Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач»

Цель: Освоить навыки в вычислении координат точек, дирекционных углов и длин линий.

Оборудование: Рабочая тетрадь, учебник, конспект, методические рекомендации.

Задание:

1. По исходным данным решить задачи

2. Составить схематические чертежи по решению задач.

3. Сделать вывод о выполненной работе.

Порядок выполнения работы:

8. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

9. Решить задачи по своему варианту в соответствии с заданием.

10. Ответить на контрольные вопросы.

11. Сдать отчёт.

Краткие теоретические сведения

При проведении геодезических работ на строительной площадке возникает необходимость в определении положения линий на местности относительно какого-либо направления, принятого за начальное.

Ориентировать линию – значит определить её направление относительно исходного.

Истинным или географическим меридианом называется линия пересечения земной поверхности плоскостью, проходящей через данную точку и ось вращения Земли.

Магнитным меридианом называется направление оси магнитной стрелки компаса, расположенного в данной точке.

Осевым меридианом называется средний истинный меридиан зоны.Угол δ, отсчитываемый от северного направления истинного меридиана Νи до магнитного меридиана Νм, называется склонением магнитной стрелки.

Угол γ, отсчитываемый от северного направления истинного меридиана Νи до параллели осевому меридиану Νо, называется сближением меридианов.

Азимутом А называется угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до данной линии. Изменяется в пределах от 0 до 360.

Дирекционным углом α называется угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления осевого меридиана зоны до данной линии.

Νи Νм

Νо

Аm Аи

О α

В

Рис.10

Аи = α + γ;

Аи = Ам + δ; отсюда

α + γ = Ам + δ;

α = Ам + δ – γ

Сущность прямой геодезической задачи состоит в том, что по координатам исходной точки А и полярному углу α направления АВ, требуется определить координаты другой точки В. Так как в практике прямоугольные координаты не измеряют, то для решения задачи измеряют полярный угол α и расстояние d (рис.10).

Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Рис.11

Дано: Решение:

ХА ХВ = ХА Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Х

УА УВ = УА Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru У

α Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Х = d Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru , Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru У = d Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru

d

Определить:

ХВ, УВ

Для выноса проекта на местность бывает необходимо по данным прямоугольных координат найти значение дирекционного угла и длину линии между заданными точками. Это и составляет сущность решения обратной геодезической задачи.

Дано: Решение:

ХА, УА tg αА-В = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru ;

ХВ, УВ по знакам числителя и знаменателя

Определить: определяем название румба линии АВ, а следовательно

αА-В, dА-В и дирекционный угол.

dА-В = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru ;

dА-В = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru ;

Пример 1

Дано: Решение:

Х1 = 255,35 м Х2 = Х1 Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Х ; У2 = У1 Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru У; α = 155 30 ;

У1 = 538,80 м ЮВ: r = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru

α = 155 30 Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Х = d Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = 98,37 Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru 0,90996 = 89,51 м (–)

d = 98,37 м Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru У = d Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = 98,37 Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru 0,41469 = 40,79 м (+)

Х2 = 255,35 – 89,51 = 165,84 м

Определить: У2 = 538,80 + 40,79 = 579,59 м

Х2, У2

Схема решения прямой геодезической задачи.

Х

Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru ( + )

1 У

( – ) Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru

Рис. 12

Пример 2

Дано: Решение:

Х1 = 287,35 м tg α = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru ; Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Х = Х2 – Х1 = 155,85 – 287,35 = – 131,50 м

У1 = 572,82 м Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru У = У2 – У1 = 482,32 – 572,82 = – 90,50 м

Х2 = 155,85 м tg α = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = 0,6882 ; т.к. Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru Х и Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru У имеют знак (–),

У2 = 482, 32 м румб линии будет ЮЗ tg r = 0,6882; r = 34 32 ,

Определить: соответственно α = 180 + 34 32 = 214 32

α1-2 ; d1-2 ; d = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru ;

d = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = 159,64 м ; d = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = 159,63 м

d = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru = 159,63 м

за окончательное значение принимаем 159,63 м.

Схема решения обратной геодезической задачи.

