Специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Минусинск, 2015
Рассмотрены
на заседании цикловой комиссии
теплотехнических дисциплин
Протокол № от «__»_____2015г.
Методист ЦК
______________И.А. Кулакова
Методические указания по выполнению практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы по дисциплине ОП.01. Инженерная графика специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденной методическим советом от 26.06.2015года.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Основными видами практических работ по инженерной графике являются графические упражнения и графические работы. Данные методические указания разработаны в помощь студентам при выполнении и оформлении графических работ.
Методические указания включают в себя введение, инструкционно-технологические карты, рекомендации по оформлению графических работ. Введение содержит учебную цель, перечень образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, задачи, обеспеченность занятия. Инструкционно-технологические карты содержат: тему, наименование работы, цель, оснащение рабочего места, норму времени, рекомендуемую литературу или теоретические сведения, содержание работы и последовательность ее выполнения, инструкционные указания, образцы работ, контрольные вопросы.
Автор: Кулакова Ирина Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной категории, Минусинский сельскохозяйственный колледж.
Рецензент: Пилипенко Валентина Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории, Минусинский сельскохозяйственный колледж.
Содержание
Введение 3 | |
Рекомендации по оформлению графических работ | |
Графическая работа 1. Типы линий. Шрифты | |
Графическая работа 2. Плоский контур | |
Графическая работа 3. Группа геометрических тел | |
Графическая работа 4. Усеченное тело с отверстием | |
Графическая работа 5. Разрезы | |
Графическая работа 6. Рабочий чертеж детали | |
Графическая работа 7. Соединение фитинговое | |
Графическая работа 8. Соединение сварное | |
Графическая работа 9. Чертеж сборочной единицы | |
Графическая работа 10. План и аксонометрическая схема системы отопления здания | |
Список использованной литературы |
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине «Инженерная графика» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного выполнения и оформления графических работ.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Задание к практической работе Вы должны выполнять по приведенному алгоритму в инструкционно-технологической карте, анализировать полученный результат.
Наличие положительной оценки по графическим работам необходимо для получения допуска к экзамену по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения.
Внимание! Если в процессе выполнения графических работ у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!!!
Практическое обучение является центральной частью профессионального образования и направленно на понимание значимости выбранной профессии, на отработку у обучающихся умений, навыков и знаний по учебным дисциплинам.
При выполнении практических работ на студентов распространяются правила охраны труда, правила внутреннего распорядка, действующие в образовательном учреждении, правила пожарной безопасности.
Изучая дисциплину, студенты знакомятся с чертежными инструментами и принадлежностями, осваиваются правила оформления чертежей по ЕСКД. Во время занятий студенты рассматривают геометрические и проекционные основы построения чертежа, изучают теоретические основы машиностроительного и строительного черчения, а также приобретают практические навыки выполнения чертежей.
Изучение инженерной графики развивает пространственное представление, логическое мышление и прививает конструкторские навыки будущим техникам.
В ходе выполнения практических работ студенты приобретают умения:
- выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
- выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
- выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
- оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
- читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности.
В процессе выполнения практических работ у студентов должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.2. Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 3.1. Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 3.2. Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ДК.1. Отработка графических навыков при выполнении практических работ.
Основными видами практических работ по инженерной графике являются графические упражнения и графические работы.
Выполненные студентом графические работы комплектуются в портфолио и оцениваются в течение семестра. На экзамене учитывается средняя арифметическая оценка выполненных графических работ.
Состав портфолио - графические работы:
1. Типы линий. Шрифты.
2. Плоский контур.
3. Группа геометрических тел.
4. Усеченное тело с отверстием.
5. Разрезы.
6. Рабочий чертеж детали.
7. Соединение фитинговое.
8. Соединение сварное.
9. Чертеж сборочной единицы.
10. План и аксонометрическая схема системы отопления здания.
При оценке графических работ учитываются следующие показатели:
- правильность выполнения задания по теме (выбор масштаба, расположение видов и изображений, соблюдение отступов между видами и рамкой чертежа и т. п.);
- правильность оформления чертежа в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД (толщина и правильность нанесения линий, отступов, размерных элементов, шрифтов и т.п.);
- аккуратность выполнения работы;
- качество ответов на вопросы преподавателя по чертежам, выявляющих знания студентов ГОСТов ЕСКД и его умение читать чертежи.
Особо отмечаются графические работы, выполненные самостоятельно во время занятий.
