Составление продольного профиля трассы автодороги

Для нанесенного на карту участка трассы составляют продольный профиль в горизонтальном масштабе 1:10000 и вертикальном масштабе 1:1000. В качестве характерных точек профиля берут пикетные и плюсовые точки.

Наименование, число и порядок расположения строк профильной сетки для разных типов линейных сооружений несколько отличается. Например, при необходимости отразить на трассе инженерно-геологические условия на профиле добавляется строка «Грунты».

Построение продольного профиля автодороги начинают со строк «Пикеты, плюсовые точки», «Расстояния» и «Отметки земли».

Длину профиля легко установить по номеру последнего пикета, а высоту по разности наибольшей и наименьшей отметок. Начало отсчета высот профиля следует назначать так, чтобы самая низкая точка профиля не доходила до верхней строки профиля на 2-3 см. Ширина каждой строки профильной сетки выбирается такой, чтобы можно было разместить элементы рельефа, ситуации и проектные данные (отметки, уклоны, элементы кривых и т.д.). Ситуацию в строке профиля следует показывать в полосе по 100м с каждой стороны. При этом важно показать места перехода через реки, пересечений с существующими дорогами, углы поворота.

В строке «Прямые и кривые» необходимо по пикетажному значению начала и конца кривых нанести кривые, показать направление кривых (поворот налево – кривая выпуклостью вниз, поворот направо – кривая выпуклостью вверх). Внутри кривых выписывают угол поворота θ, радиус кривой R, элементы круговой кривой T, Д, K, Б. На прямых участках трассы указываются длина прямой и ее румб. Румб одной (лучше наиболее длиной стороны) можно определить с помощью транспортира по карте, а румбы остальных прямых вычислить по углам поворота трассы.

При оформлении профиля желательно все существующие на местности элементы показывать черным цветом, а все проектные – красным.

Продольный профиль участка дороги 4-ой категории представлен в приложении № 4.

6. Проектирование продольного профиля

Красную линию профиля проектируют в соответствии с техническими условиями на данный вид и категорию дороги:

- уклон проектной линии красного профиля не должен превышать предельного уклона трассирования Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru и должен назначаться с округлением до 0.001 (1‰), что упрощает расчеты проектных отметок и уменьшает ошибки;

- проектируемые элементы продольного профиля с однообразным уклоном должны быть максимально длинными, но при этом не должно возникать значительных насыпей и выемок (шаг проектирования, расстояние между точками перелома проектного рельефа, должен быть не менее 400 м);

- уклон равный нулю проектировать лишь на небольших участках (в связи с трудностью устройства водоотвода);

- желательно, чтобы переломы профиля по возможности не совпадали с плановыми кривыми;

- объём земляных работ должен быть минимальным ( Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru ).

- суммарный объём выемок должен приблизительно равняться суммарному объёму насыпей, т.е. должен соблюдаться баланс земляных работ ( Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru );

- на участках, где дорога пересекает временные водотоки (тальвеги), должны быть запроектированы и показаны на профиле трубы диаметром 0.5-1м и более в зависимости от водосборной площади водотока.

Начинать проектировать надо от мест с заданными высотами: участки мостовых переходов, пересечения с транспортными магистралями, места примыкания к существующим дорогам и др. Проектные отметки в таких точках принимаются равными существующим отметкам земли.

Мостовые переходы через средние и большие реки должны располагаться на прямых в плане и на горизонтальных площадках в профиле. Проектные отметки на мостовых переходах устанавливаются специальным расчетом, а при отсутствии такого расчета проектную отметку можно принять приближенно на 5-8 м больше отметки уреза воды, показанного на карте. Пересечения малых водотоков и суходолов, где пропуск вод осуществляется преимущественно по трубам, может выполняться при любом сочетании плана и профиля.

Далее, используя построенную линию профиля местности, намечается участок проектной линии, по возможности приближая ее к поверхности земли. По разности проектных отметок начала и конца участка линии и расстоянию подсчитывают уклон.

Продольный уклон проектной линии вычисляем по формуле: Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru ,

где Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru - разность проектных отметок начала и конца линии проектного уклона;

S – длина линии проектного уклона.

Если по предварительному расчету величина уклона недопустима, намеченную ранее проектную отметку изменяют до тех пор, пока уклон не окажется допустимым.

Проектные отметки промежуточных точек профиля с точностью до 0.01м. определяются по вычисленному уклону и расстоянию между этими точками профиля:

Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru ,

где Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru - вычисляемая проектная отметка точки

Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru - проектная отметка предыдущей пикетной (плюсовой) точки

Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru - расстояние между предыдущей пикетной (плюсовой) точкой и данной.

Разность проектных отметок и отметок земли называют рабочими отметками и вычисляют по формуле:

Составление продольного профиля трассы автодороги - student2.ru

Рабочие отметки выписываются над линией проектного профиля в насыпях и под линией в выемках.

Проект красного профиля представлен в приложении № 4.

Наши рекомендации