Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы».

Геометрия.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы».

Урок 1: Повторение. Начальные геометрические сведения.

На этом уроке вспомним аксиому о параллельных прямых и следствие из нее. Повторим определение луча и угла и единицы измерения отрезков и углов. Вспомним определение равных геометрических фигур и то, как сравнивают и измеряют отрезки и углы. Вспомним, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются острыми, прямыми и тупыми. Повторим теоремы о сумме смежных углов и о равенстве вертикальных углов. Вспомним, что такое перпендикулярные прямые и теорему о том, что две перпендикулярные к третьей прямые не пересекаются. И будем решать типовые задачи на повторенный материал.

Повторение начальных геометрических сведений

Вспомним сведения, изученные в текущей теме:

- Аксиома. Через две точки можно провести прямую, и только одну.

- Прямые на плоскости могут пересекаться, могут не иметь общих точек.

- Угол измеряется в градусах. 1 градус – это сто восьмидесятая часть от развернутого угла.

- Сумма смежных углов равна 180о.

- Вертикальные углы равны между собой.

- Прямые, пересекающиеся под углом 90о, называются перпендикулярными.

- Прямые, перпендикулярные одной прямой, не пересекаются.

Пример 1

Пример 1: Найти угол между биссектрисами смежных углов.

Решение:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 1. Чертеж к примеру 1

Биссектриса BL1 угла DBC = β делит его на два угла, градусная мера которых равна Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Биссектриса BL2 угла АBC = α делит его на два угла, градусная мера которых равна Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Необходимо найти угол L1 ВL2. Выполним сложение углов: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru L1 ВL2 = Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru L1 ВС + Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru СВL2 = Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Сумма углов α + β равна 180о, поскольку данные углы – смежные.

Ответ: 90о.

Отметим, что в данной задаче нам не было известно, какие градусные меры углов Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru DBC и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru АBC, однако мы знаем, что их сумма равна 180о.

Пример 2

Пример 2: Отрезок длиной 36 см поделили на 4 неравных части. Расстояние между серединами крайних частей равно 30 см. Найдите расстояние между серединами средних частей отрезка.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 2. Чертеж к примеру 2

Решение:

Найдем величину суммы отрезков Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru Соответственно, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Вычислим сумму длин оставшихся отрезков: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Найдем расстояние между серединами средних частей отрезка. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Ответ: 12 см.

Пример 3

Пример 3: Отрезок длиной m разделен на три части. Найти расстояние между серединами крайних частей.

Решение:

Выполним рисунок.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 3. Чертеж к примеру 3

Поскольку длина трети отрезка равна Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , то длина половины этой части равна Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Тогда чтобы найти расстояние между серединами крайних частей, необходимо выполнить действие: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Ответ: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Домашнее задание

1. Определите длину отрезка АВ, если АС : ВС = 3 : 2, а ВС = 3 см.

2. При пересечении прямых образовалось 4 неразвернутых угла. Определите градусные меры этих углов, если сумма трех углов 320о.

3. Может ли быть такое, что один из смежных углов больше другого в 100 раз?

Урок 2: Повторение. Параллельные прямые и задачи на углы между ними и секущей.

В ходе занятия учащиеся смогут кратко повторить теоретические сведения о параллельных прямых и углах между ними и секущей. Затем применить эти знания, решив несколько задач по соответствующей теме.

Повторение

Задача 1

Задача 1:

Сумма накрест лежащих углов при пересечении двух параллельных прямых секущей равна 210 Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите эти углы.

Дано: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Найти: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 5

Решение:

Поскольку прямые a и b параллельны, то накрест лежащие углы равны.

Следовательно, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Тогда Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Ответ: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Задача 2

Задача 2:

Найдите все углы, образованные при пересечении параллельных прямых a и b с секущей c, если:

А. один из углов равен Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru ;

Б. один из углов на Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru больше другого.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 6

А.

Дано: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Найти: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Решение:

1. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru (как вертикальные);

2. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru (как смежные);

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru (как вертикальные);

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru ;

3. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru (как соответственные)

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru (как вертикальные)

Ответ: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Б.

