Разъемные и неразъемные соединения. Соединение деталей штифтами и шплинтами. Шпоночные и шлицевые (трубчатые) соединения вала и втулки
К разъёмным соединениям допускают многократную сборку и разборку без нарушения формы и размеров деталей, их составляющих.
К ним относят соединения:
- резьбовые,
- клиновые,
- штифтовые,
- шпоночные,
- шлицевые и др.
Неразъёмными называются такие соединения, разборка которых невозможна без повреждения элементов соединения, а повторная сборка будет выполнять свои функции только после замены одного или более элементов.
К неразъёмным соединениям относятся
- клееные,
- паяные,
- сварные,
- заклёпочные,
- сшивные,
- прессовые и другие.
К штифтовым соединениям относят те из них, в состав которых входит штифт.
Штифтом – крепёжная деталь цилиндрической или конической формы, запрессовываемая в сквозное отверстие, выполненное в двух (или более) соединяемых деталях.
Конусность конического штифта составляет 1:50, что обеспечивает заклинивание штифта в отверстии и заставляет изготавливать его большей длины, чем цилиндрический (запас длины гарантирует возможность осевого перемещения штифта для получения надёжного соединения).
Шплинт – деталь, полученную сгибанием куска проволоки полуовального поперечного сечения, имеющую петельку в месте сгиба (выполняет роль головки). Прямая часть шплинта образована двумя концами, сложенными плоскими поверхностями друг к другу, при этом один конец сделан несколько короче другого для удобства разведения после установки шплинта в отверстие (болта, стержня и т.д.)
Шплинт может выполнять одну из двух функций. В тех случаях, когда силы, пытающиеся нарушить соединение, невелики, о н в сочетании с обыкновенной шайбой выполняет роль упора, препятствующему, например, выпадению оси тормозной колодки у транспортного средства или сходу колеса с оси у детской коляски.
Шпоночные соединения – соединения, выполненные с помощью шпонок.
Шпоночное соединение предназначено для соединения вала с надетой на него деталью с целью передачи крутящего момента.
Роль шпонки заключается в том, что она своим телом одновременно входит в паз, выполненный в вале, и в паз, выполненный в надетой на него детали (в шкиве, в зубчатом колесе, и т.п.) и обеспечивает фиксацию двух деталей относительно друг друга. Это хорошо видно в сечении или просто с торца, если шпоночный паз открытый.
Шлицевое (зубчатое) соединение — соединение вала (охватываемой поверхности) и отверстия (охватывающей поверхности) с помощью шлицев (пазов) и зубьев (выступов), радиально расположенных на поверхности.
Обладает большой прочностью, обеспечивает соосность вала и отверстия, с возможностью осевого перемещения детали вдоль оси.
Втулка — деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь.
Вал — деталь машины, предназначенная для передачи крутящего момента и восприятия действующих сил со стороны расположенных на нём деталей и опор.
Шлицевой вал и втулка с прямобочным профилем.
Сечение шлицевого вала и втулки с прямобочным профилем.