К обучению грамоте. 1-й год обучения - старшая группа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28
___
Б
Образовательное пространство ДОУ А В
дидактический материал система занятий, конспекты.
Подготовила: Воспитатель
I категории
Ткаченко Е.М.
Электронный вариант из книги
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения
старшая группа
УДК 372.21 ББК 74.102 П44
Автор-составитель О. М. Ельцова
Подготовкастарших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал /
авт.-сост. О. М. Елыдова. - Волгоград: Учитель, 2009. -335 с.
ISBN 978-5-7057-1923-5
В данном пособии представлены теоретические аспекты и практический материал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий в старшей и подготовительной группах, литературный и дидактический материал, советы для педагогов и родителей помогут определить цели, содержание и объем работы.
Предназначено воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми.
УДК 372.21 ББК 74.102
ISBN 978-5-7057-1923-5
© Ельцова О. М.,автор-составитель, 2008 © Издательство «Учитель», 2008 © Оформление. Издательство «Учитель», 2008 Издание 2009 г.
ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ - СТАРШАЯ ГРУППА
(1 занятие в неделю, длительность - 25 минут, 32 занятия в год)
Занятие № 1
Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО».
ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ.
ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ
Задачи:
• дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;
• дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
• знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).
Пособия: фишки; предметные картинки (5-6 штук): лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь (большой и маленький); тетради в клетку (по количеству детей), цветные карандаши.
Ход занятия
Игра «Экскурсия в магазин».
Условия игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.
Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Электротовары» и т. д.
Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их
2. Игровое задание:назвать предметы, находящиеся в комнате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом; слов много и все они разные.
Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами.
3. Измерение слов руками:руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.
Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха -длинное.
Вывод: слова бывают длинные и короткие.
Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».
Условия игры: дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мячом в руках.
Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ловит и называет ласково своего соседа по кругу.
Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится через одного от тебя и т. д.
5. Игра «Подскажи словечко»:
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, А однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор ... (Айболит).
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само,
Что же это...? (Эскимо).
Летом в огороде - свежие и зеленые,
А зимою в бочке - желтые, соленые,
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас....? (Огурцы).
Он плывет по простыне,
Как кораблик на волне,
Он хозяйкам добрый друг
-Электрический... (утюг).
Физкультминутка «Аист»
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Занятие №2
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Кто я?»(дети сидят на ковре, по кругу).
Условия игры: воспитатель предлагает каждому ребенку ответить про себя, кто он: ребенок, мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш и т. д.
Правила игры: высказаться можно только один раз, не повторяясь.
Продолжение игры: какие слова можно сказать про воспитателя (мама, тетя, женщина, человек, рукодельница).2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».
Условия игры: дети передают друг другу игрушку, обнимают ее и называют ласково, например: мишка, мишенька, медвежонок, мишутка, топтыжка, косолапка, зверь, малыш и т. д.
Правила игры: не повторять слова, которые уже прозвучали.
Продолжение игры: назвать ласково куклу (можно придумать ей ласковое имя), зайчика, дудку.
3. Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова...?».
Условия игры: педагог называет признак предмета (имя прилагательное), дети подбирают к нему предметы, объекты, явления (то есть имя существительное), например: круглая (тарелка, сковорода), круглый (шар, мяч, обруч, поднос), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красный (флаг), красное (солнце, платье) и т. д.
Правила игры: ориентироваться на окончание слова, обозначающего признак предмета.
Вариант игры: «Какими словами сказать про то, что может делать...?».
Примеры:
- кошка (лакать, лазить, мяукать);
- ветерок (дуть, шуметь, обвевать, веять);
- ветер (выть, нести, дуть, сбивать);
- щенок, если его берут на руки (прижиматься, урчать, радоваться).
Правила игры: ориентироваться на смысловой оттенок слов. Вывод: наши мысли выражаются словами.
Физкультминутка «Аист»
Продолжение игровой обучающей ситуации: по аналогии с мячом такую же работу на составление предложений проводят с другими игрушками.
