Разъяснение некоторых сомнений касающихся создания изображений

1. Первое сомнение.

Некоторые говорят:«Что изображение запрещено только в том случае, если оно имеет форму или имеет выпуклую поверхность».(Т.е. подобные истукану или идолу).

А некоторые говорят: «Если у изображения нет тени, (а тень может быть только у выпуклой поверхности) то такое изображение делать разрешено».

Что касается этих мнений: то я (лектор) никогда не встречал такого различия ни от одного современного учёного. Но есть такое на языках некоторых людей.

И устранение этого сомнения в нескольких хадисах:

عن عائشة قالت: "دَخَلَ عليَّ رسولُ الله (صلى الله عليه و سلم) وأنا مُتَسَتِّرَةٌ بِقِرامٍ فيه صُورةٌ فَتَلَوَّنَ وَجْهَهُ ثُم تَناوَلَ السِّتْرَ فَهَتَكَه" (مسلم).

Хадис у Муслима от Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, что однажды, зашёл ко мне домой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а я находилась за занавеской, на которой находилось изображение, - и тогда лицо посланника Аллаха изменилось, и он сорвал его и разорвал.

Отсюда мы берём, что изображения на занавеске, они без тени и без выпуклостей.

В хадисе Джабира ибн АбдиЛляха приходит у имама Ахмада с достоверным иснадом: «Что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не зашел в Каабу пока не приказал стереть изображения на внутренней стене Каабы». Усама ибн Зайд рассказывал: «Однажды я вошёл в Каабу, к находившемуся там посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, который, увидев изображения на стенах, повелел принести ведро воды. Я принёс ему воды, и он, смывая эти изображения, говорил: «Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали». Ат-Табарани 1/130, Ибн Абу Шайба 8/484. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 996.)

В этом хадисе указание на то, что изображения на стенах Каабы были смыты водой, а как нам известно, такие изображения не имеют выпуклостей и теней.

Отсюда делаем вывод, что запрещено любое изображение, имеет ли оно выпуклую форму или нет, даёт ли оно тень или нет.

2. Второе сомнение.

Тот истукан, то изображение, которое могут использовать для поклонения ему, - оно запрещено. А разрешено, по их мнению, такое изображение, видя которое ты знаешь, что невозможно, что люди начнут ему поклоняться. Например, маленький рисунок на детской одежде, в виде маленьких цыплят, эти люди говорят, что таким маленьким цыплятам никто не будет поклоняться, или допустим, рисунки на памперсах и тому подобное. Также, по мнению этих людей, если ребенок нарисовал какое-то существо с головой, говорят: «Этому не будут поклоняться, - поэтому это разрешено. И запрещено то, чему будут поклоняться.

Ответ на это сомнение заключается в том, что нет разницы, будут ли поклоняться ему или не будут. Потому что шариат запретил, в общем, все изображения, без уточнений будут им поклоняться или нет. Какой довод на это?

Во-первых, все доводы о запрете пришли в форме «عموم» обобщенности. «"كُلُّ مُصّوّرٍ في النارِ » - «Каждый, кто делает изображения - в Огне». То есть, любой, кто делает изображения в Огне. И не сказано, что те изображения, которым могут поклоняться, а те которым не могут - нет. Поэтому мы не имеем права конкретизировать обобщенный текст шариата, теми вещами, на которые не пришел довод в шариате.

Во-вторых, необходимо отметить причину запрета изображений в Исламе. Она не только в том, что человек потом может поклоняться этому изображению, но в том, что в этом есть уподобление творению Всевышнего Аллаха. Точно также как творит Всевышний Аллах, точно также ты делаешь те существа, в которых есть душа. Поэтому мы говорим, что эта причина существует в любом изображении, делает ли его человек для поклонения или нет. Будет ли оно использоваться для поклонения или не будет. В любом изображении, которое ты делаешь, в нём есть схожесть с тем, что создает Всевышний Аллах. Поэтому, эту причину - мы не можем откинуть.

