Телевизионная развертка
Курс лекций по курсу
“Системы телекоммуникаций”
Для студентов специальности
“Промышленная электроника”
СОДЕРЖАНИЕ
1. Лекция 1. Основные принципы телевидения……………………. 5
1.1. Введение..............................……………………………….................... 5
1.2. Телевизионная развертка…………….………………………………. 12
1.3. Обобщенная структурная схема ТВ системы…………….................. 13
2. Лекция 2. Основы зрительного восприятия……………………... 13
2.1. Зрительная система человека……………………………… ……... 15
2.2. Основные характеристики системы зрения человека ………………..16
2.3 Основные светотехнические единицы ………………..…………… 19
2.4 Характеристики оптических изображений ………………...………... 20
3 Лекция 3. Параметры ТВ изображения…………………………18
3.1. Координатные параметры…………………………………………….. 19
3.2. Временные параметры ………………………………………………... 21
3.3. Яркостные параметры ТВ изображения……………………………... 22
4 Лекция 4. Формирование ТВ сигнала …………………………….. 22
4.1. Основные параметры стандарта вещательного ТВ………. ……… 23
4.2. Состав и форма ТВ сигнала………………………………… ………... 24
4.3. Спектр ТВ сигнала …………………………………………………….. 27
5 Лекция 5. Основы цветного ТВ ……………………………………. 28
5.1. Колориметрия ………………………………………………………….. 28
5.3 Трехкомпонентное цветное зрение. Система RGB………………….. 29
5.4 Методы смешения цветов………………………………………………30
5.5 Способы получения цветного изображения ……………..................... 31
5.6 Цветопередача в ТВ ………………………………………………….. ..33
5.7 Основные требования к вещательной системе ЦТВ. …… …………..34
5.8 Яркостной и цветоразностные сигналы. ……………… …………….. 34
6 Лекция 6. Вещательные системы цветного телевидения……… 39
6.1. Система ЦТВ NTSC …………………………………………………… 39
6.2. Система ЦТ SECAM. ………………………………………………….. 42
6.3. Система ЦТ PAL ………………………………………………………. 48
7 Лекция 7. Опртико-электронные преобразователи……………….51
7.1. Основные показатели передающих трубок …………………………… 51
7.3 Типы и законы фотоэффекта ………………………………………….. 51
7.4 Принцип мгновенного действия ……………………………………… 52
7.5 Принцип накопления заряда. …………………………………………. 54
7.6 Видикон………………………………………………………………… 56
7.7 Плюмбикон. ……………………………………………………………. 59
7.8 Твердотельные фотоэлектрические преобразователи на ПЗС. ………61
8 Лекция 8. Электронно-оптические преобразователи………..……64
8.1. Кинескопы черно-белого ТВ ………………………………………….. 64
8.2. Цветной дельта кинескоп ……………………………………………….67
8.3. Цветной компланарный кинескоп ……………………………….…… 69
9 Лекция 9. Искажения ТВ изображений……………………………. 71
9.1. Геометрические (координатные) искажения.……………………….. 71
9.2. Полутоновые (градационные) искажения. …………………………….. 74
9.3. Восстановление постоянной составляющей. ………………………..… 76
10 Лекция 10.. Процессы и устройства синхронизации............………. 78
10.1. Требования к сигналам синхронизации ………………………………..78
10.2. Выделение и разделение синхроимпульсов из ТВ сигнала ………….. 79
10.3…Синхронизация генераторов ………………………………………..….80
11 Лекция 11. Развертка ТВ изображения……………………..………. 82
11.1 Строчная развертка…………………………………………………..….. 83
11.2 Кадровая развертка ……………………………………………………… 85
12 Лекция 12. Организация ТВ вещания…………………………….…. 87
12.1. Телевизионные центры …………………………………………..……..87
12.2. Принцип работы передающей цветной ТВ камеры …………………. 89
12.3. Структура усилительного тракта (камерный канал) ……………….…92
12.4. Особенности наземного ТВ вещания ……………………………..…...93
13 Лекция 13 Принципы построения ТВ приемников ..……….………97
13.1. Конструкция черно-белого телевизора ………………………………..97
13.2. Конструкция цветного телевизора ………………………………….....99
14 Лекция 14. Общие принципы построения систем цифрового ТВ.100
14.1. Основные понятия. ……………………………………………………. 101
14.2. Общие характеристики форматов сжатия MPEG ………………….…104
14.3. Обобщенная структурная схема тракта цифрового ТВ……………... 105
Литература …………………………………………………………………....107
Лекция – 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Введение. История ТВ
Телевизионная развертка.
Обобщенная структурная схема ТВ системы.
ВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ТВ
Термин «телевидение» (видение на расстоянии или дальновидение) возник в 1890 г.Его впервые употребил русский военный инженер-электрик Перский в докладе «Электрическое ТВ» на Международном конгрессе в Париже.
Телевидением называется область современной радиоэлектроники, которая занимается передачей и приемом движущихся и неподвижных изображений предметов электрическими средствами связи в реальном или измененном масштабе времени.
В процессе развития человеческого общества развивались и совершенствовались средства передачи информации. Телевидение, как средство передачи информации также прошло длительный путь развития: от первых нереализованных идей и проектов, до современных систем цифрового телевидения. Если учесть, что более 85% информации о внешнем мире человек получает через свой зрительный аппарат, то становится ясно, почему проблема передачи визуальной информации издавна занимала умы людей, что нашло отражение в сказках и легендах. Вспомните, к примеру, сказку А.С. Пушкина “О мертвой царевне и семи богатырях” (… Ты мне зеркальце скажи ….), или сказка братьев Гимм “Белоснежка и семь гномов” (… Кто на свете всех милее….) – рис. 1.0.
Рис. 0.1 Телевизор братьев Гримм.
В основе ТВ лежат 3 физических процесса:
1. Преобразование световой энергии в электрические сигналы;
2. Передача и прием электрических сигналов по каналу связи;
3. Преобразование электрических сигналов в оптическое изображение.
Еще в 19 веке были сделаны основные открытия и изобретения для реализации возможности создания телевидения.
В 1839 году французский физик Э. Беккерель на основе открытого им фотогальванического эффекта осуществил преобразование света в электрический ток.
Толчком к передаче электрических сигналов изображений по каналам связи явилось изобретение А. Беллом в 1876 году телефона, в котором многие увидели электрический аналог слуха. От него перешли к поиску электрического аналога зрения. Наверное, поэтому, одна из первых систем телевидения, предложенная американцем Дж. Керри, копировала сетчатку глаза. Система предполагала наличие на передающей стороне панели с множеством чувствительных фотоэлементов, на которую проецировалось изображение. Каждый фотоэлемент соединялся проводами с источником света на приемной стороне, при этом, количество проводов было равно числу фото и свето- элементов. Сигналы всех фотоэлементов передавались на приемную сторону одновременно. Качество (разрешение) изображения зависела от числа таких элементов, и было тем выше, чем больше их число. Например, для получения разрешения 320х320 точек (как сейчас говорят – пикселей), понадобилось бы 100.000 фотоэлементов, и такое же количество проводов, соединяющих передающую и приемную сторону. Понятно, что реализовать такую систему в то время (да и сейчас) не представлялось возможным. Хотя идея была очень прогрессивной.
По этой причине в конце 19 века появилось несколько проектов с поочередной передачей элементов изображения по одному каналу связи – то есть прототипов современных систем передачи телевизионного изображения. Один из этих проектов был предложен в 1880 году русским студентом физиком Порфирием Бахметьевым, что считается датой возникновения современного телевидения.
Последовательная передача сигналов элементов изображения с их синхронизацией на передающей и приемной стороне является основным техническим принципом, лежащим в основе телевидения. Второй принцип основан на физиологии системы зрения человека – его инерционности, и состоит в том, что предъявляемые системе зрения отдельные элементы изображения при высокой частоте их смены воспринимаются как целостное изображение (неподвижное или подвижное).
Первые технически реализованные системы телевидения имели электромеханический принцип передачи и приема изображений и назывались дисковизоры.В этих системах развертка изображения осуществлялась с помощью особого диска, изобретенного в 1884 г. немецким студентом Паулем Нипковым названным "диском Нипкова".
Диск Нипковапредставляет собой непрозрачный диск большого диаметра,по внешнему краю которого расположены отверстия по спирали Архимеда. Диаметр отверстия определяет размер элемента изображения по горизонтали и по вертикали. При этом, каждое отверстие имеет смещение по радиусу к центру на величину его диаметра. Перед диском расположена ограничительная рамка, определяющаяполный размер изображения. Высота рамки равна расстоянию по вертикали между началом и концом спирали, а ширина – расстоянию между отверстиями – это и будет размером изображения. При вращении диска внутри рамки оказывается только одно отверстие, которое прочерчивает строку. Число строк изображения соответствует числу отверстий, а за один оборот передаются все элементы изображения. Перед диском Нипкова размещался объектив, а позади — фотоэлемент, преобразовывавший разворачиваемую картинку в электросигнал. По сути это была механическая телекамера.
