Задачи с прямоугольниками, вписанными в треугольники
Пример 5. В прямоугольный треугольник, каждый катет которого равен 6 см, вписан прямоугольник, имеющий с треугольником общий угол. Найдите периметр прямоугольника.
Решение. Изобразим Рис. 8. Ясно, что можно построить множество различных прямоугольников, вписанных в прямоугольный треугольник, но выясняется, что их периметры будут одинаковы, покажем это и найдем искомый периметр.
Рис. 8
По условию равнобедренный .
Искомый периметр прямоугольника: .
Рассмотрим прямоугольный : .
Тогда периметр прямоугольника : .
Ответ: 12 см.
Пример 6. В равнобедренный прямоугольный треугольник вписан прямоугольник так, что две его вершины находятся на гипотенузе, а две другие – на катетах. Чему равны стороны и периметр прямоугольника, если известно, что они относятся как 5:2, а гипотенуза треугольника равна 45 см?
Решение. Изобразим Рис. 9 и укажем на нем все элементы, которые мы введем в процессе решения задачи.
Рис. 9
По условию равнобедренный и прямоугольный .
Указано, что вписанный прямоугольник имеет заданные пропорции, поэтому его стороны можно ввести, как определенное количество неизвестных нам частей : .
Рассмотрим треугольники и – они прямоугольные и имеют по одному углу , следовательно, второй угол у них тоже по (см. решение предыдущей задачи), т.е. они равнобедренные, и .
Теперь можем выписать длину гипотенузы как сумму длин отрезков, на которые она разбита вписанным прямоугольником (через те части , которые мы ввели): .
Теперь можем посчитать длины сторон прямоугольника и его периметр: .
Ответ: стороны равны .
Сегодня мы рассмотрели прямоугольник, его свойства, признаки и задачи на прямоугольник. На следующем уроке мы познакомимся с такими частными случаями параллелограмма, как ромб и квадрат.
Домашнее задание
1. В прямоугольнике диагональ образует со стороной угол, равный . Определить угол между диагоналями, обращенный к меньшей стороне.
2. В прямоугольнике точка пересечения диагоналей отстоит от меньшей стороны на 4 см дальше, чем от большей стороны. Периметр этого прямоугольника равен 56 см. Определить его стороны.
3. Построить прямоугольник по основанию, равному 2,4 см, и диагонали, равной 3,1 см.
Урок 11: Ромб и квадрат.
На этом уроке пришло время познакомиться с ещё двумя видами параллелограмма: ромбом и квадратом. С этими фигурами каждый из нас знаком с самого детства, однако мало кто ассоциирует их с параллелограммом. А их свойства многие из нас применяли на практике, не зная даже, на чём они основаны. Мы рассмотрим определения и свойства параллелограмма и квадрата, а также решим несколько задач с использованием указанных свойств.
Ромб и его свойства
Ромб – это частный случай параллелограмма, поэтому он обладает всеми свойствами параллелограмма. Однако есть и специфические свойства, о которых пойдёт речь. Но для начала сформулируем одно из определений ромба.
Ромб –это параллелограмм, у которого все стороны равны.
Сформулируем и докажем теорему о свойствах ромба.
Теорема
Диагонали ромба перпендикулярны и делят углы ромба пополам (являются биссектрисами углов) (см. Рис. 1).
Дано:
– ромб
Доказать:
.
Доказательство:
Рис. 1
Рассмотрим : – середина (так как ромб является параллелограммом, то его диагонали в точке пересечения делятся пополам). Кроме того, из определения ромба следует, что . Значит, треугольник – равнобедренный; является медианой этого треугольника, проведённой к основанию, а, значит, и биссектрисой, и высотой. Из этого следует, что:
, то есть диагонали ромба перпендикулярны;
, то есть диагонали ромба являются биссектрисами его углов (равенство остальных углов можно доказать аналогично).
Доказано.
Ещё один частный случай параллелограмма – квадрат.
Квадрат и его свойства
Квадрат –это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Квадрат обладает всеми свойствами прямоугольника и ромба. А именно:
· все углы квадрата прямые;
· диагонали квадрата равны, взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делят углы квадрата пополам.