Усложнение задания ИОС: назвать картинку одним, двумя словами, например: «Осень», «Осень наступила» и т. д.
5. Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тетрадях):
Условия игры: в каждой тетради на одном листе педагог заранее рисует справа дорожку, слева - корзинку.
Правша игры: педагог называет признаки предмета, дети по признакам зарисовывают предмет, например:
- справа — желтым или оранжевым карандашом - Катится по дорожке круглый, глазастый, румяный, веселый и песенку поет... (Колобок);
- слева - цветными карандашами - В корзинке у бабушки лежали круглые, цветные, с длинными запутавшимися хвостиками... (клубочки ниток).
Вывод: слова объединяются в предложения. Предложения могут состоять из одного, двух, трех... слов.
Занятие №3
ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ
Задачи:
• пробудить интерес к окружающему миру; • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами;
• упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений;
• упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);
• познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;
• развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).
Пособия: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мяч, картина из серии «Наши маленькие друзья», тетради, простые карандаши.
Ход занятия
Игра «Осенние слова».
Педагог предлагает детям подобрать слова (имена прилагательные) к опорным словам, например: Осень какая?
(Золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, дождливая, хмурая.)
- Лес осенью какой?
(Задумчивый, унылый, тихий, грустный, молчаливый, золотой, багряный.)
- Вспомним, какие листочки у деревьев осенью? (Зеленые, желто-красные, оранжевые, разноцветные, бурые, пестрые, сухие.)
3. Игра «Наоборот»(с мячом).
Условия игры: педагог называет слово, дети придумывают слова, противоположные по значению
Правила игры: называть только «осенние» слова.
Антонимические пары: радостный - грустный, печальный, светлеть - темнеть, сухой - мокрый, тишина - шум, часто -редко, ясный - пасмурный, мерзнуть - согреваться.
Игровая обучающая ситуация.
1) Составление предложени й по картине
Дети рассматривают картину из серии «Наши маленькие друзья». Педагог задает вопросы по содержанию сартины:
- Где это происходит?
- Кто нарисован?
- Что делают дети?
Дети отвечают и анализируют предложения без предлогов. Каждое предложение делят на слова., называя слова по порядку.
2) Графическое изображение предложений на доске.
Дети. ____.
Дети играют. ____ _____.
Дети играют дружно. _____ ____ ____.
Мяч. ____.
Мяч упал. _____ ____
Нина подняла мяч. ___ ___ ___
Физкультминутка
Руки подняли и помахали
-Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
-Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
-Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
-Крылья сложили назад.
3) Записать графически предложение
«Ветер сбивает росу».
6. Правила штриховки(познакомить детей):
1) штриховать в одном направлении;
2) одинаковое расстояние между отрезками;
3) за контур не выходить.
7. Работа в тетрадях: штриховка прямоугольников (или квадратов).
8. Итоговая беседас детьми по содержанию занятия.
Занятие №4
Тема: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Ход занятия
Массаж для пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того... Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный... И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный... Он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал... Очень ловок и удал!
7. Работа в тетрадях: обводка и штриховка круга и прямоугольника.
Занятие №5
Ход занятия
Работа с текстом сказки.
1) Нахождение в тексте коротких предложений из 2 и 3 слов.
2) Графическая запись этих предложений на доске (в тетрадях).
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Занятие №6
ОПОРНЫХ СЛОВ
Задачи:
• формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;
• побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;
• упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;
• развивать глазомер, мелкую моторику.
Пособия: предметные картинки (животные), цветные мелки.
Ход занятия
1. Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто...?».
Условия игры: педагог называет слово - глагол, дети подбирают к нему подходящее слово - существительное.
Правило игры: думать и отвечать быстро.
Опорные слова:
мурлычет - кот каркает - ...
лает - ... пищит - ...
мычит — ... чирикает - ...
жужжит - ... кукует - ...
шипит - ... поет - ...
ревет — ... квакает - ...
воет - ... крякает - ...
фыркает - ... хрюкает - ...
