Игры забавная шкатулка
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением воробья и голубя.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку шкатулку. Ребенок по одной достает картинки, называет птицу, ее части, цвет и т. п. Взрослый обобщает все картинки: «Это птицы».
Один — много
Цель и ход игры см. выше Голубь — голуби; воробей — воробьи
Сосчитай воробьев
Цель: научить согласованию существительного с прилагательным.
Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Ход. Взрослый предлагает ребенку сосчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» (Много.) Контролирует правильность ответа.
Помоги Незнайке
Цель: активизация глагольной лексики по теме.
Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как он не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова — действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.
Построй голубятню
Цель: закрепить умение выкладывать геометрические фигуры по образцу, активизировать речь.
Оборудование: картонные треугольник и квадрат.
Ход. Взрослый показывает, как можно построить дом для голубей — голубятню. Во время выполнения задания ребенок отвечает на вопросы: «Что ты положишь вниз? (Квадрат.) Какого он цвета? Что положишь сверху? (Треугольник.) Кто здесь будет жить? (Голуби, много голубей.)».
ТРАНСПОРТ
Цели:
расширить и активизировать словарь по теме, обобщить;
учить понимать, дифференцировать предлоги «на», «под», «в»;
© развитие мелкой и общей моторики, логического мышления.
Оборудование: игрушечные машинки, самолет, кораблик, поезд (или предметные картинки с изображением различного транспорта); разрезная картинка из четырех частей «Машина» — разрезы по диагонали; таз с водой, спички или счетные палочки; альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Разрезная картинка «Машина» из четырех частей (разрезы по диагонали). Это пособие легко изготовить самостоятельно. Наклейте изображение какой-либо машины (найдете в любом журнале) на плотный картон и разрежьте по диагонали. Ребенок собирает картинку и называет изображенный предмет.
Дидактические игры
Отгадай загадки
Высоко он летит, А в нем летчик сидит. (Самолет.)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Вагоны поезда.)
Едет по дороге, громко гудит:
«Берегись, под колесо не попадись!»
(Машина.)
Паровоз без колес,
Вот так чудо-паровоз.
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел? (Пароход.)
Взрослый демонстрирует отгадки: игрушки или предметные картинки. Если ребенок затрудняется при выполнении этого задания, можно воспользоваться советом из темы «Домашние животные». Затем ребенок с помощью взрослого подбирает обобщающее слово — транспорт. Отвечает на вопрос: «Какой еще ты знаешь транспорт?» (трамвай, троллейбус, мотоцикл, велосипед и т. д.).
Что по чему передвигается?
Для игры необходимы таз с водой и спички или счетные палочки. Из спичек выкладывается дорога и железнодорожное полотно.
Ребенок и взрослый рассматривают различные игрушки, изображающие транспорт и выясняют, по чему передвигаются эти машины (по воде, по воздуху, по дороге или по железной дороге). Затем помещают водный транспорт в таз с водой, железнодорожный — на «рельсы», наземный — «на дорогу», воздушный подвешивают на ниточках к люстре или другому предмету.
Все действия необходимо сопровождать речью. Постоянно активизировать речевую активность ребенка вопросами.
Динамическая пауза
Самолеты загудели. (Вращение перед грудью
согнутыми в локтях руками.)
Самолеты полетели. (Руки в стороны, поочередные
наклоны влево и вправо.)
На полянку тихо сели (Присесть, руки к коленям.)
Да и снова полетели.
Дидактическая игра Где машина?
По просьбе взрослого ребенок помещает игрушечную машину в коробку, на стул, под кровать и т. п. Взрослый, активизируя речь ребенка, спрашивает: «Где машина?» Малыш отвечает предложением: «Машина под столом» и т. д.
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Ребенок вспоминает, что сегодня говорили о транспорте. Вырезает и наклеивает в альбом картинки с изображением транспорта.
Можно наклеить водный, воздушный и наземный транспорт на разные страницы.
На альбомные листы предварительно нанести соответствующий фон — «море», «небо», «дорога».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМ
Речевой материал
Существительные: машина, автомобиль, самосвал; части машины: колесо, кабина, кузов, руль, сиденье, фары, мотор; прицеп, груз (песок, земля), грузовые машины перевозят различные грузы, легковые — людей.
Прилагательные: грузовая, легковая, гоночная, игрушечная, настоящая, основные цвета, железная, пластмассовая.
Глаголы: ехать, перевозить, катать, прицеплять.
Числительные: один, много.
Литература: стихотворения А. Барто «Грузовик», Н. Бое-ва «По шоссе спешат машины».
По шоссе спешат машины
По шоссе спешат машины.
Шур, шур, шур –
Шуршат их шины.
А машины разные: Голубые, красные.
Почему спешат машины?
И куда спешат машины?
Ждут одну из них на стройке,
Ждет врача больной на койке,
Грузы важные завод
От машины тоже ждет, — Потому спешат машины.
Шур, шур, шур –
Шуршат их шины.
Н. Боева
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Игры
Чудесный мешочек
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду, в мешке.
Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и описывает внешний вид машины (грузовик, гоночная), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Знакомит малыша с обобщением: грузовые машины перевозят грузы, а легковые — людей.