В-третьих, - это занавески, которые были в доме Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и статуэтки мужчин, которые увидел ангел Джибрил, алейхи ссалам, естественно, что они не были для поклонения, и никто не скажет, что занавески в доме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, годились для поклонения. Никто не будет поклоняться подобным изображениям, и тем более посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но, несмотря на это, он приказал разорвать или уничтожить их.

Это ответ на это сомнение. То есть, в шариате нигде не указано, что запрет изображений связан только с теми изображениями, которым могут поклоняться. Но шариат говорит то, что в создании изображений есть уподобление Всевышнему Аллаху в творении. Исходя из этого, любое изображение запрещено. И также это разделение я не видел ни у кого из современных ученых. Так говорят лишь некоторые люди, когда их спрашивают, почему они делают это, в ответ же они приводят такие сомнения. Что касается ученых, они такого разделения не делают.

3.Третье сомнение.

Если изображение подвергается унижению, его топчут, оно валяется на полу и никто не обращает на него внимания, - то это изображение разрешено у них, а если его возвеличивают, как например, оно висит на стене или хранится в компьютере и т.п., то есть для возвеличивания, - тогда это запрещено.

Во-первых, что касается современных ученых, такого различия не приводит никто из ученых, кроме шейха ибн Усаймина, в некоторых своих фатавах он говорит: «Что если с изображением относятся непочтительно, или оно на памперсах, - тогда в этом нет проблем». Что касается других ученых, они такой разницы не приводят. И действительно, нет никакой разницы, и такое разделение является неправильным. Потому что, в хадисе Аиши пришло, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел домой и увидел материал, на котором были изображения, он разгневался и сказал: «Что это?» Айша ответила: «Я купила его для тебя, чтобы ты стелил его под себя, когда будешь садиться на пол, или стелил под себя, когда будешь спать».

Является ли почтительным, использование подстилки с изображением или же нет? Это непочтительное отношение к этому изображению, но, несмотря на это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, те, которые делали эти изображения, в Судный День будут подвергаться мучениям. И им будет сказано: «Оживите то, что вы сотворили!»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подобного разделения не сделал. Поэтому сказал имам ан-Навави в шархе на сахих Муслима в 14 томе, 90 страница: «И без разницы сделал ли человек это изображение для почтительного отношения к нему или не почтительного. Все изображения запрещены».

Контексты о создании изображений, пришли общие: как то, что «проклят тот, кто создает изображения», или «каждый создающий изображения, - в Огне». И в хадисах не приходит таких разделений, а раз их нет, то и мы не должны придумывать такие разделения из своей головы. Откуда тогда пришло это разделение? Оно связано со вторым сомнением, то есть, изображение которое может служить объектом поклонения в будущем - оно запрещено, а если нет, - то разрешено. Здесь тоже самое, почему они решили разрешить изображения, к которому относятся не почтительно? По той же причине, что никто не будет ему поклоняться, соответственно оно разрешено. И мы говорим, - что запрет изображений связан не только с тем, что ему будут поклоняться, а также в том, что в этом схожесть с творением Аллаха (как пришло в хадисах). Это то, что касается третьего сомнения.

4.Четвертое сомнение.

То, что если изображение нарисовано от руки, - то оно запрещено, а если изображение создано посредством фотоаппарата, - (и других аппаратов, делающих изображения) то тогда оно разрешено.

Во-первых, что касается слов ученых относительно этого разделения, то они не считают это разделение правильным. Говорят, что нет никакой разницы, рисуешь ли ты рукой или делаешь изображение фотоаппаратом. О том, что нет никакой разницы в способе создания изображения, сказали шейхи: ибн Баз, аль-Альбани, Мукбиль, Абдуль-Азиз ар-Раджихи, Абду-Разака Афифи, аль-Фаузан (что касается него, на сегодняшний день, я не знаю его мнения), АбдуЛлах аль-Гудаян, АбдуЛлах Кууд, и ладжна даима (постоянный комитет ученых по выдачи фатв в Саудовской Аравии) они не делают различий между рисованием изображения рукой или созданием изображения фотоаппаратом.

