Итог работы подводится в индивидуальной беседе с детьми.
Занятие №5
Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВОЙ МОДЕЛИ». МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ
Задачи:
• закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте;
• познакомить детей с составлением предложения по «живой модели»;
• дать знание о многозначности слов;
• воспитывать речевое внимание;
• развивать творческое воображение детей.
Пособия : настольный театр «Курочка Ряба», мишка (мягкая игрушка), карточки (заготовки) по количеству детей, цветные карандаши.
Ход занятия
Настольный театр «Курочка Ряба».
Воспитатель предлагает детям посмотреть настольный театр «Курочка Ряба», внимательно слушая текст.
Работа с текстом сказки.
1) Нахождение в тексте коротких предложений из 2 и 3 слов.
2) Графическая запись этих предложений на доске (в тетрадях).
Составление предложений по «живой модели».
Воспитатель показывает детям игрушечного мишку и предлагает сказать им, какой он. Дети подбирают определения (косолапый, плюшевый).
Педагог выбирает, кто из детей будет словом «мишка», кто -«косолапый». Дети моделируют предложения:
- «Косолапый мишка»;
- «Мишка косолапый».
Потом добавляется действие «сидит» или «лежит».
Моделирование предложений:
- «Мишка косолапый сидит»;
- «Косолапый мишка сидит»;
- «Сидит косолапый мишка».
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Беседа о словах и об их значениях.
Воспитатель рассказывает детям о том, что вокруг очень много различных предметов (вещей) и каждому дано название, выраженное определенным словом. Но есть слова в нашем языке, которые называют несколько предметов. Чтение стихотворения Лукича «Ключ»:
Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. Вопрос детям: - Скажите, какие бывают ключи?
Вывод: одно слово «ключ» обозначает много разных предметов, имеет много значений. Это слово многозначное.
5. Массаж для пальчиков(см. занятие № 4).
Работа в тетрадях: игровое упражнение «Волшебные картинки».
Условия игры-упражнения: дети получают карточки (или разлиновка в тетради), в каждом квадрате изображена какая-то деталь.
Правила игры-упражнения: надо дорисовать картинку и раскрасить.
Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Занятие №6
Тема: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ОПОРНЫХ СЛОВ
Задачи:
• формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;
• побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;
• упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;
• развивать глазомер, мелкую моторику.
Пособия: предметные картинки (животные), цветные мелки.
Ход занятия
1. Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто...?».
Условия игры: педагог называет слово - глагол, дети подбирают к нему подходящее слово - существительное.
Правило игры: думать и отвечать быстро.
Опорные слова:
мурлычет - кот каркает - ...
лает - ... пищит - ...
мычит — ... чирикает - ...
жужжит - ... кукует - ...
шипит - ... поет - ...
ревет — ... квакает - ...
воет - ... крякает - ...
фыркает - ... хрюкает - ...
2. Рассказ воспитателя,в который включены слова, произносимые по частям (по слогам): «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом - нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: «Ма-ша! Са-ша! Та-ня! На-дя!». Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
1) Как девочка звала своих подруг? (Называла ли она сразу целое слово или произносила его по частям.)
2) Почему девочка звала именно так своих подруг? (Ответ: так лучше слышно).
Вывод: все слова можно разделить на части, например: ма-(ма), па-(па), ру-(ка), ут-(ка), ку-(ры), ко-(зы), ро-(за),
ры-(ба).
Педагог показывает детям приемы, которые используются
при делении слов на слоги:
1) хлопки в ладоши;
2) шаги;
3) наблюдение за тем, сколько раз открывается рот;
4) с помощью руки, подставленной к подбородку.
Физкультминутка «Буратино»
3. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?»(на закрепление навыка деления слов на части).
Условие игры: воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают; потом делят слово-отгадку на части (слоги).
Правила игры: обязательно обосновать свой ответ (объяснить, почему так думаешь); при делении слов на части (слоги) использовать любой прием. Загадки:
Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (Туча.)
Голубой шатер Весь мир накрыл.
(Небо.)
Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок.
(Туман.)
Кто ткет без станка и рук?
(Паук.)
4. Составление рассказана определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.
Осень
__________ _______. Наступила....
____________ _______. Опадают ....
_________ ________ ______. Дует.......
___________ _____________ _________ Дни.......
_______ ____________ ________. Идет.......
5. Игровое упражнение «Красивые листочки»:обводка трафаретов листьев клена, дуба; штриховка по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные).
Итог занятия.
Занятие №7