Артикуляционные упражнения. (К-1) Звуки: «Б», «П», «В», «Ф»
Артикуляционные упражнения. (К-1) Звуки: «Б», «П», «В», «Ф»
1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
2. Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
4. Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7 раз).
5. Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
6. Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз.
8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: ПФ-ПФ-ПФ. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.
Артикуляционные упражнения. (К-2) Звуки: «Б¢», «П¢», «В¢», «Ф¢»
1. Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз
2. Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
4. Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. Повторить упр. 5 - 7 раз.
5. Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
6. Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр. 5 - 7 раз
7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан. Повторить упр. 5-7 раз.
8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи. Повторить упр. 5-7 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-3) Звуки: «Д», «Т», «Н»
1. Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.
2. Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно. Повторить упр. 5-6 раз.
3. Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот. Повторить упр. 5-6 раз.
4. Прижать язык к верхним передним зубам. Повторить упр. 5-6 раз.
5. Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
6. Улыбнуться, закусить язык зубами (язык распластан и расслаблен) и дуть (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
7. Зажать язык зубами и губами поплевать, раздвинув губы в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.
Артикуляционные упражнения. (К-4) Звуки: «Д¢», «Т¢», «Н¢»
1. Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.
2. Улыбнуться, слегка раздвинув зубы и прижать кончик языка к альвеолам. Повторить упр. 5-6 раз.
3. "Причесать" кончиком языка центральные верхние зубы, проводя языком от альвеол к кончикам зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
4. Подуть на закушенный зубами язык. Язык распластан, губы слегка улыбаются. Повторить упр. 5-6 раз.
5. Сжать зубы, улыбнуться, несколько раз плотно прижать кончик языка к месту смыкания зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
6. Закусить кончик языка зубами и покусать его несколько раз, фиксируя ощущения на его кончике. Повторить упр. 5-6 раз.
Комплексы
Артикуляционных упражнений
Стихотворные тексты и загадки
для использования при выполнении
артикуляционных упражнений
Язык широкий положи
И спокойным удержи.
(Упр. «Лопатка». «Блинчик»)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
(Упр. «Иголочка» — «Лопаточка»)
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
(Упр. «Язычок перешагивает через зубы»)
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
(Упр. «Маляр»)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные в работе вещи.
Молоток стучит: «Тук-тук!
Язычку я лучший друг».
(Упр. «Автомат»)
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела —
И снова за дело.
(Упр. «Лошадка»)
Поиграю я в футбол
И забью с разбега гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упр. «Забей в ворота гол»)
На крылечке полежал —(Упр. «Лепешка»)
На качели побежал.(Упр. «Качели»)
Поспешил к себе во двор.
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела. (Упр. «Заборчик»)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...(Упр. «Часики»)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.(Упр. «Улыбка»)
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну...(Упр. «Хоботок»)
Губы сложим в трубочку —
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочке
Без дудочки мы можем:
Ду, ду, ду-ду-ду!(Упр. «Трубочка»)
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка-побудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять!(Упр. «Заборчик» —«Хоботок» — «Трубочка»)
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!(Упр. «Лопаточка», «Блинчик»)
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «иголочкой» потом
Потянем тонким острием.
(Упр. «Лопатка» — «Иголочка»)
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Ее бока к зубам прижмем.(Упр. «Чашечка»)
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи
И внутри,
Не болели чтоб они.(Упр. «Чьи зубы чище»)
Я лошадка Серый Бок!
Я копытцем постучу.
Если хочешь — прокачу.
Посмотри, как я красива:
Хороши и хвост, и грива.(Упр. «Лошадка»)
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка —
Шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла,
Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки
На лесной опушке.(Упр. «Грибок»)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.(Упр. в подражаниистуку дятла: д-д-д)
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.(Упр. «Барабан-1»)
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
(Упр. «Киска сердится»)
На деревья, на лужок
Выпал беленький снежок.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
(Упр. «Саночки»)
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(Упр. «Лошадка»)
Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.
(Упр. «Заборчик»)
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
(Упр. «Барабан»)
Сани. сани
Едут сами.
Через горы и леса
Едут сани-чудеса
(Упр. «Саночки»)
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
(Упр. «Лошадка»)
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
(Упр. «Грибок»)
Вот на крыше без опаски
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Упр. «Маляр»)
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый.
(Упр. «Маляр»)
Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит;
«Д-д-д-д, да-ды, да-ды».
(Упр. «Барабан»)
Пирожки в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Извела на пирожки
Полнаперсточка муки.
(Упр. «Пирожок»)
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.(Упр. «Трубочка»)
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
(Упр. «Грибок»)
На трубе мы все играем,
Мы детишек забавляем:
ту-ту-ту, ту-ту-ту!
(Упр. «Трубочка»)
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Да-ды, да-ды, да-ды!»
(Упр. «Барабан»)
Матросская шапка,
Веревка в руке.
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
(Упр. «Пароход»)
Осень! У тебя мы спросим:
— Что в подарок принесла?
— Принесла я вам муки —
Значит, будут пирожки.
(Упр. «Пирожок»)
Я хотел устроить бал
И гостей к себе позвал.
Взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый пирог.
(Упр. «Пирожок»)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Упр. «Надуть щеки»)
Ходит город-великан
На работу в океан.
(Упр. «Пароход»)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Упр. «Иголочка»)
Рос шар бел.
Дунул ветер —
И шар улетел.
(Упр. «Надуть щеки»)
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
(Упр. «Хоботок»)
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
(Упр. «Надуть щеки»)
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел!
(Упр. «Пароход»)
Артикуляционные упражнения. (К-1) Звуки: «Б», «П», «В», «Ф»
1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
2. Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
4. Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7 раз).
5. Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
6. Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз.
8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: ПФ-ПФ-ПФ. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.
Артикуляционные упражнения. (К-2) Звуки: «Б¢», «П¢», «В¢», «Ф¢»
1. Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз
2. Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
4. Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. Повторить упр. 5 - 7 раз.
5. Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
6. Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр. 5 - 7 раз
7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан. Повторить упр. 5-7 раз.
8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи. Повторить упр. 5-7 раз.