Более того, шейх аль-Альбани называет такое разделение захиритским мазхабом. (Такие люди, которым когда говоришь, что нельзя мочиться в стоячую воду, они говорят: «Да, в контексте пришёл запрет на то, что мочиться в стоячую воду нельзя. Но если ты помочишься в баночку и затем выльешь мочу из баночки в стоячую воду, - тогда это разрешено, потому что в контексте хадисов не пришло запрета на это действие». Это называется, когда зохириты останавливаются на голом контексте хадиса, и никаких кыясов (аналогий) не проводят). Здесь то же самое, говорит шейх аль-Альбани, что если нарисовано от руки, потому что так делалось во времена Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, - тогда запрещено, а если фотоаппаратом, - тогда разрешено. Потому что не пришло ни в одном хадисе, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал, что делать изображение фотоаппаратом запрещено. И действительно, нет такого хадиса от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, где он использовал слово фотоаппарат, потому что в его время их не было.

Шейх Усаймин говорит: «Что относительно создания изображения фотоаппаратом есть разногласия и что лучше сторонится этого. Все остальные ученые говорят, что это находится под жестким запретом, мухаррам – запрещено. И только по мнению шейха Усаймина, в этом вопросе есть разногласия и лучше этого сторониться, то есть он не заявляет о явном запрете. Но в другом месте, когда шейха Усаймина спрашивают, он отвечает на вопрос: «Можно ли фотографироваться на паспорт, если фотография выходит моментально? (как в паларойдах)». Это разрешено, если она выходит моментально, а если она не выходит моментально, - тогда не разрешено, потому что, как он говорит, если не моментально, то человек ее делает: распечатывает или проявляет фото и т.п., то есть делает какие-то процессы для создания фото. Исходя из этого, человек участвует в создании изображения. А если оно вылетает моментально, то он не участвует в создании изображения, а участвует фотоаппарат, поэтому говорит, в этом нет проблем, - это слова шейха Усаймина. (Важно отметить, что «паларойд» это плод работы человека, и в него уже загружены все необходимые функции для проявления фотографии. Прежде чем этот аппарат начал фотографировать, он прошел колоссальный научный процесс. Учёные спроектировали этот аппарат, специалисты изготовляли для него детали, затем собирали его, и лишь после этого, фотоаппарат стал готов к использованию. И для создания фотоизображения, человеку необходимо нажать на кнопку, и это полноценное действие, хоть и облегченное, а хукм в хадисах закреплен за создание изображения и не сказано в нём, как именно…)»

Но, на сегодняшний день, как известно, никто не делает фото на паспорт моментально, с «паларойда».

И правильное мнение в этом вопросе, что нет никакой разницы в том, чем делать изображение: рукой или аппаратом. И это по нескольким причинам.

Во-первых: изображение, которое сделано аппаратом в арабском языке называется «صورة – сура», тот, кто делает это изображение аппаратом называется « مُصَوِّرٌ - создающий изображение». Никто не приходит к фотографу и не говорит, запечатли мою тень! Все говорят, сделай (сфотографируй меня) мое изображение. Фото это и есть сура - изображение. Поэтому, раз это у людей и также в арабском языке называется - изображение, а тот, кто его делает, называется - делающим изображение, то это входит под общий контекст хадисов, о запрете изображений, которые пришли от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «Каждый, кто делает изображения, - в Огне». И мы не можем конкретизировать из своей головы эти обобщенные контексты, и сказать: «Если я сделаю так, тогда можно; или сделаю так, - то можно». В то время как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый создающий изображения, - в Огне!» И ты не можешь сказать, - «Нет, не каждый!!!» Если рисуешь рукой, - то нельзя, а если ногой то можно? Ведь в контекстах хадисов нигде не сказано, что изображение, сделанное ногой - запрещено. И никто не делал изображения ногами во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а сегодня есть люди, специализирующиеся на этом, созданием изображений ногами. И что теперь, мы скажем, что это разрешено, так как это сделано ногой, а не рукой?

Поэтому сказал шейх аль-Фаузан: «Известно, что слова Аллаха и слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя конкретизировать, кроме как с доводом из слов Аллаха или слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не какими-то мнениями людей, или какой-то философией в их головах». Шейх аль-Фаузан, говоря это, рассматривает именно этот вопрос.