В механическом телевизоре позади диска Нипкова размещалась неоновая лампа, яркость свечения которой изменялась синхронно с выходным напряжением фотоэлемента телекамеры. Скорость и фаза вращения дисков на передающей и приемной стороне синхронизировались вручную или специальной схемой. На рис. 1.1. представлено устройство передающей камеры и дискового телевизора.
Рис. 1.1. Оптико-механическая ТВ система с диском Нипкова
Простота конструкции Нипкова позволила создать целый ряд действующих оптико-механических систем ТВ. Так в Москве в 1931 г. была произведена экспериментальная радиопередача сигналов изображения в Ленинград, а с четкостью 30 строк и частотой кадров 12,5 Гц.(1200 элементов изображения) на волнах 379 и 720 м. Начиная с осени 1934 г., эти передачи стали регулярными. Электромеханическое телевещание работало в Киеве, Ленинграде, Москве, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Томске и Харькове. Годом позже Ленинградский завод им. Козицкого выпустил первую партию советских телевизоров (модель Б-2).
Рис.1.2 Дисковая ТВ камера и устройство
электромеханического телевизора
Рис.1.3.Первый советский механический телевизор Б -2
Рис.1.4. Второй советский механический телевизор «Пионер» (1934)
Рис.1.5 Дизайн ТВ-приемников 30-х годов прошлого века
К 1934-35 г. были разработаны оптико-механические системы с разверткой от 180 до 375 строк, но при увеличении числа строк разложения уменьшалось время считывания каждого элемента, что приводило к падению чувствительности, так как сигнал от каждой тоски изображения генерировался только во время прохождения светового потока от этой точки через отверстие, а все остальная часть изображения в это время не использовалась. Кроме того, для увеличения размеров изображения нужно было увеличивать размеры диска, однако, никакие дальнейшие усовершенствования не могут заметно улучшить качество изображения, в силу органических недостатков оптико-механических систем.
Для решением проблемы улучшения качества изображений был необходим переход к электронному телевидению. Основоположником его считается русский ученый Борис Розинг, запатентовавший первую приемную электронно-лучевую трубку – прообраз КИНЕСКОПА в 1907 г.и создавший работающую систему, где на передающем конце еще использовалась оптико-механическая система.
В начале 30-х гг. прошлого века одновременно в нескольких странах были проведены успешные эксперименты по электронному телевидению. Экспериментальные передачи движущегося изображения осуществлялись в Германии, Великобритании, СССР, США, Франции и Японии.
В 1927 г. профессор Такаянаги — отец японского ТВ и основатель компании JVC, провел серию успешных опытов с катодной трубкой Брауна и добился устойчивой передачи неподвижного изображения электронным методом. Его телевизионная система имела интересную особенность. Рассудив, что габариты студийной передающей камеры менее критичны, чем размер телевизора, Такаянаги использовал электромеханическую телекамеру и приемник с трубкой Брауна, создав прообраз «нормального» кинескопного телевизора рис.1.6. Это оказалось революционным для своего времени решением. Кстати, японцам принадлежит еще одно важное изобретение, соприкасающееся с телевидением. В 1924 г. профессор Токийского инженерного колледжа при Императорском университете Хидецугу Яга создал направленную антенну с пассивными элементами, которую в СССР именовали волновым каналом, а в остальном мире — антенной Яги. Долгое время волновой канал Яги служил основной телевизионной антенной во всем мире.
Рис.1.6. Электронный телевизор Такаянаги (1937)
Первый проект полностью электронной системы ТВ был реализован в Ташкенте в 1925 г. под руководством Грабовского, где и на приемной и на передающей стороне использовались специальные электронно-лучевые трубки. Однако большую известность получил ученик Розинга В.К. Зворыкин, считающийся отцом электронного телевидения.
Свою работу в Штатах русский эмигрант начинал в компании Westinghouse. Но его первые работодатели электронное ТВ проспали. Зато Radio Corporation of America (RCA) щедро спонсировала работы Зворыкина. К середине 30-х гг. RCA стала монопольным держателем телевизионных патентов и одной из первых в мире начала электронное ТВ-вещание. Кстати, в начале 50-х гг. прошлого века именно специалисты этой корпорации придумали первую электронную систему цветного телевещания NTSC. Основателем RCA был — российский эмигрант Давид Сарнов, который 14 апреля 1912 г. оказался единственным человеком в мире, услышавшим сигнал бедствия с тонущего «Титаника». Узнав об этом, президент США распорядился приостановить работу всех американских радиостанций, не причастных к спасательной экспедиции. А Д. Сарнов, просидевший трое суток за пультом приемной станции Маркони, покинул свой пост в ранге национального героя.
Рис.1.7. Первый серийный цветной телевизор RCA CT-100 (NTSC)
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РАЗВЕРТКА