Задачи на ромб и квадрат
Теперь рассмотрим несколько задач, в которых встречаются ромб и квадрат.
Задача 1.
В ромбе одна из диагоналей равна стороне (см. Рис. 2). Найти:
а) углы ромба;
б) углы между диагоналями и сторонами.
Дано: – ромб; .
Найти: а) ; б) .
Решение:
Рис. 2
а) (так как у ромба все стороны равны). Значит, треугольник – равносторонний. Отсюда следует, что угол . Так как в любом параллелограмме сумма соседних углов равна , то .
Ответ: .
б) По доказанной выше теореме: . Аналогично получаем, что .
Ответ: .
Задача 2.
Найти периметр ромба , в котором , а меньшая диагональ равна . Найти периметр ромба.
Дано: – ромб; .
Найти:
Решение:
Рис. 3
Рассмотрим треугольник , в нём: . Значит, данный треугольник равнобедренный, угол при вершине у него равен , два других угла при основании равны, поэтому данный треугольник – равносторонний. Значит: . Так как в ромбе все стороны равны, то периметр ромба равен: .
Ответ: .
Задача 3.
Найдите углы, которые образуют диагонали ромба с его сторонами, если один из углов ромба равен .
Дано: – ромб, .
Найти:
Решение:
Рис. 4
Вспомним, что в любом параллелограмме противоположные углы, а сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна . Из этого следует, что: . Теперь воспользуемся доказанной вначале теоремой: .
Ответ:
Задача 4.
Докажите, что параллелограмм является ромбом, если:
а) его диагонали взаимно перпендикулярны;
б) его диагонали являются биссектрисами углов.
а) Дано: – параллелограмм, .
Доказать: – ромб.
Доказательство:
Рис. 5
Рассмотрим треугольник : в нем является одновременно и высотой (так как диагонали перпендикулярны), и медианой (так как диагонали в любом параллелограмме точкой пересечения делятся пополам). Значит, – равнобедренный. Из этого следует, что: . Если теперь воспользоваться тем, что в параллелограмме противоположные стороны равны, получаем, что: . То есть – ромб.
Доказано.
б) Дано: – параллелограмм, – биссектрисы углов параллелограмма.
Доказать: – ромб.
Доказательство:
Рис. 6
Рассмотрим треугольник : в нем является одновременно и биссектрисой (так как диагонали являются биссектрисами углов), и медианой (так как диагонали в любом параллелограмме точкой пересечения делятся пополам). Значит, – равнобедренный. Из этого следует, что: . Если теперь воспользоваться тем, что в параллелограмме противоположные стороны равны, получаем, что: . То есть, – ромб.
Доказано.
Задача 5.
Докажите, что ромб, у которого один из углов прямой, является квадратом.
Дано: – ромб,
Доказать: – квадрат.
Доказательство:
Рис. 7
Вспомним, что квадрат – это одновременно прямоугольник и ромб. Если говорить о сформулированном строгом определении, то квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Равенство сторон следует из того, что данный четырёхугольник – ромб. Осталось доказать, что он является ещё и прямоугольником. По условию: (у любого параллелограмма противоположные углы равны). Кроме того, сумма соседних углов параллелограмма равна . Значит: . Отсюда мы получаем, что – прямоугольник, а значит, и квадрат.
Доказано.
На этом уроке мы изучили ромб и квадрат, а также рассмотрели их свойства и решили различные задачи, в которых встречаются ромб и квадрат.
На следующем уроке мы обобщим полученные знания о параллелограммах.
Домашнее задание
1. Найти углы ромба, если его сторона образует с диагоналями углы, разность которых равна .
2. Найти углы ромба, если его сторона образует с диагоналями углы, которые относятся как .
3. Доказать, что прямоугольник, у которого диагонали перпендикулярны, – квадрат.
Урок 12: Повторение теории и решение задач
На этом уроке мы повторим и обобщим все полученные знания при изучении главы «Четырехугольники. Параллелограммы». Вспомним определения, свойства и признаки таких фигур, как параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Решим несколько примеров, которые демонстрируют применение всех изученных фактов к указанным фигурам.