И во-вторых, шариат не связывает постановление о запрете чего-либо со способами его произведения. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял того, кто делает спиртное. Теперь вопрос, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял того, кто делает спиртное и проклял того, кто делает изображение. Одинаковые контексты или не одинаковые? Почему тогда мы не говорим, что если спиртное делают на каком-то заводе посредством машин, то есть, сегодня почти никто не выжимает ногами виноград, а нажимает на кнопку, и идут бутылки в которые заливают спиртное, и машина закрывает крышкой бутылку и она выходит. Теперь, если мы скажем, что такое спиртное разрешено, потому что человек не участвует в процессе, что он только нажимает на кнопку (как и фотограф на кнопку фотоаппарата), правильно ли будет сказать такое? Тогда получится что все спиртное сегодня на земле разрешено, потому что уже никто не делает спиртное руками, а делают аппаратами. Тебе скажут, что эти аппараты сделали люди, все это строилось, сидели инженеры, думали, как эти аппараты сделать, чтобы можно было сделать спиртное простым нажатием кнопки. Это же мы скажем относительно аппаратов, создающих изображения, его также придумал человек, сидели инженеры, проводили пробы много лет, совершенствуя эти аппараты. Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял того, кто носит спиртное. Теперь вопрос. В их времена спиртное переносили на себе, а сегодня возят на больших грузовиках, по трассе со скоростью 120 км/час, все это происходит очень быстро, точно также ты рисуешь 4-5 часов, а фотоаппараты делают изображение за секунду, значит за секунду разрешено, а долго запрещено!!!? То же самое и здесь, если ты переносишь спиртное, например из одного города в другой, расстояние между которыми 30 км, которое ты будешь идти 6 часов, а на машине ты доедешь за 20 минут, мы же не скажем, что перевозка спиртного на машине стала разрешенной, потому что способ его перевозки поменялся!? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил создание изображений и нигде не связывал постановление об этом со способом его создания. Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изображения создавались разными способами: кистью и красками, гравировкой на камне, из материи, из камней, лепкой, рисованием, и, несмотря на это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нигде не провел различий, «если делаете изображения так, - то разрешено, а если так, - запрещено». Но сказал, что «любое изображение – запрещено».

5.Пятое сомнение разрешающих создание изображений фотоаппаратом.

Они говорят: «Представьте, человек написал от руки страницу текста, допустим, его зовут Ахмад, кому принадлежит этот почерк? Принадлежит Ахмаду. Теперь мы взяли этот листок, положили в ксерокс и сделали его копию. Теперь вопрос. Кому принадлежит этот почерк на копии? Также Ахмаду, никто же не говорит что это почерк Мухаммада? Поэтому говорят, что ты написал от руки и потом отксерокопировал его текст, все равно это останется почерком того, кто писал от руки, а не того, кто отксерокопировал, и нельзя приписывать этот почерк тому, кто отксерокопировал. То же самое они говорят об изображениях. Когда ты делаешь снимок фотоаппаратом, то кто создал того, кого ты фотографируешь? Всевышний Аллах. Здесь они проводят аналогию с почерком, говоря, что это создано Аллахом, а не тобой.

Ответ на это сомнение. Да, почерк принадлежит Ахмаду, и после того как я сделал копию того, что он написал, почерк продолжает принадлежать Ахмаду. Тогда вопрос, кто создал изображение почерка Ахмада, я или Ахмад? Я создал изображение этого почерка, с помощью ксерокса. Запрет не в том, чтобы ты создавал, как создал Аллах. Фотографируя какое-то живое существо, естественно никто не скажет, что я создал его. Но кто создал изображение, я или Аллах? Я стал причиной этого изображения. Создал его Аллах, а я его изобразил. Поэтому, изображение приписывается ко мне, хоть мы и говорим, что творит все в этой Вселенной Аллах и ничего не происходит без Его воли.

