Дидактическое упражнение «Придумай предложение».

Дано словосочетание - надо придумать с ним предложение:

а) Молодая сосна. (На опушке леса росла молодая сосна.)

б) У высокой молодой сосны. (... красивые длинные иголки.)

в) К зеленой сосне. (Ребята подошли к зеленой сосне.)

г) Зеленеющей сосной. (Они любовались зеленеющей сосной.)

д) О сосне зеленеющей. (Воспитательница прочитала сти­хотворение о зеленеющей сосне.)

Дидактическая игра «Чье слово длиннее».

К доске вызывается двое детей. Детям задаются слова, кото­рые надо измерить руками: лев ~ львенок, кот — котенок, мать -мамочка, дитя - деточка.

Усложнение игры: изменить слово так, чтобы оно стало длиннее. (Рука, ручонка.)

Физминутка «Хомка»

Игровая обучающая ситуация «Шуршащий звук».

1)Чтение стихотворения.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Дети находят звук, чаще всего встречающийся в стихотворе­нии, выделяют голосом и находят место звука в словах. Воспи­татель спрашивает детей, как еще можно назвать шуршащий звук [ш] (шумящий, шипящий).

2) Игра с мячом. Дети стоят по кругу, воспитатель по­очередно бросает им мяч, называя слова. Если в слове есть звук [ш], ребенок ловит мяч, если нет, то пропускает мяч.

Игровое упражнение «Сборка грузовика».

Заготовка геометрических фигур из бумаги методом обры­вания (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика.

6. Работа в тетрадях.

Рисование узоров в прямоугольниках и квадратах, состоя­щих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Занятие № 13

Тема: ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ

СЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА

В СЛОВАХ. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Задачи:

• помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками;

• обогащать словарь;

• закреплять умение детей делить на слоги двух-, трехслож­ные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

• упражнять детей в определении первого и последнего зву­ка в словах;

• формировать у детей способность выделять на слух от­дельные предложения в тексте, слышать паузу;

• развитие мелкой моторики.

Пособия: серия картин «Животные»; карточки с предмет­ными картинками (карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, ананас, сом, мак, крокодил, лук); полоски белой бумаги; трафареты елочек, простые каран­даши, тетради.

Ход занятия

1. Игра «Загадки- складки».

Педагог читает детям текст стихов, в которых недостает по­следних слов, и просит детей подсказать эти слова:

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у... (зверей).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из... (лейки).

Паровоз пускает пар, Топку топит... (кочегар).

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему... (поможет).

У меня пропал носок,

Утащил его... (щенок).

Самолет построим сами,

Понесемся над... (лесами).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота... (гол).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться к ... (речке).

Мед в лесу медведь нашел, \

Мало меду, много ... (пчел).

Шла коза по мостику

И виляла ... (хвостиком).

Бегать быстро я могу,

Я по улице ... (бегу).

2.Игровое упражнение «Накорми животное».

Условие игры: прежде чем начать игру педагог объясняет де­тям, какое животное что ест. Затем он показывает детям картин­ки, на которых изображены животные, и предлагает им назвать слова, обозначающие пищу, какому животному ее можно дать.

Правила игры: сначала называть только двусложные слова (сено, овес, мясо, сало...), потом - трехсложные слова (молоко, сметана, капуста...).

Игра «Цепочка слов».

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспи­тателя - карточка с изображением карандаша.

Воспитатель предлагает детям выложить цепочку из предме­тов, которая начнется со слова «карандаш». Дети должны найти следующее звено в цепочке - слово, которое будет начинаться с того звука, каким кончается слово «карандаш» и т. д.

Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором называть предметы в цепочке, слегка выделяя го­лосом первый и последний звуки в каждом слове.

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.

Работа с текстом «Зима».

Педагог предлагает детям внимательно послушать рассказ, который называется «Зима»:

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.

Вопросы детям:

- Какое наступило время года?

- Что лежит на земле?

- Куда спрятались звери?

- Кто рад зиме?

- Что делают дети?

Воспитатель читает рассказ еще раз, делая паузу после каждого предложения. Дети определяют, сколько предложений в тексте, обозначая каждое предложение полоской бумаги на доске.

Наши рекомендации