Дано: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Найти: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Решение:

1. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru +

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Тогда Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

2. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru (как соответственные)

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru (как вертикальные)

Ответ: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Задача 3

Задача 3:

На рисунке Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , прямые m и n – биссектрисы углов 1 и 2. Докажите, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 7

Доказательство:

Из того, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , по свойству параллельных прямых вытекает, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Следовательно, углы 3, 4, 5, 6 тоже будут равны между собой, как половинки равных углов.

Тогда из того, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , по первому признаку параллельности прямых Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , что и требовалось доказать.

Домашнее задание

1. Докажите, что биссектрисы соответственных углов при параллельных прямых параллельны.

2. Две параллельные прямые пересечены третьей прямой так, что сумма двух из полученных восьми углов равна 240 Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите меры всех образованных углов.

3. Через точку, не лежащую на прямой a, проведено три прямые. Докажите, что по крайней мере две из них пересекают прямую a.

Урок 3: Повторение. Треугольники.

На этом уроке мы повторим основные понятия, пройденные в 7 классе. К ним относятся: важнейшая геометрическая фигура – треугольник, его свойства, признаки равенства треугольников. Для повторения основных фактов, связанных с треугольниками, нам необходимо будет вспомнить понятия, возникающие при рассмотрении пересечения секущей двух параллельных прямых, такие как накрест лежащие, односторонние, соответственные и вертикальные углы. Исходя из этих понятий, мы повторим теоремы о сумме углов треугольника и о внешнем угле треугольника. В ходе урока рассмотрим примеры.

Первый признак равенства треугольников (по углу и прилежащим сторонам) (см. Рис. 1).

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Два треугольника равны, если угол и две прилежащие к нему стороны одного треугольника равны соответственно углу и двум прилежащим к нему сторонам другого треугольника.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Второй признак равенства треугольников (по стороне и прилежащим углам) (см. Рис. 2).

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 2.

Второй признак равенства треугольников

Два треугольника равны, если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника равны соответственно стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Третий признак равенства треугольников (по трем сторонам) (см. Рис. 3).

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 3.

Третий признак равенства треугольников

Два треугольника равны, если три стороны одного треугольника равны соответственно трем сторонам другого треугольника.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Вспомним три признака равенства треугольника: мы можем видеть, что, используя небольшое количество фактов о двух треугольниках, можно получить достаточно много информации о равенстве всех их элементов.

Свойства треугольников, которые мы повторим в дальнейшем, будут связаны со свойствами параллельных прямых.

Пример (признак равенства треугольников по двум сторонам и большему углу)

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 8.

Признак равенства треугольников по двум сторонам и большему углу

Два треугольника равны, если две стороны и наибольший угол одного треугольника равны соответственно двум сторонам и наибольшему углу другого треугольника.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Доказательство.

Если наибольшим углом окажется угол Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , то признак доказан, т.к. он сводится к первому признаку равенства треугольником. Поэтому на Рис. 8 изображен общий случай, когда наибольшим является угол, не лежащий между указанными сторонами, например, это угол Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Кстати, наибольший угол Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru не обязательно должен быть тупым, на рисунке так изображено только для наглядности.

Для доказательства равенства треугольников вспомним, что фигуры равны, если их можно совместить.

Мысленно наложим один треугольник поверх второго так, чтобы совпали точки Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Ввиду равенства сторон Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и угла Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru несложно представить, что точки Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru тоже совпадут. Получим, что у двух сравниваемых треугольников уже совпали две вершины, но не факт, что совпадет третья ( Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru ), это и осталось доказать.

Докажем этот факт от противного: изобразим исходный треугольник поверх другого треугольника (в скобках указаны совпавшие вершины) и представим, что вершины Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru не совпали, как это указано на Рис. 9.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 9

Нам необходимо доказать, что ситуация несовпадения точек Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru невозможна.

Рассмотрим получившейся в результате наложения треугольник Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . В нем стороны Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru по условию, следовательно, он равнобедренный, следовательно, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . А Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , если назвать вершины, как в исходном треугольнике.

Но угол Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru является внешним для треугольника Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , следовательно, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Получили такие соотношения:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , что противоречит условию задачи. Следовательно, точки Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru совпадают, и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Доказано.