Фатва постоянного комитета больших ученых № 3374, где говорится: «Разница в способах изобретения объекта не влияет на окончательное постановление относительно этого объекта». То есть, если спиртное запрещено, нет разницы, каким способом ты его изготовил. Поэтому нет разницы между изображением, созданным рукой или фотоаппаратом.

6.Шестое сомнение.

Изображение фотоаппаратом запрещено, но видео разрешено. Потому что видео, это не застывший рисунок, а двигающийся, и он подобен действительности, перенесённой на экран.

Ответ на это сомнение. Во-первых, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое изображение запрещено», и «Каждый, кто делает изображение, - будет в огне», и сказал «Проклят тот, кто делает изображения». Теперь у людей возникает вопрос, называется ли видео изображением или нет? У людей оно называется видеоизображением, а тот, кто создает его, снимает видео, - создающий изображение مصور. Обрати внимание, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «каждое изображение запрещено», а ты говоришь: - «Нет, не любое. Двигающееся разрешено, а если оно в стоячей форме или застывшей, тогда - запрещено». И это прямое противоречие хадису посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором ясно говорится: «каждое изображение запрещено». Вот теперь представь, что я приду и скажу: «Нет! О, посланник Аллаха, не любое изображение запрещено, то которое красивое - оно запрещено, а то, которое некрасивое - оно разрешено». Ты скажешь: по какому праву ты разделил изображения на красивые и не красивые? Так же и мы скажем, по какому праву ты разделил изображения на двигающиеся и не двигающиеся? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не провел таких разделений, двигается оно или нет, а сказал что «любое изображение запрещено».

Во-вторых, причина запрета создания изображения в том, что когда человек создает его, он уподобляется Всевышнему Аллаху в творении. Теперь вопрос. Когда ты создаешь изображение, которое двигается, схож ты в этом с Аллахом или нет? И нет разницы, создаешь ли ты неподвижные изображения, или которые движутся. Всевышний Аллах создал, как тех, кто стоит, так и тех, кто движется. Соответственно ты подпадаешь под этот хадис, в уподоблении Аллаху в Его творении, создавая изображения живых творений Аллаха, хочешь ты того или нет.

Третья причина запрета видеоизображения. Это то, что можно нажать на паузу и это видеоизображение станет в застывшей форме. И нет на земле такого видео, которое невозможно остановить. Помимо различных проигрывателей, даже в любом компьютере есть функция, с помощью которой, тебе достаточно нажать одну кнопку, чтобы любой фрагмент с экрана твоего монитора, который ты решил запечатлеть, стал - фото. И каждый может это двигающееся изображение превратить в застывшее, без всяких проблем. И если у тебя есть видео какого-то шейха, то любой может с этого видео сделать фото этого учёного, затем вывести его через принтер и повесить у себя на стене. А затем придет шайтан и нашепчет его детям после его смерти, что он поклонялся этому изображению, и призовет их поклоняться ему. Так же, как шайтан поступил с народом Нуха, алейхи ссалам, и никто не застрахован от этого.

Из современных ученых, которые не считают, что есть разница между фото и видео это шейхи: аль-Альбани, Ибн Баз, Ахмад ан-Наджми, Мукбиль, абдуль-Азиз ар-Роджихи, ладжна даима (постоянный комитет больших ученых в Саудовской Аравии) в полном составе, Рабиа аль Мадхали. Все они считают, что видеоизображение находится под строгим запретом, и не делают разницы между фото и видео. Что касается шейха Рабиа аль Мадхали, то он отказывается от любых приглашений, если там делаются изображения или снимается видео. И это известно от него, когда он едет по приглашению сделать проповедь и видит там фото или видеокамеры, то он разворачивается и уезжает обратно. Потом звонит и порицает за это. И он же порицал некоторых больших учёных из ладжна даима, разрешающих снимать видео.

