V. Работа над задачами. В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2
Введение
В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2 классе. Уроки разработаны в соответствии с новой программой по математике для второго класса начальной школы, рассчитанной на 136 учебных часов, и учебником «Математика. 2 класс» авторов М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (традиционная система обучения).
В разработках уроков представлены различные приемы объяснения нового материала, дополнительный материал для устного счета, рекомендации по работе над задачами.
При работе над задачами учащиеся учатся записывать их кратко. Краткая запись помогает ученикам лучше понять содержание задачи и ее структуру, представить взаимосвязь между искомыми и известными величинами.
Во втором классе идет работа над разделом «Числа от 1 до 100». Основные задачи при работе над этим разделом – изучение внетабличного сложения и вычитания чисел в пределах 100, а также умножение однозначных чисел и соответствующие случаи деления. В пособии раскрываются приемы работы при изучении материала данного раздела. Во втором классе учащиеся знакомятся с записью сложения и вычитания столбиком (данный материал впервые предусмотрен программой 2 класса), поэтому в настоящем пособии подробно раскрывается система работы при изучении тем «Письменное сложение», «Письменное вычитание», «Умножение», «Деление».
В пособии даны рекомендуемые схемы-опоры, которые можно использовать при работе над задачами разного вида, а также материал, способствующий развитию внимания, наблюдательности, мышления детей, привитию им интереса к математике.
I полугодие
Числа от 1 до 100. Нумерация
У р о к 1. Знакомство с учебником.
Повторение изученного в 1 классе
Цели:познакомить учащихся с новой учебной книгой «Математика. 2 класс»; повторить изученное в 1 классе о числах 1–20; закреплять знания учеников о задаче; развивать навыки счета, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с учебной книгой.
– Рассмотрите ваш учебник математики.
– Что привлекло ваше внимание?
– Что особенно заинтересовало?
Далее обращается внимание детей на авторов, создавших учебник, на условные обозначения, данные в книге, на то, что следует беречь учебник и как работать с ним.
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Задание 2 (с. 4 учебника).
Выполняя это задание, учащиеся повторяют термины «увеличить», то есть сделать данное число больше, и «уменьшить», то есть сделать данное число меньше. (Лучше, если задание будет записано на доске.)
IV. Развитие навыков счёта. Повторение нумерации чисел от 1 до 20.
1. Назови соседа.
Учитель просит учеников назвать «соседей» чисел: 15, 18, 2, 7, 10, 13. (Данную работу целесообразнее проводить с использованием сигнальных карточек.)
2. Какое число пропущено?
На доске записаны пары чисел, дети должны назвать (показать сигнальной карточкой) число, стоящее между данными числами:
17 * 19
15 * 17
8 * 10
6 * 8
18 * 20
3. На доске записаны числа: 19, 15, 8, 3, 17, 1, 20, 6, 12.
– Что хотите сказать?
– Расположите данные числа в порядке увеличения.
– Проверьте работу друг друга. (1, 3, 6, 8, 12, 15, 17, 19, 20.)
– Можно ли полученную запись назвать отрезком числовой прямой?
(Нет.)
– Почему? (Потому что числа записаны не по порядку следования друг за другом.)
– Вставьте недостающие числа таким образом, чтобы у вас получился отрезок числовой прямой.
– Проверьте работу друг друга. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.)
Далее учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть выражения, записанные на доске:
6 + 3
2 + 8
9 – 6
10 – 2
3 + 6
8 + 2
9 – 3
10 – 8
– Что увидели?
– На какие две группы можно разделить данные выражения?
(Учителю следует добиваться от учащихся того, чтобы они нашли несколько вариантов ответа на поставленный вопрос. В данном случае можно разделить выражения следующим образом:
а) суммы и разности
суммы разности
6 + 3 9 – 6
2 + 8 10 – 2
3 + 6 9 – 3
8 + 2 10 – 8
б) выражения, связанные между собой
6 + 3 2 + 8
3 + 6 8 + 2
9 – 3 10 – 8
9 – 6 10 – 2.)
V. Работа над задачами.
Учитель предлагает учащимся прочитать в парах текст из задания 4 (с. 4 учебника, ч. 1).
– Является ли прочитанный вами текст задачей? (Да.)
– Почему так считаете? (Потому что в нём есть условие, т. е. то, что известно, и вопрос, т. е. то, о чём спрашивается; есть данные числа и искомое число.)
– Сколько действий следует выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно.)
– Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)
– Почему? (Потому что нужно узнать, сколько всего карандашей в двухкоробках.)
– Запишите решение. (10 + 6= 16 (к.).)
– Дайте ответ на вопрос задачи. (В двух коробках 16 карандашей.)
– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием. (На сколько во второй коробке карандашей меньше, чем в первой? На сколько в первой коробке карандашей больше, чем во второй?)
– Запишите решение. (10 – 6 = 4 (к.).)
– Дайте ответ на вопрос задачи. (Во второй коробке на 4 карандаша меньше, чем в первой. В первой коробке на 4 карандаша больше, чем во второй.)
Затем учитель читает учащимся задачу 5 (с. 4 учебника, часть 2). (Лучше, если учитель прочитает детям только второй вопрос задачи, это заставит детей вспомнить о том, что задачи бывают простые и составные.)
– Я прочитала вам задачу?
– Докажите.
– Назовите условие.
– О чём в задаче спрашивается?
– Назовите данные числа.
Далее под руководством учителя выполняется краткая запись задачи.
Было – 5 т. и 5 т.
Отдал – 2 т.
Осталось – ?
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Почему? (Так как неизвестно, сколько тетрадей было у Васи.)
– Можно ли узнать, сколько тетрадей было у Васи сначала? (Да.)
– Как вы это сделаете? (Нужно к пяти тетрадям в клетку прибавить пять тетрадей в линейку.)
– Запишите первое действие.
– Зная, сколько тетрадей у Васи было, можно узнать, сколько тетрадей у него осталось? (Да.)
– Какое действие следует выполнить? (Вычитание.)
– Запишите второе действие.
– Дайте ответ на вопрос задачи. (Ответ: у Васи осталось 8 тетрадей.)
– Задача, которую вы сейчас решили, простая или составная? (Составная, так как решается двумя действиями.)