Выполнение конусности и уклонов
ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. НАНЕСЕНИЕ РАЗМЕРОВ
Для освоения основных команд системы КОМПАС-3D рассмотрим выполнение плоского чертежа пластины (рис. 1).
Рис. 1. Пластина
На рисунке 1 на контур пластины наложена сетка со стороной 10 мм для более легкого измерения размеров элементов пластины.
Так как размеры элементов пластины кратны 5 мм, то для построения ее контура рациональнее использовать вспомогательную сетку с шагом 5 мм по осям X и Y, а также включить привязку «По сетке» в установках глобальных привязок.
Сначала выполним контур пластины без скруглений, использовав команду «Непрерывный ввод объектов» (см. рис. 2).
Рис. 2. Контур пластины
Затем, с помощью команды «Скругление» выполним скругления радиусами 30 и 20 мм соответственно в левом и правом верхних углах контура пластины, как показано на рис. 3.
Рис. 3. Выполнение скруглений
Завершим чертеж пластины, выполнив два отверстия с помощью команды «Окружность» и проставив размеры (см. рис. 4).
Рис. 4. Чертеж пластины с размерами
В качестве самостоятельной работы каждому студенту необходимо по варианту, приведенному в таблице 1, построить изображение пластины в масштабе 1:1 и нанести размеры на все ее конструктивные элементы. Сетка образует квадрат со стороной 10 мм. Пример выполнения индивидуального задания приведен в приложении А «Пластина».
Таблица 1. Варианты заданий чертежа «Пластины»
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНУСНОСТИ И УКЛОНОВ
Известную сложность при построении плоских моделей деталей составля-ют такие элементы как уклоны и конусность. Поэтому в данном задании требу-ется выполнить чертежи двух деталей, образованных поверхностями вращения, имеющих коническое отверстие (деталь типа втулки) и наружный конус (деталь типа вала), а также профиль двутавра или швеллера (см. табл. 2, 3).
При выполнении конусности можно воспользоваться предварительными (черновыми) построениями, как показано на рис. 5. Например, если требуется построить коническое отверстие с конусностью 1:15, то можно построить равнобедренный треугольник с основанием 10 мм и высотой 150, тогда его боковые стороны и будут соответствовать контуру отверстия с вышеуказанной конусностью.
Рис. 5. Вспомогательные построения для выполнения конического отверстия
Затем боковые стороны равнобедренного треугольника можно скопировать на чертеж втулки и обрезать выступающие концы (см. рис. 6).
Рис. 6. Построение конического отверстия
Для выполнения уклона при создании профиля двутавра или швеллера также можно воспользоваться вспомогательными построениями (см. рис. 7). Гипотенуза прямоугольного треугольника и будет линией с уклоном 1:8.
Рис. 7. Вспомогательные построения для выполнения уклона
Затем можно скопировать гипотенузу построенного вспомогательного треугольника в нужную точку профиля швеллера (или двутавра) и обрезать выступающие концы и продлить недостающие (см. рис. 8).
Рис. 8. Построение уклона на профиле швеллера
Симметричные части чертежей валов, втулок, двутавра и швеллера целесообразно построить, используя команду «Симметрия».
Задания на выполнение учебного чертежа на построения конусности при-ведены в таблице 2, а уклона – в таблице 3. Требуется выполнить чертежи вы-шеупомянутых деталей в масштабе 1:1 с простановкой размеров.
Таблица 2. Варианты заданий чертежа «Конусность» | ||||||
Вариант | ||||||
Конусность | 1:10 | 1:12 | 1:15 | 1:18 | 1:20 | 1:25 |
Вариант | ||||||
Конусность | 1:10 | 1:12 | 1:15 | 1:18 | 1:20 | 1:25 |
Таблица 3. Варианты заданий чертежа «Уклоны»
№ | Высота | Ширина | Толщина | Средняя | Радиус за- | Радиус за- | |
Вариант | двутавра | балки h | полки b | стенки d | толщина | кругления | кругления r |
полки t | R | ||||||
4,9 | 7,5 | 8,0 | 3,0 | ||||
5,0 | 7,8 | 8,5 | 3,5 | ||||
5,1 | 8,1 | 9,0 | 3,5 | ||||
5,2 | 8,4 | 9,5 | 4,0 | ||||
6,5 | 10,2 | 12,0 | 5,0 | ||||
7,0 | 11,2 | 13,0 | 5,0 | ||||
№ | Высота | Ширина | Толщина | Средняя | Радиус за- | Радиус за- | |
Вариант | швеллера | балки h | полки b | стенки d | толщина | кругления | кругления r |
полки t | R | ||||||
4,4 | 7,0 | 6,0 | 2,5 | ||||
6,5 | 4,4 | 7,2 | 6,0 | 2,5 | |||
4,5 | 7,4 | 6,5 | 2,5 | ||||
4,5 | 7,6 | 7,0 | 3,0 | ||||
4,9 | 8,1 | 8,0 | 3,0 | ||||
5,0 | 8,4 | 8,5 | 3,5 |