Составление рассказа по серии сюжетных картин
Логопед. Сегодня мы с вами составим два рассказа. Первый — по серии сюжетных картин «Лесная гостья» о том, как к новогоднему празднику в доме появляется елка. Второй — о том, как можно украсить елочку. Рассмотрите серию сюжетных картин и расставьте их в правильном порядке. По каждой картине серии вы должны составить предложения.
За каждое предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если сможете составить полное «красивое» предложение, то получите еще и призовую красную фишку.
Дети составляют предложения по картинкам, объединяют их в рассказ. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки и определяет самых находчивых и умелых рассказчиков. Дети аплодируют им.
Занятие 28. «Новогодние праздники»
Цель: Составление рассказов о праздновании Нового года и Рождества.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Новогодние праздники»; словарь антонимов;
— учить детей пониманию значений пословиц;
— учить детей правильному согласованию имен существительных с личными местоимениями мой, моя, мои;
— учить детей составлять рассказы о праздновании Нового года и Рождества;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями празднования Нового года и Рождества (иллюстрации 27а, 276), опорный картинный план 8 (иллюстрация 8), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Скажи наоборот» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Длинная гирлянда. — Короткая гирлянда. |
«Чьи игрушки!» | Логопед раздает детям по две картинки с изображениями различных игрушек и елочных украшений, просит детей запомнить их. После этого все картинки выставляются парами на доску. Логопед поочередно показывает на пары картинок, обращается к детям и просит их назвать свои игрушки. Например: Это моя хлопушка и мой красный елочный шарик. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений пословиц.
Логопед объясняет детям значения пословиц: «Рукам — работа, душе — праздник»; «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
Рассказ о праздновании Рождества и Нового года.
Логопед. Рождество Христово всегда было одним из главных православных праздников на Руси. В храмах в Рождественскую ночь проходит торжественная служба. Вечер перед Рождеством называют Рождественским сочельником. Он подводит черту под прожитым годом, завершает Рождественский пост и открывает двухнедельные новогодние празднества. В Рождественский сочельник не принято есть до первой звезды. Раньше в семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о том, что в основе праздника лежит легенда о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Так воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и традициям.
На следующий день после Рождества шумно и весело отмечались на Руси Святки. Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады, карнавалы, святочные гадания. Ряженые с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски. Некоторое время в России даже сосуществовали две традиции зимних празднеств: деревенская, с рождественскими колядками, ряжеными, и городская, с новогодними балами и детской елкой.
Но были в истории нашей страны и печальные страницы. Послеоктябрьской революции 1917 года большевики решили, что русским людям не нужна вера в Бога, стали разрушать храмы, запретили отмечать церковные праздники и далее запретили наряжать елки на Новый год. Правда, запрет на елки сняли и стали отмечать Новогодний праздник, но первое Рождество православным людям разрешили официально отметить лишь в 1991 году.
В наши дни православная Церковь начинает праздновать Рождество Христово в ночь с 6-го на 7 января. Встреча Рождества — праздник особенный. Считается, что на Рождество происходят чудеса и исполняются все добрые пожелания и самые заветные мечты. Люди желают друг другу счастья, здоровья, удачи, исполнения желаний. В святочные дни принято дарить открытки с изображением ангелов, маленькие сувенирные фигурки ангелочков. Особенно ценным становится такой подарок, если сделать его своими руками.
Новый год раньше отмечали после Рождества. А сейчас наступление Нового года празднуют ночью 31 декабря. Дети и взрослые готовятся к Новогоднему празднику: наряжают елочку, готовят много различных вкусных блюд и подарков. С последним, двенадцатым, ударом часов-курантов на Спасской башне все поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки и отмечают приход Нового года за праздничным столом.