Шейх Усаймин высказался относительно того, кто оставит дома спутниковую тарелку, с помощью которой, люди могут смотреть изображения, что тот - не попадет в Рай! Почему? Потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый, кому Аллах дал паству и он ее обманывал и не давал ей насыха (искренне не советовал им), и умер на этом, - не почувствует запаха Рая». А тот, кто оставляет телевизор или спутниковую тарелку у себя в доме, - этим самым не делает насыха (совета) своим домочадцам, своей жене и семье. Если кто-то умрет на этом, то умрет в состоянии обмана своей семьи, то есть, подвергании их греху, и никогда не зайдет в Рай. Но, если человек мусульманин, когда-нибудь он выйдет из Огня, и также Всевышний Аллах может его простить. И это из убеждений ахли сунна валь джамаа.

Пятое сомнение.

И еще одно сомнение, разрешающее видео. Некоторые говорят, что оно подобно зеркалу, отражающему изображение. То есть, нет разницы в том, что я встал перед зеркалом и увидел свое изображение, или что я встал перед видеокамерой, и получилось мое изображение, - и это слова Солиха Али шейха.

И ответ на это сомнение в пяти пунктах:

Во-первых, есть разница между зеркалом и созданием изображения с помощью видео камеры. Изображение в зеркале не остается, а снятое видеокамерой остается, и его возможно сохранить. Если кто-то скажет: «Я делаю прямой эфир, и не сохраняю его», то раз ты не сохраняешь, другой будет сохранять. В настоящее время, любой без особых усилий может сделать это.

Во-вторых, тот, кто встал перед зеркалом не называется создающим изображение, ни у людей, ни в шариате. Никто из разумных людей не скажет, что тот, кто посмотрел в зеркало чтобы причесаться, создал своим действием изображение, в отличие от того, кто создает видеоизображение.

В-третьих, Всевышний Аллах предал зеркалу способность отражать твое лицо, облик. Также как и предал такие способности воде и другим предметам и веществам, способным отражать зеркальным способом. Если ты посмотришь в воду, то она отразит твой облик, но это не называется - созданием изображения. Нигде это не сказано: ни в шариате Аллаха, ни в арабском языке, ни в обычаях людей. И такую возможность этим предметам предал сам Всевышний Аллах, в отличие от видеокамеры, которая сама по себе не может запечатлеть ни одно изображение, кроме как после определенных действий, как например, нажатие кнопки. И люди создавали её многие годы, чтобы видеокамера стала способна делать изображения, и по сей день работают над её совершенствованием.

В-четвертых. Изображение, получаемое в отражении зеркала, не ведёт к дурным последствиям, например к многобожию. И не ведёт это к тому, что человек начинает поклоняться этому изображению. А если кто-то разрешает фотографирование, то это ведет к нечестию. То есть, первые останавливаются у черты, а другие нет, и начинают фотографировать женщин, какие-то другие предметы которые приводят к разврату людей. Что касается зеркала, то оно к разврату не приводит.

В-пятых. Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были зеркала, и он не запретил их использовать. А что касается видео, то его не существовало во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поэтому, мы не можем сказать, что он бы его разрешил. Запрещено приписывать Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что-то из своей головы, потому что нет на это никакого довода. И ты не можешь запретить мне смотреть в зеркало, так как не пришло на это запрета, а что касается видеокамеры, то она попадает под общий контекст хадиса «каждое изображение запрещено». И автор нашел только одного ученого, Салиха Али шейха, который привел своё мнение о том, что видео подобно зеркалу. И мы не говорим: он один и поэтому он не прав. Нет, вполне возможно бывает так, что один может быть правым, а другие ошибаются, но мы смотрим на доводы, и доводы Салиха Али шейха в этом вопросе, не являются правильными, а доводы остальных ученых являются более правильными.

6Шестое сомнение.

Некоторые из ученых, придерживающихся мнения о запрещенности видео, говорят, что из-за пользы призыва к Исламу видео разрешено.И в этом мнении ученые разделились еще на две стороны.Первое, это когда шейха, дающего проповедь, снимают на видео. Второй вид, изображение какого-нибудь человека, обучающего людей определённому виду поклонения, например: как заворачивать покойного в кафан, или как брать омовение, или как брать таяммум, или как совершать хадж, или как совершать намаз.Большинство учёных говорят:что, просто изображение шейха запрещено, потому что в этом нет пользы для призыва, нет пользы просто смотреть на него, слушая его слова. Но некоторые говорят, если человек с помощью видео обучает людей обрядам поклонения, перечисленным выше, то тогда в этом есть польза для призыва людей, польза для обучения людей шариату, и тогда это разрешено.