Шкала оценки графических работ:
Количество балов | Оценки уровня подготовки | |
оценка | вербальный аналог | |
19-20 | отлично | |
16-18 | хорошо | |
12-15 | удовлетворительно | |
Менее 12 | неудовлетворительно |
При оценивании графических работ максимальное количество баллов может быть уменьшено с учетом следующих показателей:
Показатели уменьшения количества баллов при проверке графической работы | Количество баллов |
ошибки при выполнении задания в соответствии с темой | - 1 балл за каждую ошибку |
несоблюдение стандартов единой системы конструкторской документации | - 1 балл за каждое нарушение требований стандартов |
несоблюдение стандартов системы проектной документации для строительства | - 1 балл за каждое нарушение требований стандартов |
ответы на вопросы преподавателя | - 1 балл за каждые неверный ответ |
графическая работа сдана позже установленного срока | - 1 балл |
Рекомендации по выполнению чертежей
Выполнять и оформлять все чертежи необходимо в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД.
Чертежи выполняют в два этапа.
Сначала чертеж строят твердым карандашом в тонких линиях.
Параллельные линии проводят либо с помощью рейсшины, либо с помощью угольников (рисунок 1 , а) или линейки и угольника. На рисунке 1,б показано, как надо проводить взаимно перпендикулярные линии с помощью угольника, который передвигается по линейке, установленной под углом 450, к линии АВ.
а) б)
Рисунок 1
Затем проверенный чертеж обводят мягким карандашом. Перед обводкой лишние линии построения стирают. Не следует проводить вспомогательные линии большей длины, чем этого требует построение
Назначение обводки состоит в том, чтобы придать чертежу четкость и контрастность, облегчающие чтение чертежа.
Начинать обводку чертежа нужно сверху слева. Нижнюю часть чертежа накрывают чистой белой бумагой, чтобы чертеж не пачкался.
Для получения четких и черных линий карандаш нужно вести с достаточным нажимом. Рекомендуется прямые линии обводить двумя встречными движениями с одной установки линейки; окружности – делая два оборота циркуля.
Так как окружности трудно проводить с сильным нажимом, то в циркуль следует вставлять грифель мягче грифеля карандаша на одну ступень.
Игла циркуля должна быть повернута к бумаге упорной заточкой и при работе устанавливаться строго перпендикулярно плоскости чертежа. Карандашный стержень, заточенный «лопаточкой», должен быть повернут заточкой в наружную сторону (рисунок 2, а).
Опорная поверхность иглы и острие карандаша должны находиться на одном уровне. При выполнении дуг и окружностей, надо прежде всего отметить центр, как пересечение двух штрихов. Циркуль следует держать за головку большим и указательным пальцем, не нажимая на опорную ножку, установленную в центре. Ножки циркуля надо установить перпендикулярно плоскости чертежа, изгибая их в шарнирах (рисунок 2, б).
а) б)
Рисунок 2
Все линии обведенного чертежа, независимо от их структуры, должны иметь одинаковую яркость. Поэтому при обводке сплошных тонких и штрихпунктирных линий лучше применять карандаши с более твердым грифелем.
При обводке чертежей рекомендуется такая последовательность:
1. Обводят осевые и центровые линии.
2. Обводят все основные сплошные линии толщины S:
· дуги и окружности, начиная с дуг малого радиуса;
· сопрягающиеся дуги обводят последовательно, начиная со средней;
· горизонтальные линии; вертикальные линии;
· наклонные линии; лекальные кривые.
3. В той же последовательности обводят все штриховые линии и сплошные тонкие.
4. Наносят стрелки размерных линий.
5. Обводят размерные числа и надписи.
6. Наносят линии штриховки
Эстетика в оформлении чертежей
Эстетика чертежа – это, прежде всего его продуманная компоновка, тщательность и четкость исполнения, удобочитаемость, чистота, выделение главного, изящество оформления. Мало сделать только грамотный чертеж, его следует сделать и приятным для глаз, вызывающим желание еще лучше и больше чертить.
Инструменты и чертежные принадлежности должны способствовать работе — пользуясь огрызком карандаша, слишком короткой линейкой, расшатанным циркулем, красивого чертежа не сделать. Плохое освещение, неудобное рабочее место, шум, неплотная и не белая бумага также не будут способствовать хорошему выполнению чертежной работы.
Эстетика оформления чертежей заключается в следующем:
1. Целесообразность выбора и размещения элементов чертежа, уравновешенная компоновка его, являющиеся результатом предварительной
разметки.
2. Отсутствие перегрузки чертежа, удобочитаемость, легкость ориентировки.
3. Различимость линий по толщине, четкости, яркости (выразительности), аккуратность в стыковке линий.
4. Чертеж, обведенный карандашом ТМ, выглядит лучше, чем вычерченный только жестким карандашом 2Т.
5. Чистота и ювелирная тщательность чертежной работы.
6. Стрелки должны быть узкими, удлиненными.
7. Шрифт (часто ухудшающий внешний вид чертежа) должен соответствовать требованиям ГОСТ 2.304-81