Грамматический разбор

Из упражнений по грамматике широкое распространение имеет грамматический разбор.

Грамматический разбор – это система разнообразных упражнений.

По характеру применения на уроке бывают обучающими и контрольными.

По объему – полными и частичными.

По форме – устными и письменными.

По содержанию:

-синтаксический разбор (выделение предложений, определение главных и второстепенных членов предложения, различение предложений, словосочетаний, слов)

-морфологический (определение частей слова, частей речи и их форм);

-орфографический (нахождение и объяснение правописания орфограммы и изученных грамматических форм);

-пунктуационный (объяснение употребления знаков препинания в конце предложения, запятых при однородных членах).

Необходимым условием методики проведения всех видов грамматического разбора являются доказательство, мотивировка, соблюдение определенного порядка разбора.

1.Разбор по составу слова (морфемный) – это установление того, из каких значимых частей состоит слово.

Алгоритм:

1.Измени слово, выдели окончание.

2.Подбери однокоренные (родственные) слова и определи корень(желательно подбирать слова, относящиеся к разным частям речи).

3.Сравни однокоренные слова и определи приставку.

4.Укажи после корня суффикс.

Полезны упражнения: В слове перелет корень –лет-, приставка –пере-. Такой же корень в словах прилет, летит, вылет; такая же приставка в словах переезд, переход. Проведение аналогии в структуре ряда слов способствует осознанию их морфемного строения.

2.Синтаксический разбор предложений.

Алгоритм:

1.Укажи вид предложения по интонации.

2.Установи по вопросам связь между словами предложения.

3.Назови подлежащее. На какой вопрос отвечает?

4.Назови сказуемое. На какой вопрос отвечает? Назови главные члены предложения

5.Найди по вопросам второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее.

6. Найди по вопросам второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое.

7.Назови второстепенные члены предложения.

Полезны упражнения:

-разделение «сплошного» текста на предложения;

-нахождение и подчеркивание главных и второстепенных членов предложения;

-выписывание из предложений или главных членов, или словосочетаний;

-графический диктант(составление учащимися схемы с вопросами и стрелками);

-правильное произношение предложений, различных по интонации.

3.Морфологический разбор.

Его сущность в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено. Знания о признаках частей речи уже накоплено на уроках украинского языка.

В процессе изучения частей речи следует учить школьников находить начальную форму слова. Обязателен в схеме разбора пункт о синтаксической роли части речи в предложении.

Суть языкового конструирования состоит в том, что дети по указанным фонетическим или грамматическим координатам подбирают конкретное слово, словосочетание или предложение. Оно предполагает аналитическую деятельность – ученик мысленно проделывает то, что и при разборе: анализирует слова и формы, словосочетания и предложения.

4.Орфографический разбор.

Цель его состоит в выработке орфографической зоркости, умений применять правила к конкретным случаям письма, в развитии способности переноса их на новые языковые явления. Он может быть устным (назвать орфограмму, объяснить с ее помощью написание слова) и письменным (подчеркнуть орфограмму); общим, фронтальным (анализируются все орфограммы в тексте) и выборочным ( на определенную тему или правило). Он является обязательной формой работы над ошибками.

5.Грамматико-орфографический разбор.

Такой разбор нужен для того, чтобы выработать у учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаруживать орфографические трудности, «сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений. Найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить, к какому разряду явлений относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.), указать, как надо проверить написание, уметь проверить и найти аналогичные случаи – вот основные моменты работы при таком разборе. Грамматико-орфографический разбор используется и как самостоятельное упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктанте и т.п. Например, в 1 классе дети перед списыванием устно выделяют в словах звуки, указывают гласные и согласные, затем списывают и подчёркивают разобранные ими написания. В последующих классах слова разбираются по их морфологическому составу, устанавливается связь между словами, объясняется правописание встречающихся в тексте слов.

Вывод: одной из проблем методики грамматического разбора является соединение анализа различных явлений в одном разборе. Однако, на начальном этапе обучения русскому языку не следует спешить с соединением различных видов разборов. Как правило, такое можно практиковать на продвинутом этапе. Например, с синтаксическим разбором сочетается пунктуационный (объясняется постановка знаков препинания).

Наши рекомендации