Давайте рассмотрим эти два вопроса отдельно.

Во-первых. Просто изображение шейха по видео, в то время как он даёт проповедь или какой-то урок. Есть ли мне в этом польза или нет? Из тех, кто запретил это: шейх Аль-Альбани, который сказал: «Не разрешено ученому распространять достоверную идеологию (правильные убеждения) посредством видео», в другом месте сказал: «Запрещено ехать на научные дауры какому-либо ученому кроме как, поставив условие, чтобы его там не снимали на видео», в другом месте сказал: «Нет никакой пользы от того, что человек смотрит на изображение шейха и это запрещено». Также этого мнения придерживается шейх Ахмад ан-Наджми который сказал: «Появление изображения ученого на мониторе - это, несомненно, порицаемая вещь». Передаётся от учеников шейха Ибн База, что он не разрешал чтобы его снимали на видео, или чтобы кого-то снимали на видео. Также шейх Рабиа и шейх Мукбиль. Шейх Мукбиль относился к этому вопросу, жестче остальных. Он говорил: «И великая порицаемая вещь, когда какой-то человек, ученый встает в мечети и делает проповедь на минбаре людям, и при этом перед ним стоит видеокамера и снимает его на видео в мечети, это великое порицаемое дело», также сказал: «Также великая порицаемая вещь это снимание на видео тех, кто делает хадж, когда они находятся на Мине или на Арафате, и также великая порицаемая вещь снимание людей или совершение намаза в мечети Харам (в Мекке)». Представь себе, что ты идешь в мечеть аль-Харам, зная, что тебя там будут изображать (на видео), и кто-то сохранит это видео, и у кого-то будет сохранено твое изображение на компьютере, в то время как, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил тебе делать изображения. И тебе тяжело идти в мечеть из-за этих людей, которые придумали снимать видео в ней. И нет у них на это довода ни от Аллаха, ни от Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. И в другом месте шейх Мукбиль сказал: «Снимание ученых на видео в их собраниях является запрещенным - мухаррам». Редко кто из ученых согласен со сниманием шейхов на видео, особенно из первых ученых, которые столкнулись с этим вопросом фото и видео, и сегодня уже умерли. Очень редко что кто-то из них разрешал это. Потому что, во-первых, они говорят: что снимание на видео запрещено. Во-вторых, даже если в этом есть польза, то эти ученые не соглашаются и говорят обратное, что в этом никакой пользы нет.

Теперь о втором виде видео, когда снимают человека, обучающего людей обрядам поклонения, например: как читать намаз, как брать омовение и т.п. при этом говоря, что это разрешено.

