Дидактические игры для детей 2 младшей группы
Дидактические игры для детей 2 младшей группы
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Содержание.
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет шавкой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.
Дидактическая игра «Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
Содержание. По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.
Игра «Справа как слева»
Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».
Геометрическое лото
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).
Содержание.
Принимают участие 5 детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
Дидактическая игра «Ежик»
Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.
Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.
Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой - маме-ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.
Игра «Построй пирамидку»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости. Развитие эмоционального настроя.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку из наполнителя ёмкости (горох, фасоль)
Сделать горку, пирамидку.
Оборудование: Ёмкость с наполнителем, наполнители.
Дидактическая игра «Лото»
Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п. ), набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.
Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.
По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм.
В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.
Игра «Помощница»
Цель: Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости. Прививать трудолюбие.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку переложить содержимое из одной ёмкости
в другую.
Оборудование: Ёмкости с наполнителями, совочки, наполнители.
Игра «Золушка»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости. Знать наполнители ёмкости. Развитие эмоционального настроя.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку из одной ёмкости, где находятся разные наполнители переложить их по видам в разные ёмкости.
Оборудование: Ёмкость с наполнителем, разные наполнители.
Игра «Посади деревце»
Цель: Развитие координации движений, мелкой моторики и глазомера. Прививать любовь окружающей нас природе.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку наполнить ёмкость наполнителем и «посадить деревья».
Оборудование: Ёмкость с наполнителем, макеты деревьев.
Игра «Где же наши ручки»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений. Развитие ловкости, эмоционального настроя.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребёнку спрятать руки в ёмкости с наполнителем. Другой ребёнок должен найти его руку. Оборудование: Ёмкости с различными наполнителями.
Игра «Сварим кашу»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости, глазомера. Повторить название круп.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить в магазин, купить нужную крупу и сварить кашу.
Оборудование: Разные наполнители из круп. Разная тара.
Игра «Дорисуй»
Цель: тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитие зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь.
Ход игры: Ребёнку воспитатель предлагает дорисовать по сюжету ёжику иголку, белке орешки, мишке ягодки.
Игра «Раздуй кляксу»
Цель: тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитие зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми раздувает кляксу из гуаши, определяют на что она похожа.
Игра «Обведи по контуру»
Цель: тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитие зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки.
Развивать творческое воображение, речь.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку обвести по контуру рисунок, угадать контурное изображение.
ИГРА «Мешок игрушек»
Цель. Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет.
Игровой материал. Мешочек, маленькие игрушки контрастной формы: кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, машинки и др.
Ход игры. Игра проводится с подгруппой (4-6 человек). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках (яркий мешочек). Педагог сообщает, что в этом мешочке много-много игрушек для каждого. После этого спрашивает детей: « Хотите узнать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе подарок, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешочка и показать всем. Воспитатель по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все ребята получают подарки и с ними возвращаются на свои места. Затем воспитатель разрешает поиграть с игрушками, внимательно их рассмотреть, пощупать. Потом игрушки снова собираются в мешочек, и игра повторяется снова. Дети опять ищут себе подарки, но теперь уже каждый ребенок знает, какую по форме игрушку ему хочется найти.
Назови машину»
Цель игры. Познакомить ребёнка с названиями машин.
Ход игры. Положите перед ребёнком 3-4 карточки, например, карточки с изображением автобуса, парохода и самолёта. Попросить ребёнка найти карточку с автобусом. Похвалите малыша, если он справился. Помогите, если возникли затруднения.
Расскажите, что автобус большой, он возит людей по городу или даже в другие города. Назовите цвет автобуса. Расскажите ребёнку и о других машинах.
Прежде чем переходить к следующим играм, убедитесь, что ребёнок хорошо ориентируется в названиях и назначении машин.
Цвет машины
Цель игры. Научить ребёнка различать машины по цвету.
Ход игры. Задача игрока – собрать вместе все машины одного цвета и выложить их в цепочку. Обобщающие карточки в этой игре не используются.
Задайте малышу дополнительные вопросы. Как называется тот или иной цвет? Какая из машин жёлтого цвета? Какого цвета пожарная машина
Виды машин
Цель игры. Научить ребёнка объединять машины в группы.
Ход игры. Разложите карточки перед ребёнком изображением вверх. Отдельно положите четыре крупные (обобщающие) карточки. Предложите малышу найти изображение какого – либо вида транспорта, например, лодки. Где её можно увидеть? К какой из четырёх обобщающих карточек её можно присоединить? Проверить правильность своего выбора ребёнок может по цвету фона.
Попросите собрать цепочки карточек: водный транспорт, воздушный транспорт, наземный пассажирский транспорт, специальные машины.
Задайте ребёнку дополнительные вопросы. Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Как называются машины, которые летают по небу. Какие виды наземных машин знает ребёнок (служебные, пассажирский транспорт; легковые, грузовые и т. п.)? как можно назвать трамвай, троллейбус и автобус (городской транспорт)?