2. Рассказ воспитателя,в который включены слова, произносимые по частям (по слогам): «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом - нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: «Ма-ша! Са-ша! Та-ня! На-дя!». Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
1) Как девочка звала своих подруг? (Называла ли она сразу целое слово или произносила его по частям.)
2) Почему девочка звала именно так своих подруг? (Ответ: так лучше слышно).
Вывод: все слова можно разделить на части, например: ма-(ма), па-(па), ру-(ка), ут-(ка), ку-(ры), ко-(зы), ро-(за),
ры-(ба).
Педагог показывает детям приемы, которые используются
при делении слов на слоги:
1) хлопки в ладоши;
2) шаги;
3) наблюдение за тем, сколько раз открывается рот;
4) с помощью руки, подставленной к подбородку.
Физкультминутка «Буратино»
3. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?»(на закрепление навыка деления слов на части).
Условие игры: воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают; потом делят слово-отгадку на части (слоги).
Правила игры: обязательно обосновать свой ответ (объяснить, почему так думаешь); при делении слов на части (слоги) использовать любой прием. Загадки:
Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. (Туча.)
Голубой шатер Весь мир накрыл.
(Небо.)
Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок.
(Туман.)
Кто ткет без станка и рук?
(Паук.)
4. Составление рассказана определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.
Осень
__________ _______. Наступила....
____________ _______. Опадают ....
_________ ________ ______. Дует.......
___________ _____________ _________ Дни.......
_______ ____________ ________. Идет.......
5. Игровое упражнение «Красивые листочки»:обводка трафаретов листьев клена, дуба; штриховка по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные).
Итог занятия.
Занятие №7
Занятие№8 (итоговое)
Ход занятия
Игра «За грибами».
Зачин воспитателя:
Дети пошли по лесу. Перекликаются, произнося слова протяжно:
Ди(и-и)-на(а-а-а).
Ни(и-и)-на (а-а-а).
Вопрос к детям: Как произносятся имена? (По частям, по слогам.)
Дети повторяют имена по частям, отхлопывая ладошами части (слоги) слов вместе с воспитателем.
2. Игровое упражнение «Какое слово спряталось в этом домике?»или «Где какое слово живет?».
- мак, дом, куст.
- рыба, рука, муха, лужа, лимон.
- машина, синица, барабан.
Физкультминутка «Кузнечики»
Итог занятия.
Занятие №9
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Послушай и доскажи»:
Са-са-са - в лесу бегает ....
Со-со-со - у Вовы ....
Усь-усь-усь - на лугу пасется ....
Та-та-та - у нас дома ....
Ты-ты-ты - сметану съели всю ....
Ча-ча-ча - горит в комнате ....
Чу-чу-чу - молоточком я ....
Ша-ша ша - мама моет ....
То-то-то - стали мы играть в ....
Оч-оч-оч - наступила ....
Шу-шу-шу - я письмо ....
Физкультминутка «На лугу»
Дети, подражая насекомым, имитируют их движения и звуки: бабочка порхает, летит стрекоза, звенит комарик, шумит ветерок и т .д.
7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур.Например:
Занятие № 10
ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА
Задачи:
• упражнять детей в определении количества слогов в словах;
• закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);
• развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;
• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;
• развивать микромоторику.
Пособия: предметные картинки
на | односложные | двусложные | трехсложные | |
слова | ||||
сом | сыр | коза | чашка | собака |
рак | мяч | кошка | сумка | корова |
лев | шар | рыба | роза | ворона |
уж | волк | жаба | муха | тарелка |
лук | стул | белка | луна | малина |
жук | стол | овца | ложка | сапоги |
рысь | гусь | баран | автобус | |
паровоз |
Картина из серии «Наши маленькие друзья», игрушки, трафареты шубы и шапки (по количеству детей), тетради, карандаши.
Ход занятия
Физкультминутка
Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.
Упражнение «Новые слова».
Задание детям: О ком я скажу?
