию пересечения треугольников. Все вспомогательные построения должны быть обязательно показаны на чертеже в виде тонких линий.
Видимые части треугольников в проекциях можно покрыть очень бледными тонами красок или цветных карандашей.
Таблица 5
zK | ||||||||||||||||||
yK | ||||||||||||||||||
xK | ||||||||||||||||||
zE | ||||||||||||||||||
yE | ||||||||||||||||||
xE | ||||||||||||||||||
zD | ||||||||||||||||||
yD | ||||||||||||||||||
xD | ||||||||||||||||||
zC | ||||||||||||||||||
yC | ||||||||||||||||||
xC | ||||||||||||||||||
zB | ||||||||||||||||||
yB | ||||||||||||||||||
xB | ||||||||||||||||||
zA | ||||||||||||||||||
уА | ||||||||||||||||||
хА | ||||||||||||||||||
№ варианта |
Рис. 5 Пример выполнения листа 1
Лист 2.