В рамках урока мы повторили признаки равенства треугольников и две важнейшие теоремы о треугольниках.

На следующем уроке мы вспомним свойства такого частного вида треугольников, как прямоугольный треугольник.

Домашнее задание

1. На медиане Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru треугольника Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru отметили точку Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru так, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Докажите, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – равнобедренный.

2. Равнобедренные треугольники Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru имеют общее основание Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Докажите, что прямая Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – серединный перпендикуляр отрезка Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

3. В треугольнике Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , биссектрисы внешних углов при вершинах Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru пересекаются в точке Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите угол Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

4. В треугольнике Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . На стороне Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru отметили точку Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru так, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите углы треугольника Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Урок 4: Повторение. Прямоугольные треугольники.

Данный урок посвящен прямоугольным треугольникам и их свойствам. Прямые углы, а значит, и прямоугольные треугольники, встречаются в жизни человека практически на каждом углу (в прямом и переносном смысле). Поэтому изучение их свойств может пригодиться не только при дальнейшем изучении курса геометрии, но и в простых жизненных ситуациях. В 7 классе были изучены самые простые свойства прямоугольных треугольников. Поскольку в 8 классе изучению более сложных свойств будет уделено достаточно большое внимание, необходимо вспомнить то, что нам уже известно про прямоугольные треугольники.

Неравенство треугольника

В любом треугольнике сумма любых двух сторон больше третьей стороны.

Из данного неравенства сразу же следует свойство 3.

Примечание: несмотря на то, что каждый из катетов по отдельности меньше гипотенузы, их сумма оказывается больше. В числовом примере это выглядит так: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , но Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Доказано.

Определение параллелограмма

На прошлом уроке мы рассмотрели понятие выпуклого многоугольника. Теперь изучим частный случай многоугольника – четырехугольник, а точнее – частный случай четырехугольника – параллелограмм.

Параллелограмм – это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны (см. Рис. 1).

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 1. Параллелограмм

То есть, если даны две параллельные прямые, которые пересекают еще две параллельные прямые, то они образуют фигуру, которая называется параллелограммом Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Из того, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – параллелограмм, можно сделать следующие выводы: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Верно и обратное утверждение: если Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , то четырёхугольник Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – параллелограмм.

Помимо данного определения, можно дать ещё несколько эквивалентных, однако мы остановимся именно на таком, классическом определении параллелограмма, и сформулируем свойства данной фигуры, пользуясь параллельностью её противоположных сторон.

Примеры задач на свойство параллелограмма

Пример 1.

Периметр параллелограмма равен 48 см. Найти его стороны, если одна сторона на 3 сантиметра больше другой (см. Рис. 4).

Дано:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – параллелограмм, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Найти:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Решение:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 4

Обозначим меньшую сторону параллелограмма Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Учитывая свойство 1 для параллелограмма, запишем следующее равенство: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Из условия: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Напомним, что периметр многоугольника – это сумма всех его сторон. Поэтому можем записать следующее равенство: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Или: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Получаем, что стороны параллелограмма: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Ответ: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Пример 2

Биссектриса угла Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмма Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru пересекает сторону Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru в точке Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите периметр параллелограмма.

Дано:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – параллелограмм, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – биссектриса. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Найти:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Решение:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 5

Вспомним определение биссектрисы: биссектриса делит угол пополам. Это значит, что: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Кроме того, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru является секущей при параллельных прямых Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . А это значит, что внутренние накрест лежащие углы равны: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Из этого получается:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Так как Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , то Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Откуда: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Периметр – сумма всех сторон, у параллелограмма противоположные стороны равны. Получаем: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Ответ: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Итак, мы рассмотрели определение и свойства параллелограмма, в частности: равенство противоположных сторон и углов, а также то, что диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам, и использовали эти свойства при решении задач.

В дальнейшем мы изучим признаки параллелограмма, а также научимся применять свойства и признаки параллелограмма при решении более сложных примеров.

Домашнее задание

1. Найдите периметр параллелограмма Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , если сторона Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru равна Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и составляет Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru стороны Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

2. Периметр параллелограмма равен Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите стороны параллелограмма, если одна из них на Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru больше другой.