- Красавица, пушистая, остроносая, хитрая, плутовка. Кто это? (Лиса.)
- Какое слово можно образовать от слова «лиса»? (Лисичка, лисонька, лисица, лисенок, лисята, лисий.)
- Вспомните, какими еще словами называют этого хищного осторожного зверя в русских сказках? (Лисичка-сестричка; Патрикеевна; кума; рыжая плутовка.)
Занятие №11
И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Задачи:
• формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму;
• закреплять в процессе игры знания детей о предложении;
• упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;
• находить место звука в слове (первый, в середине, последний);
• упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.
Пособия: предметные картинки, тетради, простые карандаши, резиновая кукла.
Ход занятия
Игра «Живые слова».
Условия игры: воспитатель произносит набор слов, например: мама, книга, купить. Приглашает к себе троих детей, распределяет слова между детьми. Дети составляют предложение по «живой» модели.
Правила игры: дети «выстраиваются» в предложение слева направо, соблюдая очередность.
Мама купила книгу. - 3 ребенка.
Мама купила интересную книгу. - 4 ребенка.
Мама купила очень интересную книгу. - 5 детей.
3. Работа в тетрадях:записать схемы предложений короткими черточками. Примеры предложений:
Мама купила мяч. Мяч красивый. Мяч очень большой. Катя будет им играть.
Физкультминутка «Хомка»
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять -
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют движения хомячка.)
4. Игровое упражнениена выделение нужного звука в стихотворении голосом и нахождение места звука в слове (первый, в середине, последний).
Купили в магазине резиновую Зину, Резиновую Зину в корзине принесли. Она была разиней, резиновая Зина, Упала из корзины, измазалась в грязи.
Занятие № 12
Ход занятия
Физминутка «Хомка»
Занятие № 13
Игра «Цепочка слов».
На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша.
Воспитатель предлагает детям выложить цепочку из предметов, которая начнется со слова «карандаш». Дети должны найти следующее звено в цепочке - слово, которое будет начинаться с того звука, каким кончается слово «карандаш» и т. д.
Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором называть предметы в цепочке, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.
Физкультминутка
Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.
Работа с текстом «Зима».
Педагог предлагает детям внимательно послушать рассказ, который называется «Зима»:
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.
Вопросы детям:
- Какое наступило время года?
- Что лежит на земле?
- Куда спрятались звери?
- Кто рад зиме?
- Что делают дети?
Воспитатель читает рассказ еще раз, делая паузу после каждого предложения. Дети определяют, сколько предложений в тексте, обозначая каждое предложение полоской бумаги на доске.
Анализ занятия.
Занятие № 14
Ход занятия
1. Игра «Разныеслова».
Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре может служить стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова»:
Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово -ракета. Есть кислое слово -лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, колючим.
2. Игра «Доскажи словечко!».
Дел у меня немало
-Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (зима).
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, Белые... (снежинки).
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ... (иней).
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки.
Руки - сучки.
Холодна, большая...
Кто я такая?... (Снежная баба.)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы ... (санки).
Ног от радости не чуя
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?.. (Лыжи.)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?... (Коньки.)
На маленькой площадке крик:
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!».
Веселая игра... (хоккей).
Игра «Магазин игрушек».
Условие игры: детям дается задание купить в магазине игрушку, в названии которой два слога; потом - игрушку с названием в три слога.
Правила игры: покупая игрушку, дети должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова, последовательное звучание каждой его части.
Итог занятия.
Занятие № 15
Ход занятия
Игра «Эхо».
Условия игры: дети делятся на две группы, одна из них - дети, заблудившиеся в лесу, они громко кричат: «Ау!»; другая -«эхо», которое тихо вторит: «Ау».
Правила игры: нужно не просто громко или тихо произносить слово «ау», а тянуть в нем каждый звук, чтобы далеко было слышно.
5. Анализ слова «ау»:
а) Какой звук в слове первый? - А-а-а-а.
б) Какой же второй? - У-у-у-у.
в) Есть еще звуки в этом слове? (Нет.)
