Игры забавная шкатулка

Цель: уточнить и расширить словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением воробья и голубя.

Ход. Взрослый демонстрирует ребенку шкатулку. Ребенок по одной достает картинки, называет птицу, ее части, цвет и т. п. Взрослый обобщает все картинки: «Это птицы».

Один — много

Цель и ход игры см. выше Голубь — голуби; воробей — воробьи

Сосчитай воробьев

Цель: научить согласованию существительного с прилага­тельным.

Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.

Ход. Взрослый предлагает ребенку сосчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изобра­жение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» (Много.) Контролирует правильность ответа.

Помоги Незнайке

Цель: активизация глагольной лексики по теме.

Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.

Ход. Взрослый демонстрирует ребенку игрушку или картин­ку и просит помочь Незнайке, так как он не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова — действия, которые могут выполнять птицы: ходить, ле­тать, клевать, пить и т. д.

Построй голубятню

Цель: закрепить умение выкладывать геометрические фигу­ры по образцу, активизировать речь.

Оборудование: картонные треугольник и квадрат.

Ход. Взрослый показывает, как можно построить дом для голубей — голубятню. Во время выполнения задания ребенок отвечает на вопросы: «Что ты положишь вниз? (Квадрат.) Како­го он цвета? Что положишь сверху? (Треугольник.) Кто здесь будет жить? (Голуби, много голубей.)».

ТРАНСПОРТ

Цели:

расширить и активизировать словарь по теме, обобщить;

учить понимать, дифференцировать предлоги «на», «под», «в»;

© развитие мелкой и общей моторики, логического мышления.

Оборудование: игрушечные машинки, самолет, кораб­лик, поезд (или предметные картинки с изображением различно­го транспорта); разрезная картинка из четырех частей «Маши­на» — разрезы по диагонали; таз с водой, спички или счетные палочки; альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Разрезная картинка «Машина» из четырех частей (разрезы по диагонали). Это пособие легко изготовить самостоятельно. На­клейте изображение какой-либо машины (найдете в любом жур­нале) на плотный картон и разрежьте по диагонали. Ребенок собирает картинку и называет изображенный предмет.

Дидактические игры

Отгадай загадки

Высоко он летит, А в нем летчик сидит. (Самолет.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(Вагоны поезда.)

Едет по дороге, громко гудит:

«Берегись, под колесо не попадись!»

(Машина.)

Паровоз без колес,

Вот так чудо-паровоз.

Не с ума ли он сошел —

Прямо по морю пошел? (Пароход.)

Взрослый демонстрирует отгадки: игрушки или предметные картинки. Если ребенок затрудняется при выполнении этого зада­ния, можно воспользоваться советом из темы «Домашние живот­ные». Затем ребенок с помощью взрослого подбирает обобщающее слово — транспорт. Отвечает на вопрос: «Какой еще ты знаешь транспорт?» (трамвай, троллейбус, мотоцикл, велосипед и т. д.).

Что по чему передвигается?

Для игры необходимы таз с водой и спички или счетные палоч­ки. Из спичек выкладывается дорога и железнодорожное полотно.

Ребенок и взрослый рассматривают различные игрушки, изоб­ражающие транспорт и выясняют, по чему передвигаются эти ма­шины (по воде, по воздуху, по дороге или по железной дороге). Затем помещают водный транспорт в таз с водой, железнодорож­ный — на «рельсы», наземный — «на дорогу», воздушный подве­шивают на ниточках к люстре или другому предмету.

Все действия необходимо сопровождать речью. Постоянно активизировать речевую активность ребенка вопросами.

Динамическая пауза

Самолеты загудели. (Вращение перед грудью

согнутыми в локтях руками.)

Самолеты полетели. (Руки в стороны, поочередные

наклоны влево и вправо.)

На полянку тихо сели (Присесть, руки к коленям.)

Да и снова полетели.

Дидактическая игра Где машина?

По просьбе взрослого ребенок помещает игрушечную машину в коробку, на стул, под кровать и т. п. Взрослый, активизируя речь ребенка, спрашивает: «Где машина?» Малыш отвечает предложением: «Машина под столом» и т. д.

5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка

Ребенок вспоминает, что сегодня говорили о транспорте. Выре­зает и наклеивает в альбом картинки с изображением транспорта.

Можно наклеить водный, воздушный и наземный транспорт на разные страницы.

На альбомные листы предварительно нанести соответствую­щий фон — «море», «небо», «дорога».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМ

Речевой материал

Существительные: машина, автомобиль, самосвал; час­ти машины: колесо, кабина, кузов, руль, сиденье, фары, мотор; прицеп, груз (песок, земля), грузовые машины перевозят раз­личные грузы, легковые — людей.

Прилагательные: грузовая, легковая, гоночная, игру­шечная, настоящая, основные цвета, железная, пластмассовая.

Глаголы: ехать, перевозить, катать, прицеплять.

Числительные: один, много.

Литература: стихотворения А. Барто «Грузовик», Н. Бое-ва «По шоссе спешат машины».

По шоссе спешат машины

По шоссе спешат машины.

Шур, шур, шур –

Шуршат их шины.

А машины разные: Голубые, красные.

Почему спешат машины?

И куда спешат машины?

Ждут одну из них на стройке,

Ждет врача больной на койке,

Грузы важные завод

От машины тоже ждет, — Потому спешат машины.

Шур, шур, шур –

Шуршат их шины.

Н. Боева

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

Игры

Чудесный мешочек

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду, в мешке.

Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и описывает внешний вид машины (грузо­вик, гоночная), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Знакомит малыша с обобще­нием: грузовые машины перевозят грузы, а легковые — людей.

Наши рекомендации