3. Найдите углы параллелограмма, если градусные меры двух его углов относятся как Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

4. Точка пересечения диагоналей параллелограмма удалена от двух его вершин на Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите длины диагоналей параллелограмма.

Урок 7: Признаки параллелограмма

На сегодняшнем уроке мы повторим основные свойства параллелограмма, а затем уделим внимание рассмотрению первых двух признаков параллелограмма и докажем их. В ходе доказательства вспомним применение признаков равенства треугольников, которые мы изучали в прошлом году и повторяли на первом уроке. В конце будет приведен пример на применение изученных признаков параллелограмма.

Пример на применение первого признака параллелограмма

Рассмотрим пример на применение признаков параллелограмма.

Пример 1. В выпуклом четырехугольнике Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru Найти: а) углы четырехугольника; б) сторону Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Решение. Изобразим Рис. 4.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 4

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмм по первому признаку параллелограмма.

А. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru по свойству параллелограмма о противоположных углах, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru по свойству параллелограмма о сумме углов, прилежащих к одной стороне.

Б. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru по свойству равенства противоположных сторон.

Ответ. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

На следующем уроке мы рассмотрим еще один признак параллелограмма (третий).

Домашнее задание

1. Докажите, что если сумма углов, прилежащих к любой из сторон четырехугольника, равна Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , то этот четырехугольник – параллелограмм.

2. Точки Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – соответственно середины сторон Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмма Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Докажите, что четырехугольник Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – параллелограмм.

3. В треугольнике Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru медиана Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru перпендикулярна к стороне Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Урок 8: Третий признак параллелограмма

Данный урок посвящён третьему признаку параллелограмма и его применению. На предыдущем уроке были изучены первый и второй признаки параллелограмма, которые основывались на свойствах сторон и углов параллелограмма. Третий признак основан на свойстве диагоналей параллелограмма. А именно, на том, что диагонали параллелограмма в точке пересечения делятся пополам. Признаки параллелограмма очень важны при решении целого ряда задач, поскольку позволяют доказывать то, что четырёхугольник является параллелограммом, а, значит, можно пользоваться его свойствами.

Пример задачи на третий признак параллелограмма и обобщение

Рассмотрим пример на применение третьего признака параллелограмма.

Пример 1

Дано:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмм; Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – середина Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – середина Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – середина Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – середина Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru (см. Рис. 2).

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 2

Доказать: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – параллелограмм.

Доказательство:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Значит, в четырёхугольнике Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru диагонали в точке пересечения делятся пополам. По третьему признаку параллелограмма из этого следует, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – параллелограмм.

Доказано.

Если провести анализ третьего признака параллелограмма, то можно заметить, что этот признак соответствует свойству параллелограмма. То есть, то, что диагонали делятся пополам, является не просто свойством параллелограмма, а его отличительным, характеристическим свойством, по которому его можно выделить из множества четырёхугольников.

На следующем уроке мы рассмотрим решение различных задач про параллелограмм.

Домашнее задание

1. Диагонали четырёхугольника Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru пересекаются в точке Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Является ли данный четырёхугольник параллелограммом, если Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Ответ обоснуйте.

2. Диагонали четырёхугольника Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru пересекаются в точке Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Известно, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Докажите, что данный четырёхугольник – параллелограмм.

Урок 9: Задачи на параллелограмм.

На уроке мы, прежде всего, повторим уже изученные ранее свойства и признаки параллелограмма и все основные понятия, которые связаны с этой геометрической фигурой. Главной целью занятия будет рассмотрение нескольких примеров на применение знаний о параллелограмме. В процессе решения примеров познакомимся с важнейшей теоремой, связанной с параллельностью прямых, – теоремой Фалеса.

1. Повторение определения, свойств и признака параллелограмма

Сегодня мы основное внимание уделим задачам на параллелограмм. Для этого нам необходимо владеть определением параллелограмма, его свойствами и признаками. Повторим эти факты, обобщим и структурируем их.

Определение. Параллелограмм– четырехугольник, у которого каждые две противоположные стороны параллельны (см. Рис. 1).