Х

Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru ( – ) 1

У

Тема: «Решение прямой и обратной геодезических задач» - student2.ru ( – )

Рис. 13

Варианты заданий Табл. 2

№ вар. Прямая задача Обратная задача
Х1 м У1 м α 1-2 d1-2 м Х1 м У1 м Х2 м У2 м
250,00 370,00 7835′ 95,90 155,80 280,30 320,40 200,80
150,00 270,00 9240′ 105,20 355,30 240,70 270,90 290,20
175,30 320,20 6425′ 88,40 215,75 310,90 295,25 240,40
213,45 375,85 10545′ 115,65 265,15 415,70 290,65 450,20
225,75 325,15 18235′ 150,30 375,25 370,55 250,75 420,15
236,85 370,45 15330′ 121,12 253,28 325,75 290,50 387,25
241,90 400,25 20045′ 136,28 276,60 338,15 231,85 390,70
255,15 411,30 12515′ 142,31 292,41 340,36 243,16 315,86
269,23 425,78 22035′ 158,34 315,37 342,57 365,87 265,27
283,31 439,26 30045′ 164,47 338,63 344,78 298,28 365,28
297,39 453,52 27524′ 180,60 320,40 270,90 240,70 355,30
311,45 355,30 33528′ 98,43 265,15 155,80 320,40 215,75
325,59 390,80 5550′ 101,75 280,30 240,70 155,80 320,40
121,15 251,65 10118′ 112,65 215,75 280,30 320,40 155,80
132,26 248,36 19524′ 123,76 265,15 240,70 155,80 265,15
143,37 259,47 30236′ 134,87 450,20 390,70 415,70 265,15
154,48 270,58 1530′ 155,80 320,40 215,75 280,30 265,15
265,15 355,30 9624′ 215,75 415,70 265,15 155,80 450,20
280,30 320,40 19036′ 280,30 355,30 270,90 365,28 298,28
355,30 155,80 27540′ 265,15 251,65 132,26 143,37 248,36
240,70 270,90 11520′ 280,30 259,47 225,75 325,15 213,45
276,60 338,15 30350′ 320,40 132,26 251,65 121,15 390,80
390,70 231,85 5552′ 415,70 297,39 453,52 251,65 355,30
290,65 415,70 20121′ 215,75 325,59 311,45 355,30 453,52
265,15 231,85 7845′ 280,30 297,39 325,59 121,15 311,45
450,20 290,65 13026′ 320,40 453,52 390,80 311,45 325,59
270,90 338,15 22118′ 338,63 439,26 269,23 425,78 283,31
390,70 265,15 28812′ 292,41 355,30 425,78 453,52 269,23
415,70 270,90 35000′ 276,60 411,30 255,15 400,25 241,90
290,65 450,20 26050′ 253,28 298,28 439,26 311,45 425,78
276,60 390,70 17528′ 375,25 269,23 425,78 355,30 297,39
231,85 338,15 8008′ 265,15 241,90 411,30 269,23 425,78
155,80 215,75 12511′ 215,75 121,15 325,59 251,65 390,80
265,15 280,30 19322′ 355,30 213,45 259,47 225,75 248,36
355,30 320,40 28233′ 155,80 251,65 132,26 213,45 143,37
240,70 276,60 31530′ 292,41 325,15 251,65 390,80 297,39
320,40 338,15 22544′ 320,40 439,26 297,39 311,45 325,59
265,15 415,70 13555′ 265,15 390,80 439,26 453,52 259,47
270,90 338,15 4518′ 215,75 225,75 248,36 132,26 325,15
265,15 390,70 34528′ 155,80 251,65 453,52 297,39 390,80

Контрольные вопросы

1. Дайте определение дирекционного угла.

2. Дайте определение румба.

3. Зависимость между дирекционными углами и румбами.

4. Что такое приращения координат?

5. Назовите четверти и знаки в приращениях координат.

Содержание отчёта

1. Номер практической работы

2. Тема

3. Результат работы

4. Оборудование

5. Задание

6. Ответы на контрольные вопросы

7. Выполнение практических индивидуальных задач

8. Вывод о выполненной работе.

Наши рекомендации