г) Сколько всего звуков в этом слове? (Два.)
д) Изобразим это слово на доске:
| |
Задание детям (хором, индивидуально): педагог медленно ведет указкой из первой клеточки во вторую, а дети произносят тот звук, в какой клеточке находится указка педагога.
Физкультминутка
Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.
Анализ занятия.
Ход занятия
Игра «Веселые картинки».
Картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. Задача детей - последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.
2. Звуковой анализ слова«мак».
На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака). У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и конверты с фишками (кружочками синего и красного цветов).
1) Дети, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)
2) Под маком нарисованы точно такие же клеточки с кружочками, как те, которые мы рисовали на доске для слова «ау».
Что это обозначает?
(Эти клеточки с кружочками обозначают, сколько звуков в слове «мак».)
3) Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)
- Какой звук первый?
- Какой второй?
- Какой третий?
Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).
4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.
Физкультминутка
Работа в тетрадях.
Самостоятельно зарисовать в тетрадях схемы звукового анализа слов «ау», «мак».
Занятие № 17
Ход занятия
Итог занятия.
Занятие № 18
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Как их зовут?»(по сюжетной картине).
Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах:
1) камыш, кенгуру, шар, ваза - Шура;
2) стол, кошка, топор, утка - Лара;
3) дом, сумка, ландыш, вилка - Маша;
4) комар, колесо, сом, пила - Рома.
2. Упражнение за закрепление:звуковой анализ слов «мак» и «дом».
Дети выполняют это задание самостоятельно, по очереди выходя к доске. В случае необходимости педагог приходит на помощь.
3. Звуковой анализ слова «дым»(по схеме занятия № 17).
4. Игра со словом «дым»:
а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками [д], [ы], [м]. Вызвать к себе не по порядку: [ы], [м], [д]. -дети должны встать правильно так, чтобы получилось слово.
б) Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3. Вызвать к себе по звукам: [д], [м], [ы]. Дети должны встать, чтобы получилось слово «дым».
в) Предложить детям найти одинаковые звуки в словах «дом» и «дым».
5. Задание детям:найти одинаковые звуки в словах «мак», «дом» и «дым».
Занятие №19
Ход занятия
1. Игра «Построимдом».
Условие игры: педагог рисует дом на доске, но не весь, а только стену. А дети называют те части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом.
Правила игры: дети называют только такие слова, в которых есть звук [р].
Дети называют слова: крыша, труба, двери, рамы, крыльцо, забор и т. д.
2. Игровое упражнениена закрепление звукового анализа слова «дым».
Работа над предложением.
На столе 10-12 игрушек. Педагог предлагает вызванному ребенку взять 2 игрушки и сказать, что у него в руках. Ребенок составляет предложение из 3 слов, называет 1-е, 2-е, 3-е слово, зарисовывает предложение на доске. Второй ребенок выполняет аналогичное задание.
Дети зарисовывают схемы этих же предложений в своих тетрадях.
Занятие № 20
Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ.
Ход занятия
Беседа о зиме.
1) Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила.
Зима - самое холодное время года, идущее сразу за осенью.
2) Игровое упражнение «Назови ласково»: зима - (зимушка);
снег- (снежок); лед - (ледок); мороз - {морозец); санки - (саночки).
3) Вопросы к детям:
- Какие звери спят зимой?
- Какого цвета зимой заяц?
- Кто зимой бродит по лесу злой и голодный?
- Кто должен помогать зверям и птицам?
- Почему птиц зимой меньше, чем летом?
- Почему зимой не видно рек?
- Как приспосабливается к зиме человек?
4) Игровое упражнение «Как назовем следы?»: След зайца - заячий.
След лисы - лисий. След птицы - птичий. След от лыж - лыжный. След от санок - санный.
Игра «Кто внимательный?».
Педагог читает отрывок из стихотворения С. Маршака, слегка выделяя голосом звук [с] в словах:
Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он.
Дети называют все слова со звуком [с].
Итог занятия.
