Классификация зубчатых передач
По расположению осей валов | передачи с параллельными геометрическими осями | |
передачи с пересекающимися геометрическими осями | ||
передачи с перекрещивающимися геометрическими осями | ||
По форме | цилиндрические | |
конические (рис. 2.1, г, д, ж) | ||
эллиптические | ||
фигурные зубчатые колеса | ||
колеса с неполным числом зубьев (секторные) | ||
По форме профилей зубьев | эвольвентные передачи | |
круговые передачи | ||
по форме и расположению зубьев | прямые | |
косые (рис. 2.1, б) | ||
шевронные (рис. 2.1, в) | ||
круговые (рис. 2.1, д, ж) | ||
В зависимости от относительного расположения зубчатых колес | с внешним зацеплением(рис. 2.1, а) | |
с внутренним их зацеплением (рис. 2.1, з) |
Основными параметрами зубчатого колеса являются (рис. 75):
z – число зубьев;
ra – радиус (диаметр) окружности
выступов;
rf – радиус (диаметр) окружности
впадин;
rb - радиус (диаметр) основной окружности;
r - радиус (диаметр) делительной окружности, т. е. окружности, которая является начальной в станочном зацеплении колеса с режущим инструментом;
р – шаг по делительной окружности;
h – высота зуба, равная h=ha+hf, где:
ha – высота головки зуба;
hf – высота ножки зуба;
m – модуль зацепления, определяемый из условия:
, т. е. (измеряется в мм).
Величина m стандартизирована, а делительная окружность является окружностью стандартного модуля.
Обычно размеры зубчатого колеса и зубьев выражаются через m.
Так, например: , где - коэффициент высоты головки зуба;
, где - коэффициент радиального зазора;
; ; , где α – угол исходного контура режущего инструмента.
Обычно для стандартных зубчатых колёс: ; ; α=20º.
Фрикционные передачи –передачи, работа которых основана на использовании сил трения, возникающих между рабочими поверхностями двух прижатых друг к другу тел вращения.
Для нормальной работы передачи необходимо, чтобы сила трения Fтр была больше окружной силы Ft, определяющей заданный вращающий момент:
Рис. 2.15. Схемы фрикционных передач
Схема простейшей нерегулируемой передачи изображена на рис. 2.15, а. Она состоит из двух катков с гладкой цилиндрической поверхностью, закрепленных на параллельных валах.
У лобового вариатора (рис. 2.15, б) ведущий каток А может перемещаться вдоль своей оси. При этом передаточное отношение плавно изменяется в соответствии с изменением рабочего диаметра d2 ведомого диска Б. При переходе катка А на левую сторону направление вращения диска Б изменяется – вариатор обладает свойством реверсивности.
Различают передачи:
- с параллельными осями валов;
- с пересекающимися осями валов
- с цилиндрической поверхностью рабочих катков
- с конической поверхностью рабочих катков
- с шаровой поверхностью рабочих катков
- с торовой поверхностью рабочих катков
- с постоянным или автоматически регулируемым прижатием катков
- с автоматически регулируемым прижатием катков
- с промежуточным фрикционным элементом или без него и т.д.
Область применения. Применяют сравнительно редко. Их область ограничивается преимущественно кинематическими цепями приборов, от которых требуется плавность движения, бесшумность работы, безударное включение на ходу и т.п.
Цепная передача — это передача механической энергии при помощи гибкого элемента (цепи) за счёт сил зацепления.
Может иметь как постоянное так и переменное передаточное число (напр. цепной вариатор).
Состоит из ведущей и ведомой звездочки и цепи. Цепь состоит из подвижных звеньев.
Достоинства цепных передач:
- по сравнению с зубчатыми передачами цепные передачи могут передавать движение между валами при значительных межосевых расстояниях (≤5 м).
- по сравнению с ременными передачами более компактны, могут передавать большие мощности (до 3000 кВт), силы действующие на валы, значительно меньше, так как предварительное натяжение цепи мало.
- Могут передавать движение одной цепью нескольким звездочкам.
Недостатки цепных передач:
- значительный шум вследствие удара звена цепи при входе в зацепление, особенно при малых числах зубьев звездочек и большом шаге (этот недостаток ограничивает возможность применения цепных передач при больших скоростях).
- сравнительно быстрое изнашивание шарниров цепи вследствие затруднительного подвода смазочного мате-риала.
- удлинение цепи из-за износа шарниров, что требует натяжных устройств.