Очень строго о запрете этого высказался шейх ибн Баз, который сказал: «Это из распространения Ислама запретными способами, и это запрещено строжайшим запретом». Также шейх Мукбиль. Это из прошлых ученых. Что касается современных ученых, то от них мнение в этом вопросе, что если есть польза для призыва, то можно сниматься на видео. То есть, они умерли еще до того, как у людей эта идея появилась. Поэтому нет у нас мнения ученых, которые можно привести и сказать, например, что шейх Ахмад ан-Наджми и другие говорили, что это разрешено, потому что в их времена это не было распространено. Что касается тех ученых, которые это разрешили то это: шейх аль-Альбани и шейх Усаймин. От других ответа не было по этому вопросу, по тем или иным причинам. Так вот, шейх аль-Альбани сказал, что это разрешено в том случае, если в этом есть польза для обучения людей, более того, говорил: иногда может это обязательно, для того, чтобы обучить людей своей религии. И также этого мнения придерживался шейх Усаймин, говоря, что в некоторых вопросах это разрешено. И из современных ученых это разрешает шейх Фаузан. Это что касается мнений ученых. Теперь мы пришли к тому, что в этом вопросе есть разногласия среди ученых. В других вопросах относительно изображений, практически никаких разногласий нет, а в этом вопросе есть. И Всевышний Аллах сказал: «Если вы спорите о чем-либо, то верните это к Аллаху и его посланнику, если вы из тех, кто верит в Аллаха и последний день, это лучше для вас по исходу». Что касается Аллаха и его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из того, что приказал я вам, делайте то, на что вы способны, а то, что я вам запретил, сторонитесь этого, полностью».Теперь вопрос. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил видео? Запретил, и те же самые ученые, которые разрешили снимать видео для пользы, сами сказали, что в основе видео запрещено. Раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мне видео и также сказал: «То, что я вам запретил, то сторонитесь этого полностью». Могу ли я теперь пойти и сказать, что в этом есть какая-та польза? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал делать призыв к его религии? Приказал! И он, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из того, что я вам приказал, делайте то, на что вы способны». Вопрос. Способен ли я делать грех? Неужели ты скажешь, что я способен делать грех в религии Аллаха? Исходя из этого, я должен делать призыв так, как я способен. Но я не способен делать харам, уподобляясь в этом тому, кто убил пророка, тем, которые призывали к Аллаху других божеств, тем, кто поедал ростовщичество и т.п. И речь здесь идет о хадисах, в которых наказание за эти большие грехи, пришло вместе с грехом, создающего изображения. И мне приказано делать призыв так, как я способен, а идти на грех перед Аллахом - я не способен. И также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мне приближаться к запретному, и я к запретному не приближаюсь. Поэтому у нас нет довода из Корана и Сунны о том, что разрешено распространять Ислам запретными способами. Сказала ладжна даима (постоянный комитет ученых КСА) фатва № 2922: «Не разрешено использовать запретные вещи как средство распространения Ислама или как средство призыва к Исламу. Средств для призыва к Исламу, узаконенных Всевышним Аллахом очень много, и нельзя отказываться от них и переходить на те средства, которые Всевышний Аллах запретил».

Вот теперь вопрос. Могу ли я торговать наркотиками, убивать людей спиртным и затем сказать, что я затем соберу много денег и построю мечеть, и люди будут изучать религию и т.д. Есть в этом польза для призыва или нет? Например, деревня, в которой 10 тысяч человек, из них, те которые готовы построить мечеть пять-шесть человек, остальные не хотят строить мечеть, и не можем мы их убедить в этом. Давай теперь мы скажем, у меня есть знакомый, который торгует наркотиками или спиртным, давай попросим у него денег и построим мечеть? В этом же есть польза для призыва, мечеть появится, будут людей призывать к религии Аллаха, люди Ислам примут, спасутся от вечного огня ин ша Аллах. А теперь… почему брат ты говоришь, что это однозначно запрещено, а видео разрешено? Теперь вопрос к тебе, разрешено ли распространять религию нашидами или нет? Этот вопрос известен среди саляфийюн, что все саляфийюн говорят, что нашиды нельзя слушать. Что распространяют религию Ислам нашидами только ихвановцы. Теперь к тебе вопрос, приведи мне хоть один довод, что нашиды запрещены? Какой довод у тебя есть на то, что это мухаррам? У тебя довод тот, что в праздничный день абу Бакр пришел в дом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и там женщины били в бубен, и сказал абу Бакр: «Свирель шайтана в доме Посланника Аллаха» и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставь абу Бакр, сегодня их праздник». И ученые сказали, раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал Абу Бакра, за то, что он назвал это свирелью шайтана, значит это запрещено. И тут не идёт прямой запрет даже на музыку, не говоря уже на нашиды. И запрет на это берётся из контекстов, но, не смотря на это, наши братья саляфиты очень жестко к этому вопросу отнеслись, а что касается запрета на изображения, то только я привел 19 хадисов об этом, и я это выбирал из большого количества хадисов на эту тему. То есть жесткий запрет относительно создания изображений идет как сравнение с убийством пророка и т.д. И почему-то относительно этого ведутся разговоры, что в этом есть польза для призыва. Польза для призыва есть и в нашидах, и в других вещах. Нельзя все это использовать, говоря, что в этом польза для призыва.

Наши рекомендации