Что к чему
Ход игры. Разложите карточки в произвольном порядке. Возьмите две карточки, образующие пару, например, с целым и разрезанным яблоком. Спросите у ребёнка, где целое яблоко? Где половинка яблока? Что больше – целое яблоко или половина?
Объясните ему незнакомые понятия, например, что такое «пополам», «две части», «половина». Какие предметы на карточках разделены на равные части? На неравные?
Предложите ребёнку найти пары: целый предмет и его часть. Если карточки подобраны правильно, они легко соединяются. Если он затрудняется с поиском карточек, задайте ему наводящие вопросы, например, какую часть забыл нарисовать художник? Какой предмет можно составить из этих частей? От чего этот кусочек?
ИГРЫ С ВОДОЙ
Игра «Взбей пену»
Ловко пену я взбиваю
И ей тортик украшаю
Цель: Развитие у детей мелкой и общей моторики рук. Работа над формированием и развитием темпа и ритма речи. Формирование правильного захвата руки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям взбить пену – крем для украшения праздничного торта.
Оборудование: Ёмкость с водой, венчик, средство для пены.
Игра «Поймай рыбку»
Цель: Развитие у детей координации движений, общей моторики, внимания. Формирование правильного захвата руки. Развитие ловкости.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить на рыбалку и удочкой поймать рыбку.
Оборудование: Ёмкость с водой, удочки и рыбки.
Игра «Запусти рыбку»
Цель: Развитие у детей внимания, координации движений, общей и мелкой моторики, формирование и закрепление представлений об обитателях водоёмов.
Создание положительного эмоционального настроя.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям завести и запустить рыбок в водоём.
Оборудование: Ёмкость с водой, заводные рыбки.
Игра «Сдуй облако»
Ловко пену я взбиваю
И ей тортик украшают.
Цель: Развитие у детей внимания, координации движений. Активизация мышц губ, формирование умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поймать на ладошку «облако» и сдуть его.
Оборудование: Ёмкость с водой, средство для пены, венчик
Игра «Тонет, не тонет»
Цель: Знакомство со свойствами различных материалов, развитие координации движений, закрепление понятий «лёгкий», «тяжелый». Развитие логического мышления.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям опустить в воду разные по качеству предметы и понаблюдать за ними, охарактеризовать их.
Оборудование: Ёмкость с водой, тяжелые и лёгкие предметы.
Игра «Сделаем фонтан»
Цель: Развитие у детей общей и мелкой моторики рук, внимания. Формирование правильного захвата рук, эмоционального настроя.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям наполнить спринцовки водой и путём нажатия сделать «Фонтан».
Оборудование: Ёмкость с водой, спринцовки.
Игра «Выбери нужного цвета»
Цель: Развитие у детей сенсомоторики, координации движений, зрительного внимания, закрепление цветовых оттенков.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям достать предметы одного цвета со дна ёмкости.
Оборудование: Ёмкость с водой, разноцветные колпачки, крышки.
Игра «Капитан»
Цель: Развитие у детей внимания, психических процессов, координации движений, формирования умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох. Работа над артикуляционной моторикой. Создание положительного настроя.
Ход игры: Воспитатель наполняет ёмкость с водой и запускает с детьми бумажные кораблики. Предлагает подуть на кораблики, отправляя их в плавание.
Оборудование: Ёмкость с водой, бумажные кораблики.
Игра «Половинки»
Цель: Развитие у детей внимания, глазомера, координации движений. Формирование ловкости, эмоционального настроя.
Ход игры: Воспитатель предлагает наполнить стаканчик водой наполовину.
Оборудование: Ёмкость с водой, стаканчик.
Игра «Достань ракушку»
Найти в песочке клад,
Я буду очень рад.
Цель: Развить у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движения и речи.
Ход игры: На дно ёмкости с водой выкладывается несколько камешков, ракушек. Воспитатель предлагает ребёнку достать со дна «клал».
Оборудование: Ёмкость с водой, камешки, ракушки, сачок
Игра «Напои слона»
Цель: Развитие у детей координации движения, мелкой и общей моторики, внимания.
Формирование правильного захвата руки, развитие ловкости.
Создание положительного эмоционального настроя.
Ход игры: Воспитатель обыгрывают спринцовку: «В гости к нам пришли слоны, очень пить хотят они». Предлагает детям напоить слоников.
Оборудование: Ёмкость с водой, спринцовки.
Игра «Тёплый, холодный»
Цель: Закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие эмоционального настроя, развитие внимания.
Ход игры: Воспитатель заполняет ёмкость тёплой и холодной водой и предлагает детям запустить утят в тёплую воду, а рыбок в холодную.
Оборудование: Ёмкость с тёплой и холодной водой, утята, рыбки.
Игра «Поймай льдинку»
Цель: Развитие у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами воды. Формирование правильного захвата руки. Развитие тактильной чувствительности и ловкости.
Ход игры: Воспитатель опускает в ёмкость 5 -6 льдинок и предлагает детям достать их и понаблюдать, как они тают и превращаются в воду.
Оборудование: Ёмкость с водой, лёд, сачок, пустая ёмкость.
Дидактические игры для детей 2 младшей группы