Занятие №21
Ход занятия
Игра «Скажи как я».
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммолет, трубба, нножик, домм, ллампа). Ребенок должен повторить слово так, как его произносит взрослый, перебрасывая мяч назад.
Игра со словом «жук».
Суть игры: вызвать детей по номерам (1, 2, 3), позвать к себе по звукам ([у], [к], [ж]). Дети встают так, чтобы получилось слово «жук».
Работа в тетрадях.
Штриховка елочек в разных направлениях.
8. Итог занятия.
Занятие №22
Тема: ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ
С ПРЕДЛОГАМИ
Задачи:
• упражнять детей в подборе определений к существительным;
• развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему;
• упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами;
• воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора.
Пособия: мяч; картинка (или иллюстрация) «Ель», графическая схема рассказа на доске или на листе бумаги (ватмана); тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Кто больше?»(с мячом).
Условия игры: воспитатель задает детям вопросы о зиме и зимних явлениях, а дети отвечают.
Правила игры: отвечать по очереди, ответы не должны повторяться.
Вопросы:
- Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (Снежная, волшебная, сказочная, морозная, холодная, красивая, зима-волшебница.)
- Какой лес зимой?
(Спящий, дремучий, густой, глухой, сказочный, волшебный, суровый, таинственный, неподвижный.)
- Какой снег зимой?
(Белый, пушистый, серебристый, чистый, блестящий, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий, мокрый, искристый, холодный.)
- Какие снежинки?
(Холодные, пушистые, белые, легкие, нежные, серебристые, ажурные).
- Какой зимний день?
(Морозный, холодный, ясный, снежный, короткий.)
- Какая зимняя ночь?
(Темная, холодная, морозная, звездная, морозная, длинная).
2. Работа с текстом.
1) Загадки:
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно... (елки).
Мягко светятся иголки, Его-носят вечно... (елки).
- Как по-другому можно назвать елку? (Ель.)
2) Педагог сообщает детям, что сегодня они будут пересказывать текст, используя его графическую схему:
____ Ель
_____ ____. Ель выросла.
___ _____ ______. Она стройная, высокая.
____ _____ ______ ____. Ель приятно пахнет хвоей.
____ _____ ______ ______ ____. Она дарит людям полезный воздух.
Воспитатель сначала полностью озвучивает текст. Потом просит детей угадать название рассказа, состоящего из одного слова. (Ель.) Предлагает детям рассмотреть графическую схему рассказа:
- Сколько всего предложений в рассказе?
- Сколько слов в первом предложении?
- Сколько слов во втором? и т. д.
Повторно педагог озвучивает каждое предложение по схеме.
3)Пересказ текста детьми (2-3 человека).
Физкультминутка «Мороз»
Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. (Соответствующие движения.)
Итог занятия.
Занятие № 23
Тема: РАЗВИТИЕ
Ход занятия
Вариант игры «Кто больше».
Дети подбирают ответы - глаголы к вопросам воспитателя о зимних явлениях:
Снег (что делает?) падает, выпадает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает и т. д.
Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает и т. д.
Ветер (что делает?) дует, метет, несет (снег), завывает, воет и т. д.
Солнце (что делает?) светит, а не греет.
Игра «Зеркало».
Педагог, стоя лицом к детям, выполняет различные движения: поднимает правую (левую) руку, кладет ее на пояс, поднимает правую (левую) ногу. Дети должны зеркально повторить эти движения.
Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка, -
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Анализ занятия.
Занятие № 24
Игра «Слова-родственники».
Условия игры: дети подбирают к слову «снег» родственные слова.
Правила игры: дети работают в «тройках» - один ребенок подбирает слово, другой составляет с этим словом предложение, третий «записывает» предложение на доске короткими черточками.
Вопросы к детям:
- Как называется комок из снега, который бросают, играя? (Снежок.)
- А звездочка из снега? (Снежинка.)
- Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика.)
- Как называют внучку Деда Мороза - снежную девочку? (Снегурочка.)
- А цветы, которые первыми вырас