Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
От автора
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.
Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разнообразное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками на детских площадках, в магазинах, поликлиниках, дошкольных учреждениях и т. п. Но для того, чтобы у ребенка сформировалось грамматически, лексически и фонетически правильное чувство языка, важна языковая среда дома.
Основным фактором своевременного формирования правильной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, бабушек, дедушек, других, близких ему людей. Чтобы помочь этим людям и, соответственно, малышу, автор разработала систему специальных занятий. Занятия представлены в форме конспектов, доступных по своему содержанию не только специалистам, но и родителям. Материал рассчитан как на индивидуальную, так и на подгрупповую работу с детьми.
Игры и упражнения составлены с учетом традиционных и новаторских взглядов на развитие речи дошкольников 3—4 лет и коррекцию речевых нарушений.
Эти занятия также помогут скомпенсировать отклонения в речевом развитии ребенка (задержка речевого развития — ЗРР, общее недоразвитие речи — ОНР, алалия и др.).
Игры и упражнения, представленные в пособии, будут интересны родителям, няням и гувернерам детей с хорошим уровнем речи, так как способствуют гармоничному развитию малыша, подготавливают ребенка в дальнейшем к успешному обучению в школе.*
* В книге Е. Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» можно найти дополнительный материал по развитию речи дошкольников. 4
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
• Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или на диване.
Помните, что основная деятельность детей — игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
• С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необходимо заниматься каждый день.
К занятиям по формированию лексико-грамматических категорий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического восприятия, а позже — на развитие связной речи. Такая система упражнений (кроме заданий на формирование связной речи) подробно описана в книге автора «Логопедия. Логопедические занятия с детьми младшего и среднего возраста».
9 Детям с хорошим уровнем речевого развития достаточно нескольких занятий в неделю.
9 Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!
Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15—20 минут.
Через 15—20 минут внимание ребенка рассеется и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
- Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна.
- Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
- Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.
-Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть онвидит движения ваших губ, запоминает их.
- Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».
Если же вы строго скажете, что это не «туту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.
- Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.
- Не забывайте поощрять ребенка!
Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или кукла, которые были на занятии»). Можно придумать свою систему оценивания. Например, кружок из красной бумаги означает, что ребенок очень хорошо занимался. Розовый кружок означает посредственные успехи. Когда ребенок набирает, например, 5 красных кружков, он получает поощрительный приз — игрушку или шоколадку.
Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т. п.
-Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь для своих заметок. Там вы сможете отмечать те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия.
-Не бойтесь экспериментировать!
-Не стремитесь пройти весь материал занятия, если он с трудом усваивается ребенком. Пусть вы разучите одну игру, но все ее цели будут достигнуты. Остальные упражнения оставьте на другой день. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в пособии. Например, если целью задания ставится ответ целым предложением, а малыш пока еще не имеет фразовой речи, пусть отвечает одним словом или упрощенной фразой. Взрослый же дает ему правильный образец предложения, который останется у ребенка в пассиве.
Игры можно придумывать самим, все зависит от вашей фантазии.
© Пользуйтесь дополнительной литературой!
В конце пособия приводится список литературы о развитии речи дошкольника и речевых нарушениях. Эти книги автор рекомендует для дополнительного чтения родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своего ребенка.
Для домашних занятий по развитию речи понадобятся:
© альбом для рисования и наклеивания картинок;
© простые и цветные карандаши;
© тетрадь для заметок;
© детские ножницы с тупыми концами;
© клеящий карандаш;
© «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.);
© разрезные картинки из двух и более частей;
© настольные игры типа «Четвертый лишний»;
© старые журналы, плакаты, каталоги, красочные упаковки от продуктов (для вырезания предметных картинок различной тематики).
Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
©
ИГРУШКИ
Цели:
© уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки»,
обобщить;
© учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы
существительных;
© формировать умение различать на слух и правильно употреблять в речи названия больших и маленьких предметов;
© развитие общей и мелкой моторики, логического мышления, целостного восприятия предмета.
Оборудование: разрезная картинка из двух частей «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка», игрушки в мешочке (машина, заяц, кубик, мяч, матрешка, юла и т. п.), большие и маленькие игрушки (заяц-зайчик, мяч-мячик, машина-машинка и т. п.), картинки с изображением игрушек, клеящий карандаш, альбом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Разрезная картинка «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка». Ребенок собирает матрешку и называет ее.
Дидактические игры
Чудесный мешочек
Взрослый предлагает ребенку отгадать, какие игрушки спрятаны у него в мешке. Не заглядывая в мешочек, ребенок на ощупь определяет игрушку и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка. Затем ребенок еще раз называет все предметы.
Что изменилось?
Для этой игры нужны пары игрушек разного размера (заяц-зайчик, мяч-мячик и т. д.).
Взрослый демонстрирует ребенку какую-либо игрушку. Затем предлагает ребенку закрыть глаза, а сам в это время меняет большую игрушку на маленькую.
После того как ребенок открыл глаза, педагог спрашивает: «Как назовем ласково маленький предмет?»
В конце игры ребенок еще раз называет или показывает (для неговорящих детей) все маленькие предметы.
Назови ласково
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход.
Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора, и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик).
Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец — огурчик, репа — репка, морковь — морковочка, лук — лучок, картошка — картошечка).
Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
Динамическая пауза
Надуваем быстро шарик, (Ладошками изображает
маленький шарик.)
Он становится большой, (Разводит руки в стороны, вдох.)
Шарик лопнул, воздух вышел, (Округлые руки сводит
перед собой, выдох.)
Стал он тонкий и худой. (Опять ладошками
изображает маленький шарик.)
Работа в альбоме
Взрослый рисует ребенку мяч и мячик. Ребенок раскрашивает их цветными карандашами.
Дидактическая игра «Чего не хватает?*
Взрослый рисует ребенку в альбоме картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.
Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватает.
Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать карандашом недостающую часть.
Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Педагог и ребенок вспоминают, о чем они говорили сегодня. Рассматривают игрушки, называют их. Взрослый интересуется, какие игрушки еще есть в игровом уголке малыша, какие самые любимые. Ребенок с помощью взрослого наклеивает в альбоме изображения игрушек, правильно их называя. Хорошо, если они будут разных размеров (большие и маленькие).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
Речевой материал
Тему занятия можно закрепить с помощью стихов А. Барто:
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Самолет
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Бычок
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.