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 1. Параллелограмм

Основные свойства параллелограмма:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Теорема.Первый признак параллелограмма.Если в четырехугольнике две противоположные стороны равны и параллельны (см. Рис. 2), то этот четырехугольник – параллелограмм. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмм.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 2. Первый признак параллелограмма

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 3. Второй признак параллелограмма

Теорема. Второй признак параллелограмма.Если в четырехугольнике каждые две противоположные стороны равны (см. Рис. 3), то этот четырехугольник –параллелограмм. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмм.

Теорема. Третий признак параллелограмма.Если в четырехугольнике диагонали точкой пересечения делятся пополам (см. Рис. 4), то этот четырехугольник – параллелограмм. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмм.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 4. Третий признак параллелограмма

Задачи на параллелограммы

Теперь рассмотрим решение задач с использованием определения, свойств и признаков параллелограмма.

Пример 1. В параллелограмме Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru проведены биссектрисы Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , которые пересекаются в точке Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найти Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Решение. Изобразим Рис. 5.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 5

Обозначим для удобства: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Следовательно, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru поскольку Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru биссектрисы.

По теореме о сумме внутренних углов треугольника Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Вспомним свойство параллелограмма о сумме углов, прилежащих к одной стороне: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Тогда:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Ответ. Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Пример 2. Прямая Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , проведенная через середину Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru стороны Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллельно стороне Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru треугольника Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru пересекает третью его сторону в середине. Доказать, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – это середина Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Доказательство. Изобразим Рис. 6 с дополнительными построениями: проведем Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 6

Рассмотрим четырехугольник Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru :

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмм по определению. Тогда по свойству равенства противоположных сторон Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , но по условию еще известно, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru , следовательно, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Рассмотрим треугольники Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru :

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru по второму признаку равенства треугольников (по стороне и прилежащим углам).

Из равенства указанных треугольников следует равенство их соответствующих сторон, т.е., например, что Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Это означает, что точка Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru является серединой стороны Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Что и требовалось доказать.

Доказано.

Методы, которые мы рассмотрели сегодня на примерах, демонстрирующих свойства и признаки параллелограмма, помогут нам в дальнейшем при работе с параллелограммами в более сложных случаях.

Домашнее задание

1. В параллелограмме Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru см, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru см, биссектрисы углов Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru пересекают сторону Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru в точках Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите длину отрезка Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

2. Угол между высотами параллелограмма, проведенными из вершины тупого угла, равен Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Найдите периметр параллелограмма, если его высоты равны 4 см и 6 см.

3. * Через середину Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru диагонали Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмма Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru проведена прямая, которая пересекает стороны Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru в точках Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru и Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru соответственно. Докажите, что четырехугольник Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru параллелограмм.

Урок 10: Прямоугольник

На данном уроке мы будем рассматривать частный случай параллелограмма – прямоугольник. Мы введем его основные свойства, докажем теорему о равенстве диагоналей прямоугольника и сформулируем признак прямоугольника. Затем решим достаточно много задач, которые связаны с этой фигурой.

Признак прямоугольника

Теорема 2. Признак прямоугольника. Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм – прямоугольник.

Доказательство. Изобразим Рис. 3. Нам необходимо доказать, что изображенный параллелограмм с двумя равными диагоналями – прямоугольник, т.е. имеет прямой угол.

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru

Рис. 3

Поскольку Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – параллелограмм, то можем воспользоваться его свойством: Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Кроме этого, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – по трем сторонам ( Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru ), следовательно, Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru . Тогда имеем:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru прямоугольник, что и требовалось доказать.

Доказано.

Ромб и его свойства

Ромб – это частный случай параллелограмма, поэтому он обладает всеми свойствами параллелограмма. Однако есть и специфические свойства, о которых пойдёт речь. Но для начала сформулируем одно из определений ромба.

Ромб –это параллелограмм, у которого все стороны равны.

Сформулируем и докажем теорему о свойствах ромба.

Теорема

Диагонали ромба перпендикулярны и делят углы ромба пополам (являются биссектрисами углов) (см. Рис. 1).

Дано:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru – ромб

Доказать:

Тема 1: «Повторение. Четырехугольники. Параллелограммы». - student2.ru .

Доказательс

Наши рекомендации